Какого мы духа? (Лук.9:54,55) ч.5

Jul 03, 2014 13:07

По поводу:
http://kiprian-sh.livejournal.com/175757.html

«Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Лобызай руки и ноги его, обнимай их часто с великою честию, возлагай их на глаза себе, и хвали его даже за то, чего не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и что-нибудь досточестное. Ибо сим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его чувствовать стыд от того приветствия, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели. От такой, снисканной тобою привычки, отпечатлеется в тебе добрый образ, приобретешь в себе смирение многое и без труда преуспеешь в великом. А сверх этого, если чествуемый тобою и имеет какие недостатки, легко приимет от тебя врачевание, постыждаемый тою честию, какую ты оказал ему. Пусть всегда будет у тебя этот нрав - ко всем быть благоприветливым и почтительным. Никого не раздражай и никого не ненавидь, ни за веру (т.е. за слабость веры или за неправоту веры), ни за худые дела его, но берегись кого-либо и в чем-либо укорять или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах»
Преподобный Исаак Сирин
http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=598

Подумалось: да, вот какого мы должны быть духа, если мы истинные христиане. Под истинными христианами я подразумеваю тех, кто имеет в себе Дух Христов, то есть, кто имеет в себе благодать Духа Святого, то есть, кто имеет внутри себя Царство Божие (Лук.17:21). А если же кто благодати Духа Святого в себе не имеет, то есть, - кто не имеет внутри себя Царства Божия, то есть, - «кто  Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). А тот, кто не Его, каким бы он не был великим аскетом и богословом, никогда не сможет явственно показать плоды Духа (Гал.5:22-26). Но, кто имеет в себе Дух Христов, тот под воздействием Его не может не только кого-либо ненавидеть, но боится, даже, и обидеть, раздражить и укорить; и не только врагов своих, но, как учит Исаак Сирин, - даже, и еретиков.
Но справедливо возразят ревнители: ну как же, и Писание нам повелевает обличать (Еф.5:8-12; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2; Тит.1:13; Тит.2:15), и отцы Церкви этому поучают. А, например, святитель Иоанн Златоуст прямо учит: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом. <…> Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане - хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил».
Да, всё так. Нет никакого противоречия. Ибо Дух Христов, который есть внутри истинных христиан, требует от истинного служителя Церкви: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:  проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:1,2). На то они и епископы и священнослужители Церкви, чтобы обличать и исправлять чад Церкви, ибо им дана для этого служебная власть и сила Божия (Иоан.20:22,23).
Ну, а мирянин, не имеющий служебного духа, перед тем, как «сокрушить уста, и освятить руку ударом», должен семь раз отмерить, вникнуть в себя, испытать себя (2Кор.13:5) какого он духа? И,  если он уверен в себе, что он уже возрос «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13), если он явственно показывает плоды Духа Христова (Гал.5:16-26), если он готов любить врагов (Матф.5:44), если он готов, как юродивые принимать поношения и унижения, и, как мученики принимать смерть за Христа, то, тогда да, - надо обличать, запрещать, настоять, умолять, увещать со всяким долготерпением и назиданием, не боясь обязательных последующих ответных поношений, унижений, гонений и избиений. Итак, «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан.8:7).
Но только один Человек на земле был без греха - истинный Обличитель греха - Христос. Обличая грех, Он душу свою положил за нас - грешников, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13), «и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3:16). Если, кто это сделать готов, то, тогда да, - можно грех в грешниках обличать. И Иоанн Златоуст, в том же месте, дальше учит, «если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление»
http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm

Сказано: «дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор.12:4). И плоды Духа Христова, в ком Он есть, - одни и те же, это: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22,23). Вот он секрет «сокрушения уст» в Духе Христовом...
Спаси Господи

см. ч.1; ч.2; ч.3; ч.4; ч.6:
http://grgy.livejournal.com/193062.html
http://grgy.livejournal.com/220824.html
http://grgy.livejournal.com/295590.html
http://grgy.livejournal.com/315672.html
http://grgy.livejournal.com/357957.html

Преподобный Исаак Сирин, Святитель Иоанн Златоуст, Думы во Христе

Previous post Next post
Up