Интересное событие случилось этим летом: в России появилась первая совместная трамвайно-троллейбусно-автобусная выделенная полоса! Речь идёт о Лиговском проспекте: с июня 2023 года по нему проезжают все три вида наземного общественного транспорта!
Когда-то Лиговский проспект был очень приятным бульварчиком с деревьями и трамвайными путями посередине. Трамвай тут доходил до площади Восстания и шёл дальше.
2006 г.
Однако, в 2007 году его решили кардинально реконструировать. Бульвар, увы, полностью срубили, трамвай сократили до Кузнечного переулка, после чего он стал не доходить целых 300 м до главного вокзала города.
Не могу сказать точно, возможно планировался полный демонтаж трамвая и превращение Лиговки в многополосную магистраль.. Тем не менее, этого не случилось, а в центре проспекта сделали уникальную первую в России автобусно-трамвайную выделенную полосу! Все автобусы, что шли по краям проспекта, стали идти по центру вместе с трамваями.
И поэтому к проекту было очень неоднозначное отношение, скорее отрицательное: жалко и красивый бульварчик, да и не доходящий до Московского вокзала трамвай - истинное непотребство..
С другой стороны, выделенка получилась очень качественной и работающей! Вообще, надо сказать, что выделенная полоса, проложенная по центру - самая эффективная. Общественные транспорты не страдают от правых поворотов автомобилей в разные дворы и прилегающие улицы.
Автобусы реально были вытащены из пробок и пошли быстрее. К слову сказать, в последующие годы больше таких выделенок нигде не делалось. Только недавно они стали появляться уже в Москве.
Помните этого перевозчика "Третий Парк"? С его китайскими автобусами..
Но многие забывают и ещё одно ухудшение, которое тогда произошло - троллейбус! По Лиговскому проспекту была проложена не только трамвайная, но и троллейбусная линия. По ней ходил только один 42-й маршрут, но при реконструкции строители посчитали, что невозможно рядом на одной полосе повесить трамвайные и троллейбусные провода, и последний решили просто выкинуть с проспекта...
Автор фото: Сергей Лаврентьев. transphoto.org
На самом деле, это, конечно, было полной ерундой! Трамвайно-троллейбусные выделенки прекрасно существуют в городах
Швейцарии и Италии. Вот, например, линия кольцевого троллейбуса в Милане. Троллейбусные провода просто немного сбоку от трамвайных.
Более того, примерно такая же улица была до недавнего времени и в Москве - Каланчёвская. Конечно тут троллейбус не шёл по трамвайной полосе, но расположение проводов вполне себе позволяло это делать.
В общем, можно сказать, что реконструкторы проспекта просто поленились вешать троллейбусную контактную сеть, посчитав, что ради одного маршрута заморачиваться смысла немного. Лиговка осталась лишь с двумя видами транспорта.
42-й маршрут был отменён, а затем, с открытием станции метро Волковская, восстановлен только до неё (от ж.д. платформы Сортировочная). К Лиговскому проспекту троллейбус не подъезжал..
Автор фото: Иван Волков, 2007 год. Последние месяцы работы маршрута на Лиговке. transphoto.org.
Однако в 20-е годы всё начало меняться. Активное
развитие маршрутов с увеличенным автономным ходом дало множество возможностей. И 19 июня 2023 года 42-й маршрут был продлён со станции метро Волковская до Московского вокзала!
В районе самой Волковской маршрут идёт несколько разными путями в разные стороны. В одну сторону - по Обводному каналу и через автовокзал, а затем - по Днепропетровской и Камчатской улицам. В обратную - по Волковскому проспекту, Растанному переулку и Курской улице.
Таким образом, спустя 16 лет, историческая справедливость восторжествовала! На Лиговском проспекте ходит снова три вида транспорта!
То есть, по сути ничего кардинального не произошло: линия как была, так и осталась. Никто её не перестраивал, не реконструировал, она действует с 2008 года. Но теперь по ней ходит не 2 вида транспорта, а 3! Пусть и со "сложенными" рогами, но и так тоже неплохо.
Интервал маршрута - 8-10 минут. Ходят троллейбусы достаточно часто.
Повторюсь, что нигде в России больше нет такого места, где все три вида НОТ следовали бы по одним и тем же полосам, останавливались на одних и тех же остановках. Да и в мире таких мест очень мало. Лиговка - уникальна!
Троллейбусы, автобусы и трамваи ездят теперь все тут вперемешку. Но никто никому не мешает, всем хватает места.
Стало больше возможностей доехать из центра в разные места Фрунзенского района.
Кстати, до реконструкции, 42-й ходил несколько дальше Московского вокзала - до улицы Радищева. Сейчас же Московский - конечная. Троллейбусы разворачиваются на площади Восстания вокруг стелы.
На последнем 300-метровом участке, как мы помним, выделенной полосы уже нет. И троллейбусы тут следуют в общем потоке с автомобилями.
Впрочем, даже с такими автономными троллейбусами Лиговка выглядит чуточку лучше.
Впрочем, сложно не вспомнить, каким был уютным проспект до 2007 года. Нынешний вид и близко не сравнится...