- А вот в Самарканде никакого трамвая не надо. Там все на ешаках ездют. Ешак три рубля стоит - дешевка. А подымает пудов десять!.. Маленький такой ешачок, даже удивительно!
- Вот это и есть Азия! - сердито сказал Треухов. - Ишак три рубля стоит, а скормить ему нужно тридцать рублей в год.
- А на трамвае вашем вы много на тридцать рублей наездите? Триста раз. Даже не каждый день в году.
- Ну и выписывайте себе ваших ишаков! - закричал Треухов и выбежал из кабинета, ударив дверью.
С тех пор у нового заведующего вошло в привычку при встрече с Треуховым задавать ему насмешливые вопросы:
- Ну как, будем выписывать ешаков или трамвай построим?
Знаете, если и есть где-то транспортное чудо, то находится оно в Узбекистане! Что мы наблюдали все последние 30 лет на постсоветском пространстве в плане транспорта? - вечный тлен и увядание. Европейские республики увядали медленно, азиатские - быстрее. Несколько десятков трамвайных и троллейбусных систем исчезло полностью, где-то они сократились в несколько раз. Да, случались за эти годы совсем немногочисленные положительные примеры, когда в каких-то городах трамваи и троллейбус строили. И даже можно найти порядка 10 городов в нашем СНГ, где за эти годы троллейбус появился с нуля (в т.ч. и в Средней Азии). Но новая трамвайная система за все эти годы появилась всего лишь одна! И это случилось ни в России, ни на Украине, ни в Прибалтике.. В 2017 году был запущен трамвай в городе Самарканде!
И, надо сказать, это действительно - какое-то чудо. Я хорошо помню тот период - за 9 месяцев до того, как вагончики повезли первых пассажиров по улицам древнего города, никому и в здравом уме не могло прийти, что такое может в принципе случиться! Тем более, спустя такой короткий срок.
От момента первого упоминания планов постройки трамвая в Самарканде до первых пассажирских рейсов прошло порядка полугода - немыслимо короткий срок! У нас жалкую линию в 300 м только обсуждают в 2-3 раза больше, а уж построить что-то уже 12 лет не могут. А тут в октябре 2016 года президент объявил о трамвае в Самарканде, а в марте трамвай действительно поехал!
На самом деле, когда я услышал первый раз об этом, я даже не особо обратил внимание на эту новость, посчитав её очередным "прожектом", который никогда не случится.. Ну в самом деле, сколько этих трамваев обещали в Астане, Тбилиси, Ашхабаде, Баку.. Где хоть один из них? А, тем более, Самарканд - не такой уж и большой город, в котором трамвай бы и в советское время не факт бы что появился. Но когда я буквально всего через пару недель уже увидел фотографии перегороженных улиц и рабочей техники, готовящей грунт для рельсового полотна, я реально впал в шок! Не может такого быть!
Но тут есть тонкий политический нюанс в стиле востока. Дело в том, что за полгода до этого был закрыт трамвай в Ташкенте. Очень хорошая система, довольно стабильная и развитая с кучей новых вагонов и линий. Работать бы ей и работать, но её закрыли одним росчерком пера всего за месяц. Было это в марте 2016 года, а ещё через несколько месяцев скончался президент Ислам Каримов.
2011
Собственно, возможно, основной причиной появления самаркандского трамвая менее чем через год были вагоны Vario, которые купили в Ташкент всего за 4 года до закрытия системы. Когда я был в 2011 году в Ташкенте, их ЕЩЁ не было.
Можно было восстановить трамвай. Но, думаю, что это могло бы выглядеть, как некое неуважение к старым властям - зачем они закрывали, если теперь мы открываем? На Востоке так не работает, но зато был найден элегантный выход - построить трамвай.. в Самарканде!
Собственно, а почему нет? В конце концов, в Ташкенте и метро есть, а тут нет ничего. Был когда-то здесь троллейбус (по маршрутам которого и построили первые трамвайные линии), закрывшийся в 2005 году, а ещё в советские годы совсем давно и трамвай тоже был, но кто это помнит..
Впрочем, сейчас, вроде, собираются строить новый трамвай и в самом Ташкенте! Но это уже будет совсем другая система в других коридорах. Кстати, если вспомнить, что сам ташкентский трамвай развивался примерно также: там постоянно закрывались линии, но при этом строились новые в обход этих старых, но совсем в других местах. Я сам наблюдал строительство трамвая в 2011 году в какой-то махалле и на ТКАДе, и казалось чудом, что можно наблюдать появление трамвая там, где его до этого никогда не было.
Также и здесь. Проходя по отрамваенным самаркандским улицам, ощущаешь, что это какое-то чудо. Неужели вот ЭТО появилось всего 6 лет назад?
Я был 2 раза в Самарканде, но значительно раньше появления нового трамвая. Интересно, как эти улицы выглядели до 2017 года?
Более того, там ещё были вагоны КТМ-19 2008-09 годов выпуска, которые бы тоже можно было передать в Самарканд (что такое 7-8 лет для трамвая?), но говорят, что они в очень ужасном состоянии.
Так или иначе, девать их некуда было (вроде даже их пытались продать в соседние страны, но никто не возжелал связываться с растаможкой), в итоге было принято грамотное решение использовать их внутри страны.
На данный момент в Самарканде действует 2 маршрута, начинающиеся от ж.д. вокзала, по которым ходит 14 вагонов Vario LF.
Маршруты - длиной 5-6 км, в пути вагоны - примерно 20-30 минут.
Интервал низкий (6-7 минут на 1-м маршруте, 10-15 - на 2-м), скорости очень высокие, востребованность - колоссальная! Вот в самом деле, большую часть дня в трамваях просто не протолкнуться!
Как все эти люди ездили до их появления? Ездили ж как-то. Но действительно, трамвай стал очень популярен среди самаркандцев и любим ими!
В планах строительство ещё двух линий, но не в центр, а в западные районы города. Впрочем, в центр, я считаю, точно бы стоило провести маршрут: вагончики, проносящиеся мимо Регистана и древних мечетей - не красота ли?
Интересно, что за эти годы так и не было запущено депо. Оно физически есть, там сидит руководство, и могут даже заехать вагоны.
Но по факту ночной отстой организован на разворотных кольцах, в первую очередь - у вокзала. Там же проводятся и мелкие ремонты вагонам.
Я всё пытался понять, как это возможно - ведь там нет даже домкратов, тележек не снимешь. Но большие ремонты пока не совершаются, а для обточки колёс тележки отправляют в Ташкент. Шлифовку рельс совершают периодически железнодорожники.
Что сказать? Есть, конечно, вопросы к изначальному проекту. Например, жалко, что трамвай сделали совмещённым.
Получается, что построили тут обычный классический трамвай. При этом, можно бы было сделать сразу выделенную линию, чтобы уж точно не было никаких задержек и сбоев.
Сейчас же периодически случается, что трамвай попадает в дорожные заторы, что не может не сказываться на регулярности движения.
Единственная расходная стрелка на сети - ручная, переводится ломом.
Тем не менее, у меня даже язык не повернётся как-то даже минимально критиковать самаркандцев: ведь само то, что они это построили и запустили, а ещё и с большим энтузиазмом поддерживают и используют, это уже заслуживает такого глубокого уважения и восхищения, что все мелочи просто меркнут. Тем не менее, я надеюсь, что со временем эти моменты улучшат, и трамвай не будет подвержен заторам.
На линии 1 местами, кстати, сделана относительная выделенка , а конкретно - на улице Буюк Ипак Йули (ул. Шёлковый путь).
Остановки выглядят в виде нарисованных платформ. Впрочем, пассажиры ждут трамвая всё равно не на них, а на тротуаре. Здесь бы было довольно страшно ждать.
Разворотное кольцо "Массив Сартепа" - конечная 1-го маршрута. Кстати, именно сюда ходил один из маршрутов троллейбуса.
Здесь есть даже минидиспетчерская. Разговорился даже с диспетчером о жизни трамвайной, рассказал мне много интересного. Его задача - следить, чтобы вагоны отъезжали с интервалом 6 минут.
На вокзале висит странное расписание: почему-то указаны только первые рейсы. Говорят, что оно устарело.
Второй маршрут проходит по проспекту Рудаки - тоже по трассе бывшего троллейбуса.
А на 2-м маршруте, который появился несколько позже первого, к организации движения подошли заметно лучше! Здесь линия обложена плиточкой, а асфальтом. А сами пути обособлены сплошной полосой. В целом, это заметно уменьшает выезд на пути, и двойка почти не стоит в пробках в отличие от единички.
Конечная станция "Сияб-базар". Расположена рядом с знаменитым самаркандским базаром, откуда уже мешком можно дойти до исторического центра.
Тут даже организовали целый ТПУ: можно пересесть на пригородные маршрутки и на другие автобусы по городу.
Проезд стоит 1400 сум (примерно 10 рублей). В вагонах работают кондуктора. Оказалось, что в природе даже существуют билеты, но выдавали их при мне только в одном трамвае.
В любом случае, тот энтузиазм и забота, которые проявляют сотрудники трамвая и пассажиры, он реально трогает! Когда я увидел, как полюбили самаркандцы новый транспорт в своём городе, то поверил, что несмотря на отдельные трудности, в обиду его тут не дадут!
Что сказать, пожелаем успехов и процветания самаркандскому трамваю! Спасибо работникам предприятия за добросовестный труд: с ним город стал ещё краше!