"Чижик": лучший трамвай России, но так ли он полезен?

Jun 02, 2022 08:15



Давно хочу рассказать про "Чижика". Ну почти про того, который на Фонтанке крепкие алкогольные напитки пил. Этот тоже не очень далеко от Фонтанки, но он всякую отраву не пьёт и возит людей.





Вообще, "Чижик" - это уникальный в своём роде проект. В чём же он заключается? Часть трамвайной сети Санкт-Петербурга отдали в концессию частному перевозчику на 30 лет. По контракту перевозчик должен вложить деньги в инфраструктуру, подвижной состав, обновить пути и закупить современные вагоны, запустить движение по маршрутам, сделать всё максимально удобно, собирать для государства оплату за проезд, ну и за всё это он получает определённую сумму.



Обычно трамваями и троллейбусами в городах России владеют муниципальные предприятия: ТТУ (трамвайно-троллейбусные управления), ПАТП-ы и т.д. Все мы наблюдаем результаты этого управления: старые доживающие свой век вагоны по убитым рельсам, убогие депо с советским ремонтом и оснащением с также стареющим персоналом, перебивающимся копейками. В общем грустно это. В России есть святая вера в частника, что он, мол, эффективнее государственных структур. Однако на транспорте частник обычно - это маршрутка. Нигде нет частных трамваев, и почти нигде - троллейбусов. Та пара примеров, что можно наскрести, тоже мало чем радует. Но тут вышло немного по-другому..



В Санкт-Петербурге всеми наземными электротранспортами управляет Горэлектротранс (ГЭТ). Ну, точнее, управлял. Теперь вот этот кусок из 4-х маршрутов длиной примерно 13 км отдали Транспортной Концессионной Компании, которая несколько лет реконструировала эти линии, построила новый трамвайный парк и линию к нему, а затем поочерёдно запустила движение на маршрутах.



Таким образом, в Питере создалась уникальнейшая ситуация, когда в городе действует 2 разных трамвайных перевозчика! Может где-то в мире такое есть, но на пост-советском пространстве такое не встречается точно!



И вот надо сказать, что на этот раз .. получилось! ТКК полностью переложили пути по современным технологиям, закупили комфортные трамваи "Метелица Stadler", произведённые в Беларуси по швейцарским технологиям, сделали удобные остановки с табло, посадочными платформами.



И получилось просто небо и земля по сравнению с тем, что было у ГЭТа!



Это реально трамвай нового поколения, да, как в Европе, и, помню, он даже меня впечатлил после московских "витязей".



То есть этот тот самый случай, когда был реализован комплексный поход. Не новые гламурные трамваи пустили по старым рельсам, как это часто бывает. А сделали современной ВСЮ инфраструктуру (пути, контактная сеть, остановки), составили нормальные графики движения, обучили нормальной работе водителей и ремонтников. И на выходе получился совсем иной результат.



Упрощённо говоря, "Чижик" - это такой трамвай, каковым он должен быть: быстрым, вместительным, плавным, тихим.



При этом, конечно же, для пассажиров в плане оплаты ничего не поменялось: "своих" тарифов у "Чижика" нет. Здесь принимаются все виды билетов и проездных, действуют билеты на время.



В общем всё, как и должно быть. Но вот контролёры у "Чижика" свои, чижовые. И ещё можно купить билет прямо в салоне в специальном автомате! Такого тоже больше нигде нет ни в Питере, ни, похоже, в России.



Плавный тихий ход, кондиционеры, зарядки. Ну, впрочем, сейчас ими уже мало кого удивишь, а 4 года назад, когда "Чижик" только пошёл, это впечатляло. Ну и на основной сети со всем этим ещё сложности.



Всего "Чижик" ходит по 4 маршрутам Красногвардейского района, все они начинаются от Ладожского вокзала: 8 до Хасанской улицы, 8 в квадрате (64) до Ржевки, 8 в квадрате минус 1 (63) - до улицы Передовиков, как часть бывшей 10-ки. Ещё один маршрут 59 ходит по новой линии по улице Потапова до нового трамвайного депо.



Кстати, депо под №11 в этом месте хотели построить ещё очень давно (естественно, чтобы перенести какое-нибудь старое из центра), но оно оставалось недостроем не одно десятилетие.



Интересно, что линия 59-го по Потапова практически бесполезна: она вся проходит по промзоне, где нет вообще почти ничего. Ну тем не менее, регулярное движение трамваев по ней осуществляется.



Конечно же, пассажир не заставил себя ждать: трамваи в Красногвардейском районе и во времена ГЭТа пользовались бешеным спросом (благо район огромный, а от метро далеко), а теперь то и вообще они стали очень популярными!



Кстати, забавно, что ТКК сделали себе даже хэштэг #катайсяулыбайся, и, собственно, чижика как символ.



Кстати, все вагоны - двусторонние. Они не требуют колец, хотя на 8 и 64 маршрутах кольца никуда не девались и используются для работы. В остальных случаях, в том числе, на Ладожской, просто производится смена кабины.



Ну а что же тут не так? А не так - это маршрутная сеть. По контрактам сеть ближайшие 30 лет полностью принадлежит "Чижику". Вагонам ГЭТа сюда нельзя никак, а самим "чижикам" может и можно, но они туда тоже не ездят (ещё б при таких путях то..).



Соответственно, единственным способом в такой ситуации было разрезать маршрутную сеть, чтобы ни один маршрут границы сфер влияния не пересекал, ну так и оно произошло: была отменена 30-ка (Финляндский вокзал - Ржевка") и сокращён 10-й маршрут, на который можно пересесть с 63-го (их конечные соприкасаются). Ну и есть проблема на самом Ладожском вокзале, где с другой стороны появилась новая линия по Гранитной улице, но она принадлежит уже ГЭТу.



Все эти юридические нюансы не дают запустить маршрут между сетями, который бы всяко был востребован - это нужная и нереализованная связка.



А ведь трамвайная сеть в городе - это единый организм! Развитая сеть позволяет пускать длинные маршруты через весь город, как это часто и происходит на сети ГЭТа. Длинные беспересадочные маршруты - это удобно, это лишний повод отказаться от нагрузки на метро или от пересадки на личный транспорт. Но увы, из Красногвардейского района сейчас далеко ничего не запустишь.



Поэтому у меня к "Чижику" очень двоякое отношение. Хотя, если подытожить, "Чижик" помимо перевозки пассажиров выполняет ещё и одну очень важную функцию: он наглядно демонстрирует своим примером, что трамвай может быть хорошим и эффективным. Что трамвай - это не тормозная еле плетущаяся железяка (что происходит и до сих пор, увы, на основной сети). Если больше людей увидит "Чижик" и захочет на нём ездить в свои районах, тем больше шансов, что нормальный трамвай окажется не только на одном кусте, но и во всём городе. А ради такого, думаю, можно и разрыв сети в качестве большего исключения потерпеть!


Кстати, уже идут разговоры о строительстве новой концессии .. в Шушарах. В отличие от Красногвардейского района, там действующих трамваев нет, значит она будет построена с нуля. Но и это не всё! Именно такая концессия сейчас запускается в городе Таганроге. Там уже ходит один реновированный маршрут и скоро планируется к запуску другой. В отличие от Питера, в Таганроге запускают проект сразу на всей сети, а значит не будет проблем с совместимостью старого и нового. Очень хочу посмотреть, как это будет выглядеть, когда запустят.



А вы как, ездили на "Чижике"? Понравился он вам?



И загадка для знатоков Питера. Что ещё не так "Чижиком"? Подсказка на фото.

Чижик, Санкт-Петербург, #катайсяулыбайся, Трамваи, Транспорт

Previous post Next post
Up