Швейцария - страна электротранспортного совершенства!

May 26, 2022 02:00



Вот уже больше года прошло с момента моего путешествия по Швейцарии, но я до сих пор не рассказал про неё всё, что хотел. Проблема была в том, что слишком много было материала, который никак не выходило структурировать. Но давайте уже признаюсь: одной из основных целей путешествия по ней было исследование троллейбусных систем. Как мы знаем, Собянин с Ликсутовым в 2020 году варварски уничтожили троллейбус в Москве, убеждая всех, что сами они - такие модные и прогрессивные, делают город лучше, а троллейбус - устаревший и несовременный. Я, как вы помните, стёр все кнопки на ноутбуке, рассказывая о том, что это не так, но хотелось бы очень ярких примеров для подтверждения. Потому что даже у меня среди читателей находятся люди, поверившие в собянинскую пропаганду. Где искать эти примеры, как не в прекрасной Швейцарии?





Итак, транспортные системы швейцарских городов иначе как самим совершенством не назовёшь. Сложно сказать, есть ли в мире страна, где транспорт идеальнее и гармоничнее, чем здесь.



Надо сказать, что швейцарские города - не очень большие. Здесь нет ни одного мегаполиса. А самый крупный город Цюрих сопоставим по размеру с .. Тверью - здесь живёт всего 430 тыс. человек (с агломерацией, правда, 1,4 млн.).

Остальные города тут ещё меньше. Больше 100 тыс. будет лишь в Базеле, Женеве, Лозанне и столице Берне.



При этом во всех этих городах, а также во многих других есть электротранспорт. Трамвай присутствует в Цюрихе, Базеле, Женеве, Берне, Нёшателе и Санкт-Галлене.



Изобилие трамваев в центре Базеля.

Троллейбус - в 12 городах: Цюрих, Женева, Лозанна, Берн, Фрибур, Монтрё, Биль, Люцерн, Санкт-Галлен, Шаффхаузен, Винтертур, Нёшатель.



Казалось бы, такие маленькие города, что у нас бы ещё 100 раз подумали, прежде чем пустить троллейбус. Зачем он нужен, если пазики всех вывезут. Собственно, действительно, в городах масштаба Видного троллейбус - скорее экзотика и уже можно довольствоваться фактом его наличия.



Вот - город Фрибур, 38 тыс. жителей, условный Углич. Будут ли ходить в Угличе гармошки-троллейбусы, или более вероятны пазики?

В Швейцарии же не просто в таких городах ходит электротранспортах, так он ещё и весь сочленённый! Интересный факт, но на всю страну нет ни одного одиночного троллейбуса! Недавно несколько штук ходило в Лозанне, но теперь их нет и там! Вдумайтесь: несочленённый одиночный троллейбус в Швейцарии - настоящая экзотика!





Казалось бы, зачем нужны такие огромные сараи в мелких городках? Но нет, принцип страны - сделать максимально возможно удобно всем.



И если есть возможность обеспечить поездки людям без давки, то почему бы этого не сделать? Так люди скорее заходят проехать на ОТ и не полезут в машинку.



Таким образом большие троллейбусы, это те, которые.. дважды сочленённые! Огромная 24-метровая махина с двумя гармошками, у нас такое запрещено всеми правилами ГАИ и СНиПАми и даже в автобусном формате невозможно, а тут - спокойно себе ездит!





Конечно, есть трёхсекционные троллейбусы не везде, а только там, где повышенный пассажиропоток: на некоторых маршрутах Женевы, Лозанны, Берна, Цюриха, Люцерна и Санкт-Галлена!



Тем не менее, это всё - городки пошиба какого-нибудь Серпухова или Камышина - а могли бы вы себе представить в этих городах такой транспорт?



Троллейбусы имеют автономный ход и могут проходить участки без проводов!



А как грациозно они умеют разворачиваться, вы только полюбуйтесь! Даже не притормаживает особо!

image Click to view



В таких узких местах с двумя то гармошками, это ли не настоящее искусство! Подумайте в следующий раз о смысле бытия, когда вам покажется неуместным пускать сочленённые троллейбусы на узкие улицы центральных районов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.





Оказывается, можно, всё таки, организовать движение, что и дважды сочленённая техника будет нормально проезжать. И не просто техника, а ещё привязанная к контактной сети.



Из интересного. До недавнего времени в Лозанне ходили троллейбусы с прицепом!







Я до этого момента один раз в жизни встречал такую технологию - в Таллинне на автобусах. А тут - троллейбус! В отличие от условного СМЕ, тут работает только двигатель на основной машине и это утяжеляет ему задачу - надо ж ещё и прицеп тащить. Судя по всему, раньше такие были и в других городах Швейцарии, в частности, в Люцерне!





Я был совсем недолго в Лозанне, но прокатиться на таком прицепе успел. И очень хорошо: их довольно быстро после моего визита списали.





Теперь это - история.



Почти все троллейбусы - отечественные швейцарские, марки HESS разных модификаций.




В некоторых городах есть бельгийские VanHool и даже польские "Солярисы".




Что касается трамваев, то и они, конечно, пребывают в прекрасном состоянии и хорошо интегрированы и с троллейбусами и с автобусами и, вообще, с любыми другими видами транспорта.



Самые разветвлённые сети - в Цюрихе и Базеле (где вообще 2 типа вагонов от разных кантонов).



По нашим меркам, наверное бы трамваи можно было бы вообще нигде не строить - справились бы и автобусы с троллейбусами. А здесь - не просто трамваи, но ещё и многосекционные, комфортные.




Мелочи, показывающие отношение к пассажиру. С коляской вообще не ощутишь, что зашёл в трамвай или вышел из него.




Есть и парочка этоэлектробусов. Аэропорт Женевы.




Зарядные станции к ним.




А что с метро? Наверное, в таких маленьких городах его, всё же, нет?

Есть! В Лозанне проходит 2 линии автоматического метро, соединяющие центр и берег озера с высоко расположенными районами.





Лозанна - самый маленький город мира (139 тыс.). имеющий собственное метро!





Особое внимание в швейцарских городах уделяется удобным пересадкам, так называемым ТПУ (транспортно-пересадочным узлам). Швейцарцы понимают насколько важно "сшить" поездку пассажира, состоящую из разных видом транспорта, поэтому всё делается для того, чтобы переход из трамвая в троллейбус или из электрички в автобус происходил максимально комфортно, просто и безболезненно. Я даже не буду говорить об удобной тарифной системе, когда за пересадку не платишь - это есть почти во всех евространах.

Но вот такая мелочь, как просто накрыть большой крышей трамвайную станцию? Те самые знаменитые "сухие ноги". Вроде и недорого стоит, а приятно и удобно. Ну и расстояния между остановками минимальные.

Это, кстати, столица, Берн. Остановка около ж.д. вокзала.



А вот ТПУ в Люцерне! Тут рядом и ж.д. вокзал, и остановки автобусов и троллейбусов и причал кораблей по Люцернскому озеро. Всё объединено в единый комплекс.



Ещё из интересного - трамвайно-троллейбусно-пешеходные выделенки! Я находил таких две: в Женеве:



Есть ещё в центре, но тут, правда, троллейбус только в одну сторону идёт.




И в Берне, в самом центре. Это, вообще, просто сказка! Я бы ходил по этой улице каждый день, этим невозможно перестать наслаждаться :)




Очень показательно, что при желании никакие СНиПы и ограничения не помешают повесить рядом трамвайную и троллейбусную контактные сети. Они прекрасно работают совместно на благо горожан!



И можно, конечно, сказать, что Швейцария - богатейшая страна и может себе позволить выбрасывать деньги вот на такие игрушки. Но богатых стран много, есть и побогаче Швейцарии - Эмираты всякие. И дело даже не в этом. А в том, что даже если это эталон транспортного совершенства, кажущийся совершенно недостижимым, ничто не мешает к нему, как минимум, стремиться.



Всегда можно посмотреть "как здесь" и потребовать от властей делать так же: удобные ТПУ, модные трамваи, быстрые стильные трёхсекционные троллейбусы... А почему нет? Почему тут это работает, а у нас, вдруг, не должно? Тут что, какие-то другие люди из другого теста сделаны?



Конечно, транспортная система в каждом из городов достойна отдельного поста. В каждой из них я находил и очень красивые виды и интересные решения. Очень надеюсь, что скоро напишу и про трамваи-троллейбусы Женевы, и про Берн и про Лозанну, и про Базель с Люцерном. В Цюрихе, вот, не был, так что про него поста не будет.


В конце концов, швейцарский транспорт, это просто - КРАСИВО! Красивые троллейбусы, красивые трамваи на фоне архитектуры умопомрачительной красоты, на фоне гор умопомрачительной красоты!


В этой стране, красота бьёт из всех орудий напалмом и просто наповал сражает любого даже самого чёрствого путника.


Просто, может, эта красота вас убедит, что снимать трамваи и троллейбусы - это бред, и что и то и другое может быть красивым, стильным и современным. Особенно, троллейбус, который сейчас в некоторой опале.


Электротранспорт, Швейцария, Троллейбусы, Трамваи, Европа, Транспорт

Previous post Next post
Up