Предыдущий выпуск -
тут.
Древние известны тем, что у них на любой случай был свой бог (или богиня), покровительство которого могло помочь успешно разрешить ту или иную жизненную ситуацию. Во всяком случае, они верили в это. Боги и богини эти были весьма разнообразны, а случалось, и экстравагантны. Например, в своё время римляне создали храм в честь Венеры Лысой. Не спрашивайте, какие проблемы была призвана помочь решить людям оная плешивая богиня - сам не ведаю, зато весьма интересна история появления этого храма. Точнее даже историй этих две: одна, как кажется, возникла вследствие ошибочного прочтения историком хроники прошлого, другая - реальная.
Венера и Марс на римской фреске из Дома Марса и Венеры в Помпеях. I в. до Р.Х. Национальный археологический музей, Неаполь, Италия.
Итак, дело обстояло следующим образом. В III в. от Р.Х., после того как легионеры убили своего императора Александра Северуса (Marcus Aurelius Severus Alexander), Рим вступил в тяжелейший кризис, вошедший в историографию под названием того самого столетия, когда он потряс Империю. Бразды правления у убиенного Северуса подхватил Гаюс Юлиус Верус Максиминус Тракс (Gaius Julius Verus Maximinus Thrax) или попросту Максиминус - первый из череды так называемых солдатских императоров. Был это довольно интересный и неординарный персонаж: self-made man, как он есть (варвар, вставший во главе Империи благодаря собственным талантам и счастливому случаю), обладавший огромным ростом и большой физической силой, выносливый и храбрый, хитрый и жестокий.
В 238 г. от Р.Х. против его правления начались брожения в Африке и Италии: сперва в Африке местные землевладельцы поставили на ножи прокуратора провинции и объявили губернатора Маркуса Антониуса Гордиануса Семпрониануса Романуса Африкануса (Marcus Antonius Gordianus Sempronianus Romanus Africanus) и его сына того же имени императорами Гордианусом I и Гордианусом II, соответственно; затем, после того как Гордианус II пал в битве при Карфагене с войсками сторонника Максиминуса наместника Нумидии Капельянуса (Capelianus), а его отец, Гордианус I, узнав о гибели сына, покончил с собой, римские сенаторы на закрытом заседании в храме Юпитера Капитолийского назначили императорами Маркуса Клодиуса Пупиенуса Максимуса (Marcus Clodius Pupienus Maximus) и Дечимуса Каэльюса Кальвинуса Бальбинуса (Decimus Caelius Calvinus Balbinus) - двух членов созданного ранее комитета, призванного координировать действия Сената с императорами Гордианусом I и Гордианусом II против Максиминуса.
Видя, что власть ускользает из его рук, Максиминус, который находился тогда в войсках в Паннонии, устремился на Рим, но споткнулся о первый же италийский город - Аквилею. После нескольких неудачных приступов он начал осаду города, которая, как оказалось, стала для него роковой: вскоре в армии возник заговор, жертвами которого пали сам Максиминус и его сын и соправитель Гаюс Юлиус Верус Максимус (Gaius Julius Verus Maximus) или Максиминус Младший.
Римская империя в III в. от Р.Х. и вторжение в неё варваров.
В ходе осады Аквилеи свою доблесть показали женщины города - жёны и дочери защитников: они пожертвовали своими роскошными косами, обрезав их и отдав для изготовления тетивы луков и верёвок для артиллерии. Этот подвиг не остался незамеченным - далее, как отмечается в примечаниях к первому тому работы Эдварда Гиббона «Закат и падение Римской империи» [М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - с. 335], «был также выстроен храм в честь Венеры Плешивой в память об аквилейских женщинах, обрезавших свои волосы на верёвки для военных машин».
Традиционно принято говорить о храме в Аквилее. Однако если мы обратимся к первоисточнику Гиббона (или его редакторов) в данном вопросе - к рассказу «Двое Максиминов» [XXXIII, 1 - 2] некоего Юлиуса Капитолинуса (Iulius Capitolinus) из «Истории Августов», - то буквальное прочтение его позволит нам иначе локализовать положение этого храма:
«… (1) Не следует обойти молчанием и то, что аквилейцы выказали в борьбе с Максимином большую преданность сенату и даже делали из женских волос верёвки, когда им стало не хватать тетивы, чтобы пускать стрелы. (2) Говорят, что нечто подобное произошло некогда и в Риме, вследствие чего сенат основал в честь матрон храм Венеры Лысой...».
Судя по данному тексту, храм Венеры Лысой действительно существовал в древности, но не в Аквилее, а в Риме и построили его не в честь подвига матрон в гражданской войне III ст. от Р.Х., а в честь их жертвенности во время обороны Капитолия от галлов в IV в. до Р.Х.