Прежде чем перейти к детальному разбору очередной версии инновационной новой транспортной модели в центре Москвы, позволю себе вспомнить одну давнюю историю.
2003 год. Я, выйдя из метро Сухаревская, традиционно жду маячащий за перекрёстком с Садовым кольцом троллейбус, чтобы проехать на нём одну остановку поближе к дому. Не то чтобы лень идти, но раз вот прямо сейчас есть троллейбус, то чего бы не ускорить путь домой, благо остановочка прямо у моего переулка.
Но вдруг... троллейбус берёт и поворачивает ни с того ни сего налево, на Садовое кольцо! У меня отвисает челюсть! Как так? Он же не может так делать, там же проводов нет! "Они тут больше не ходят, им изменили трассу", кричит мне водитель из стоящей в пробке перед светофором машине.
Это был удар ниже пояса. Любимые и удобные маршруты троллейбуса 9 и 48 изуродовали так, что ими стало невозможно пользоваться. И ради чего - ради ликвидации выделенной полосы, чтобы машинки в большем количестве рядов стояли.. (в итоге там все равно быстро сформировалась вечная парковка). А так было удобно, прямо к подъезду подвозил! Я, конечно, успокаивал себя, что ну раз может кому-то стало от этого удобнее, я готов потерпеть. Но объективно, маршрутами, ездящими кольцами, пользоваться неудобно, это мало кто делает, потоки на троллейбусах сильно упали, а пробки предсказуемо не уменьшились.
Поэтому когда появился Собянин и надежда на здравомыслие, я сразу стал писать обращения на тему вернуть эту полосу. И уже тогда в 2011 году они
радовали ответами! И вот, надо было подождать ещё 6 лет, и вуаля! Историческая справедливость восторжествовала!
Когда уже стало окончательно ясно, что полосе - быть, я всё предвкушал, что напишу что-то хорошее про Собянина. Но ... Как всегда, что-то пошло не так.
Но мы немного отвлеклись. К Сретенке и Лубянке, и что там не так, ещё вернёмся, а теперь про "Магистраль 2.0".
Новая красивая схема, но если детально копнуть, то ВНЕЗАПНО обнаруживается, что кардинальных улучшений совсем незначительное количество. А, если быть точным, всего два: продление М2 до Рижской и маршрут М27 с Нижегородской на Парк Победы. Как-то негусто.
Я уж писал, что существующая сеть не то что далека от совершенства. Она далека даже от
советской сети 1989 года, проигрывая ей по числу маршрутных связей. И то, что их добавили всего две, - это полный фэйл и позор. Другой вопрос, что и изначально то особо больше не планировалось.
Зато на Китай-Городе воздвигли модный огромный хаб. Я когда увидел его в достраивающемся состоянии, очень впечатлился - ну реально как в Европе!
Вспоминаю, какой ужас был тут раньше, когда, например, на остановку нескольких маршрутов нельзя было в принципе легально перейти.. Это большой прогресс.
Навигация современная, красивая.
Дизайнеры постарались: сразу понятно куда выходить, чтобы попасть на нужный маршрут.
Сразу ясно, что откуда уезжает, не надо метаться впопыхах туда-сюда. Будет прекрасно, если такое по всему городу сделают.
Вот даже гламурные цветные табло заработали сегодня (правда, показывают чушь всякую).
Я представлял какая тут сразу возникнет движуха. Сразу в сознании встают подобные хабы в европейских странах: как там постоянно что-то приезжает-уезжает, народ снуёт сюда-туда... Такую же движуху я, кстати, ждал от "магистрали" и год назад, но что-то тогда не сложилось. И сейчас как-то кисло тут. Вполне легко сфотографировать весь хаб вообще без единого автобуса (у меня это в разные моменты времени несколько раз получалось). И это при том, что тут больше 10 маршрутов проходит, почти каждый из которых должен ходить с интервалом 5 минут.
Вечерний час пик. Автобусов 0!
Раньше тут была парковка администрации президента. То, что её получилось убрать, - это, конечно, очень здорово.
Из нововведений в самой схеме - отказ от пиктограмм видов транспорта. Единая сквозная нумерация и отвязка от вида ТС, в целом, конечно, ничего плохого не несёт. Но только в случае собянинской Москвы это почему-то вываливается исключительно в замену троллейбуса автобусом, но никак - наоборот.
Большим количеством новых маршрутов в этот раз порадовать нас не смогли. Ну ладно, посмотрим, что там ещё хорошего получилось. Кроме вышеупомянутого полупустого хаба появились новые выделенки.
Двусторонняя выделенка на Солянке! Здесь нещадно автолюбителей потеснили.
Обособили трамваи на бульварах. С
10-го раза это у них таки получилось! Правда не везде бордюрчиками, где-то только краской.
И вот вернёмся к родным Сретенке-Лубянке. Здесь проектировщики применили новый и очень необычный подход: две выделенки рядом: попутная и встречная.
Идея интересная, эксперименты, вообще, - вещь хорошая. Но тут начинается самый сюр.
Нет остановок! Между Сухаревской и Лубянской площадью можно выйти только в одном месте - на Сретенских воротах. Не, ну это вообще КАК?
Сделали выделенку слева от потока (она прерывается только на первой половине Сретенки), но остановок посреди проезжей части не воткнёшь же. А в обратном новом направлении не стали делать остановки, видимо, из солидарности (хотя там конфигурация вполне это позволяет).
Посмотрите, что получается. Первый перегон - это вся длина Сретенки (640 м), а второй - вообще выходит ровно километр (вся Большая Лубянка, соответственно). При норме расстановки остановочных пунктов, в среднем, 400 м (допускаются отклонения от 300 до 500).
Сюр и абсурд. То, что автобус должен ехать, про это они подумали, да. А вот про то, что он должен ещё и ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, не подумали. Красавцы. И ведь куча взрослых компетентных людей это видела, согласовывала, но никому в голову не пришла такая элементарная вещь!
Таким образом, выходит, что столь долгожданная полоса мне никакой пользы особо не приносит. Что раньше надо было идти до дома от Сухаревской, что сейчас. Ну теперь, правда, чуточку ближе, и не надо переходить улицу. Зато в обратном направлении стало дальше на 200 м! Т.е. суммарно даже хуже стало.
Но, в общем то, дептранс сам это признаёт. Как вы думаете, принимать извинения? Я, пожалуй, не буду. Талант делать людям удобнее так, чтобы потом перед ними извиняться за неудобства.
Впрочем, всё-таки, стало немножко удобнее. Маршрут М2, теперь можно быстро доехать и от нового и от старого домов до центра, и до Нового Арбата, и до Филей. Эх, лет 20 назад бы его пустили. Когда я регулярно на "Горбушку" мотался за аудиокассетами.
За М2 - вот спасибо. Кстати, интересно, что он когда-то
давно именно так и ходил! Когда он ещё был троллейбусом, то до 1964 года как раз ездил с Кутузовского проспекта на проспект Мира. В какой-то период как раз ездил именно до Рижского вокзала, как сейчас, но в последние годы шёл по маршруту недавно отменённого 48-го троллейбуса до гостиницы "Турист". Так что, как видим, всё новое - это хорошо забытое старое. Тоже самое касается, например, и автобуса М6, который образует связи старой "8-ки" (правда, сама 8-ка, слава Богу, жива).
Да, этот кадр был моей мечтой все эти 14 лет! А мерседесы М2 очень непривычно смотрятся на проспекте Мира - пока они ощущаются тут гостями у М9..
Все остальные "достижения" - это вообще какая-то несусветная мелочь типа вывода временно ходящего вместо троллейбуса автобуса Б из двух тоннелей (только из двух!).
Ну и из приятного - возвращение 7-го троллейбуса к кинотеатру "Ударник". Таким образом он стал участником этой "магистрали" и обзавёлся красивыми трафаретами. Величайший маршрут, соединяющий все ключевые достопримечательности Москвы: Кремль, Парк Горького, Нескучный Сад, Воробьёвы Горы, Москва-Сити, Поклонная гора. Уже хотя бы поэтому его надо именно в таком виде сохранить.
Что ни говори, но
первый этап "Магистрали" смотрелся впечатлительно. Действительно, когда появилось много новых маршрутов, связей, транспортный коридор, это было эффектно. Это даже перебарывало по силе негативный эффект от ликвидации троллейбусов (поскольку та ещё тогда только набирала обороты) и маршруток.
Сейчас же, когда троллейбусы снимают по всему городу, заменяют их автобусами, снимаемыми со всех маршрутов (в т.ч. и "магистральных") а объёма улучшений масштаба подобного прошлогоднему, нет и близко, говорить о каком-то "прорыве", о "прорыве" ну просто смешно. Полтора новых маршрута, коряво проложенная выделенка, притом лишь на одной улице ...... И это всё???
Предпоследние маршруты "магистрали" М7 и М8 были обавтобусены этим летом. Теперь последний куст троллейбуса, заходящий внутрь Садового кольца - это Большие Полянка и Якиманка. Хищническая лапа готова бы была выпилить и 4, 7, 8, М4, но увы, возможности всё заполонить дизельными помойками, не безграничны. Уже ситуация дошла до того, что не хватает ни машин, ни водителей, приходится выколупывать их откуда только можно, обдирая окраинные маршруты.
Вот она, "Магистраль" здорового человека.
Ленинский пока радует. Соотношение троллейбусов и автобусов пока остаётся относительно адекватным (хотя определённо троллейбусов надо больше).
Но, правда, с 7 октября стало меньше рогатых и здесь. Маршрут М4к, бывший 33-й, отменили, а вместо него пустили совсем коротышку 144к (Кравченко - Октябрьская), которые ходят теперь один за одним. Такие обрубки (ни одна из конечных которых не совпадает с конечной "большого" маршрута, он полностью "внутри" оказался) полностью противоречат концепции "Магистрали"! Но жизненные реалии, вызванные разбазариванием вполне работавшей инфраструктуры, и общая некомпетентность, вынуждают идти на такие меры, чтобы не случился невывоз.
Супер-кадр. Автобус объезжает стоящий автобус. Троллейбус объезжает стоящий на разворот автобус. А мигалка объезжает объезжающий троллейбус.
Собянинцев явно очень коробит что не получилось выпилить троллейбусы сейчас, что приходится этот убогий вид транспорта ещё пускать в центр города. Поэтому они даже переименовали маршруты троллейбусов так, как они нумеруют заменяющие их автобусы: Т4, Т7, Т8.. Троллейбусофобия так и сквозит из каждого угла.
Есть, правда, и ещё один плюс, связанный с "Магистралью". Был возвращён троллейбусный маршрут №40. Да, на все собянинские хотелки автобусов не хватает, ради красивой картинки с "магистралью", ради пуска единственного нового маршрута М27 пришлось наступить немного на горло собственной песне.
(фото
отсюда)
Забавно, кстати, что этот позитивный момент не был нигде отражён, даже на сайте "Мосгортранса", где все новости публикуют. То есть они всячески скрывают не только негативные новости о троллейбусах, но и позитивные, при том, что можно бы было на них попиариться. Тоже самое было, кстати, в том году с открытием 75 маршрута - новость на сайте появилась только через пару дней после пуска... Всячески нужно понятие "троллейбус" убрать из контекста, несмотря на то, что их больше тысячи штук ещё ездит, больше, чем трамваев.
С Бэшкой вышло особенное гадство. Весь прошлый год и начало этого нас Ликсутов уверял, что троллейбус на Садовое непременно вернётся. Уже были в какой-то момент готовы выйти водители на маршрут. А теперь он заявляет обратное - троллейбуса на Садовом не будет! Грустно и мерзко, когда столь высокопоставленный чиновник открыто врёт и держит людей за идиотов. Ну раз обещал - сделай, не мужик что ли? Хотя бы в пропагандистских целях - вот мы ценные москвичам маршруты оставляем. Верни Б-ку, Ликсутов!!
При этом всём. Не сделали выделенки в стратегически важных местах:
- На Тверской улице,
- На Новом Арбате,
- На Садовом кольце,
- На Бульварном кольце,
- На Кремлёвском кольце попутную,
- На Цветном бульваре, Олимпийском, Самотёчной.
Так и не появился транспорт на Рождественском и Сретенском бульварах, улице Воронцово Поле, где даже не сделали обещанный "прокол" через Садовое кольцо.
40-й автобус остаётся призраком и ездит оттянутым разворотом через Николоямскую. Где ваша удобная среда?
А на Рождественском стоят остановки с работающими (!!) табло. На них, кстати, и автомобилисты паркуются, нарушая ПДД формально.
Опять же, непонятно, как можно в здравом уме было пустить куеву тучу маршрутов через улицу, и не сделать именно на ней выделенку, раз уж все равно производилась реконструкция.
Можно и нужно было много чего полезного и в плане маршрутной сети сделать. Например:
- продлить к Китай-Городу 156 (пара остановок по свежей выделенной полосе, и он бы перестал быть маршрутом в "никуда"). Для этого бы автобусов даже много лишних не понадобилось.
- Т13 в центр (зачем на автобусы тогда переводили).
- 38-му убрать дурацкий заезд в Марьиной Роще.
- "Сшить" с чем-нибудь маршрут М8, или продлить его хотя бы в западную часть центра.
- Продлить также в центр Т3, раз он все равно автобус.
- Продлить чего-нибудь идущее с Тверской в район Радищевской.
Но, увы, нет на это ни автобусов (их пускают на маршруты ликвидированных троллейбусов), ни желания проектировщиков что-то менять. Все эти выделенки и новые маршруты нам обещают завтра, послезавтра, в "Магистрали-3,4,5.0".. Ну т.е. год ещё надо помучиться, тогда ещё одна появится. Сейчас денег на краску нет. Смешно, конечно, вы так и дальше будете транспорт в час по чайной ложке развивать?
М2 и М27 были пущены, как альтернативы метрополитену, т.к. у синей ветки нет пересадок на оранжевую и лиловую. Ну отлично. Где тогда маршруты с Старой Басманной на Ленинский и Красную Пресню? Красная Пресня вообще никак не связана с востоком центра, между прочим.
В итоге транспорт как ходил погано так и ходит. Вот решил ты, скажем, воспользоваться маршрутом Б. И на тебе! Обавтобусивание не пошло маршруту на пользу.
Ладно, поедем в другую сторону. Тут везения больше. Но и опять же, две машины подряд - а потом нифига 18 минут. Не попал - сам виноват
Отдельного внимания стоит информирование. Даже такую фуфлыжную реформу, как эту, не смогли нормально информационно обработать. Таблички на момент пуска поменяли очень мало где. В итоге фанаты ездили сами маркером дописывали.
Павелецкий вокзал. Тут изменили маршруты, убрав им оттянутые развороты по Садовому, что хорошо, но не сообщив об этом на остановках, что отвратительно. Видел двух тёток, которые стояли ждали 158-го, и потом открыв рот смотрели, как он разворачивается на площади и пролетает мимо них. На данной остановке не висело НИЧЕГО. Схема старая. Зато остановка длинная, и комфортная.
На другой стороне на остановке вообще повесили плакат, содержащий ЛОЖНУЮ информацию. Ну т.е. там был другой плакат и с правильной информацией, но глядя на это, мозг может взорваться..
А это вообще красота. А если бы на ребёнка упало?
Кстати, одно из самых главных. Проанализировав расписания, обнаружил, что заявленные "5 минут" есть только у одного маршрута - Б. У всех остальных даже в часы пик - 6-8, а в остальное время стабильно 10, а у некоторых типа М5, М6, М8, М27 и А - вообще может быть 12-15, а то и 20! И это при том, что "магистральные" маршруты позиционируются как очень частые, и весь день должны ходить с минимальным интервалом.
И это только ОФИЦИАЛЬНЫЕ расписания! В реальности, конечно, из-за пробок, укоротов и прочих бед интервалы будут ещё выше.
О качестве поставляемой продукции ЛиАЗа. Вот вам автобус с супер-маршрута М7, который теперь экспресс. Такой экспресс, что он ходит полупустой (всего-то 5 остановок между Таганкой и Рязанкой). Фото ужаснейшего качества, поскольку оно соответствует качеству самого автобуса. Помойка 2017 года выпуска, которая пока ещё не воняет дизелем, но уже всего после нескольких месяцев работы дребезжит на холостых оборотах как вибромассажёр. Что уж с ним будет через 2-3 года работы? Вот на такое нас пересаживают с экологического тихоходного транспорта, оно теперь ходит вместо легендарного 63-го маршрута. Но вам про это дребезжание на мос.ру не расскажут. Как и то, что "экспресс" шёл всего каких-то 70 минут (да, в час пик, ну и что из этого, в час пик люди не ездят?).
Некоторый позитивный эффект от всего этого, всё же есть, в том плане, что меняется потихоньку подход к ОТ в целом. Все эти выделенки показывают, что общ.транспорт должен иметь приоритет. И ещё несколько лет назад немыслимо было представить такую штуку как персональный разворот чисто для автобусов в отдельной фазе, а теперь это есть.
Мораль тут простая. Нельзя делать магистральную маршрутную сеть на виде транспорта, изначально для этого не предназначенном. Ниша автобуса - подвоз из отдалённых районов к станциям метро, где из-за низкого потока нецелесообразно строить инфраструктуру для электротранспорта.
1991 год хорошо показал, что автобусы имеют свойство накрываться медным тазом. Что бы было, если бы тогда у нас не было в центре троллейбусной сети? Там где автобусы есть, и загрузка у них недостаточная, они очень быстро начинают реже и реже ходить. Это уже реалии всего последнего времени, в том числе такая особенность есть и в Москве.
"Магистраль" же должна в идеале быть трамвайной. Но поскольку действительно сложно быстро восстановить пути в историческом центре, на помощь как раз и приходит промежуточный вариант, его сиятельство - троллейбус, который уже тут был. Есть, конечно бедные страны Латинской Америки, где из автобусов делают
магистральный транспорт. Но, как правило, ничего хорошего из этого не выходит.
Краткий итог: сделано очень мало, то что сделано, сделано из рук вон коряво, информирование вообще никакое. При этом часть сделанного - просто восстановление исторической справедливости, статуса-кво 2003 и других годов. Стабильнее ходить большинство маршрутов не стало.
Поэтому, если бы можно было рассматривать "магистраль" в отрыве от всего (как это и пытаются отдельные граждане делать), то да - стало лучше. Маршруты чуть поудобнее, ездят побыстрее.
Если анализировать ситуацию в общем по городу, то никак "магистраль" не компенсирует ликвидацию троллейбусных маршрутов. Которая плоха не только сама по себе но и тем, что транспорта тупо меньше становится (числоавтобусы тупо сдирают с других маршрутов). Вместо трёх закрытых троллейбусных парков пока ни один новый автобусный не появился. Если бы ввели в этот раз выделенки на всех улицах в центре Москвы, где их можно ввести - был бы смысл о чём-то говорить.
Если анализировать ситуацию в целом по миру, то совсем всё грустно. Пока в
Касабланке в стране 3-го мира строят трамвай по 20 км новых линий в год, мы гордо рисуем по 3-4 км выделенных полос и бурно этому радуемся.
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ