Цитата из книги Путешествия Христофора Колумба: Дневники, письма, документы. / Под ред. И.П. Магидовича. - М.: Государственное издательство географической литературы, 1952 (с. 22 - 23):
«… Адмиралу удалось немного успокоить матросов, убедив их, что они очень близки от цели, и напомнив, как далеки они от родины. Он уговаривал одних и обещал награды другим.
11 октября всё свидетельствовало о несомненной близости земли. Сильное возбуждение охватило моряков. Тогда Колумб объявил о награде (ежегодной пенсии), обещанной испанскими государями тому, кто первый увидит землю (Здесь и далее выделено мной. - Пан Гридь).
В 2 часа пополуночи 12 октября 1492 г. Родриго Триана, матрос “Пинты”, шедшей впереди флотилии, закричал, что вдали видна земля. С “Пинты” подали сигнал выстрелами. На всех кораблях убрали паруса и нетерпеливо стали ждать рассвета.
Кристофоро Коломбо (Cristoforo Colombo). Портрет кисти художника Ридольфо дель Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), приблизительно 1520 год. Морской музей Пельи (Museo Navale di Pegli), Генуя, Италия.
Утром открылась земля […] С кораблей спустили лодки. Колумб с обоими капитанами Пинсонами, с нотариусом и королевским контролёром причалил к берегу - теперь уже в качестве адмирала моря-океана и вице-короля - и водрузил на берегу кастильское знамя. Затем он формально вступил во владение островом и составил об этом нотариальный акт. Тогда же он заявил, что первый заметил новую землю, так как видел поздно вечером 11 октября на западе движущийся свет, и потому королевская награда принадлежит ему, а не матросу с “Пинты”.
Спор между простым матросом и адмиралом разрешился, конечно, в пользу адмирала, и последний - сверх прочих доходов - получал до самой смерти небольшую ежегодную пенсию за то, что первый увидел на западе новую землю…».
Просто удивительно, как после такого фармазона адмирала его же собственная команда на ножи не поставила: ребята там серьёзные были - жители андалузского города Палоса, приговорённые к каторжным работам за оскорбление королевского величества, да уголовники!.. Видимо, очень хотели домой вернуться…