Первая автобусно-троллейбусно-трамвайная выделенка появилась в Санкт-Петербурге!

Oct 22, 2023 19:41


Интересное событие случилось этим летом: в России появилась первая совместная трамвайно-троллейбусно-автобусная выделенная полоса! Речь идёт о Лиговском проспекте: с июня 2023 года по нему проезжают все три вида наземного общественного транспорта!





Когда-то Лиговский проспект был очень приятным бульварчиком с деревьями и трамвайными путями посередине. Трамвай тут доходил до площади Восстания и шёл дальше.



2006 г.

Однако, в 2007 году его решили кардинально реконструировать. Бульвар, увы, полностью срубили, трамвай сократили до Кузнечного переулка, после чего он стал не доходить целых 300 м до главного вокзала города.



Не могу сказать точно, возможно планировался полный демонтаж трамвая и превращение Лиговки в многополосную магистраль.. Тем не менее, этого не случилось, а в центре проспекта сделали уникальную первую в России автобусно-трамвайную выделенную полосу! Все автобусы, что шли по краям проспекта, стали идти по центру вместе с трамваями.



И поэтому к проекту было очень неоднозначное отношение, скорее отрицательное: жалко и красивый бульварчик, да и не доходящий до Московского вокзала трамвай - истинное непотребство..



С другой стороны, выделенка получилась очень качественной и работающей! Вообще, надо сказать, что выделенная полоса, проложенная по центру - самая эффективная. Общественные транспорты не страдают от правых поворотов автомобилей в разные дворы и прилегающие улицы.



Автобусы реально были вытащены из пробок и пошли быстрее. К слову сказать, в последующие годы больше таких выделенок нигде не делалось. Только недавно они стали появляться уже в Москве.



Помните этого перевозчика "Третий Парк"? С его китайскими автобусами..

Но многие забывают и ещё одно ухудшение, которое тогда произошло - троллейбус! По Лиговскому проспекту была проложена не только трамвайная, но и троллейбусная линия. По ней ходил только один 42-й маршрут, но при реконструкции строители посчитали, что невозможно рядом на одной полосе повесить трамвайные и троллейбусные провода, и последний решили просто выкинуть с проспекта...



Автор фото: Сергей Лаврентьев. transphoto.org

На самом деле, это, конечно, было полной ерундой! Трамвайно-троллейбусные выделенки прекрасно существуют в городах Швейцарии и Италии. Вот, например, линия кольцевого троллейбуса в Милане. Троллейбусные провода просто немного сбоку от трамвайных.



Более того, примерно такая же улица была до недавнего времени и в Москве - Каланчёвская. Конечно тут троллейбус не шёл по трамвайной полосе, но расположение проводов вполне себе позволяло это делать.



В общем, можно сказать, что реконструкторы проспекта просто поленились вешать троллейбусную контактную сеть, посчитав, что ради одного маршрута заморачиваться смысла немного. Лиговка осталась лишь с двумя видами транспорта.



42-й маршрут был отменён, а затем, с открытием станции метро Волковская, восстановлен только до неё (от ж.д. платформы Сортировочная). К Лиговскому проспекту троллейбус не подъезжал..



Автор фото: Иван Волков, 2007 год. Последние месяцы работы маршрута на Лиговке. transphoto.org.

Однако в 20-е годы всё начало меняться. Активное развитие маршрутов с увеличенным автономным ходом дало множество возможностей. И 19 июня 2023 года 42-й маршрут был продлён со станции метро Волковская до Московского вокзала!



В районе самой Волковской маршрут идёт несколько разными путями в разные стороны. В одну сторону - по Обводному каналу и через автовокзал, а затем - по Днепропетровской и Камчатской улицам. В обратную - по Волковскому проспекту, Растанному переулку и Курской улице.



Таким образом, спустя 16 лет, историческая справедливость восторжествовала! На Лиговском проспекте ходит снова три вида транспорта!



То есть, по сути ничего кардинального не произошло: линия как была, так и осталась. Никто её не перестраивал, не реконструировал, она действует с 2008 года. Но теперь по ней ходит не 2 вида транспорта, а 3! Пусть и со "сложенными" рогами, но и так тоже неплохо.



Интервал маршрута - 8-10 минут. Ходят троллейбусы достаточно часто.



Повторюсь, что нигде в России больше нет такого места, где все три вида НОТ следовали бы по одним и тем же полосам, останавливались на одних и тех же остановках. Да и в мире таких мест очень мало. Лиговка - уникальна!



Троллейбусы, автобусы и трамваи ездят теперь все тут вперемешку. Но никто никому не мешает, всем хватает места.



Стало больше возможностей доехать из центра в разные места Фрунзенского района.



Кстати, до реконструкции, 42-й ходил несколько дальше Московского вокзала - до улицы Радищева. Сейчас же Московский - конечная. Троллейбусы разворачиваются на площади Восстания вокруг стелы.



На последнем 300-метровом участке, как мы помним, выделенной полосы уже нет. И троллейбусы тут следуют в общем потоке с автомобилями.



Впрочем, даже с такими автономными троллейбусами Лиговка выглядит чуточку лучше.



Впрочем, сложно не вспомнить, каким был уютным проспект до 2007 года. Нынешний вид и близко не сравнится...



Санкт-Петербург, Автобусы, Выделенные полосы, Троллейбусы, Трамваи, Транспорт

Previous post Next post
Up