«Не легкую, но требующую глубоких исследований задачу предложил ты нам, превосходнейший из трудолюбцев. Меньший в Царстве Небесном больше есть Иоанна Предтечи (Матф.11:11). Совершенный в законе, каким был Иоанн Предтеча, без сомнения, меньше человека крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит Небесное Царство: быть погребенным со Христом, снисшедшим расхитить добычу смерти, совостать с Ним, дарующим державу над смертью. Посему, так как Иоанн Предтеча, хотя и был больше всех рожденных женами, но усечен был прежде, нежели даровано Небесное Царство. И хотя по правде законной соделался он неукоризненным, однако же смертью своею, как писали мы, опередив усовершившихся духом жизни во Христе, не достиг до их совершенства. Поэтому всякий Меньший в Царстве Небесном, то есть в возрождении по Христу, больший есть, как сказано, оправдавшегося законом; закон ничего не довел до совершенства (Евр.7:19)»
Преподобный Исидор Пелусиот
http://pravlib.ru/isidor_pisma1.htm «Увы мне! Я тяжко воздыхаю о заблуждении людей: как мы не верим Христу? Как не следуем за Ним?». Так переживает за своих современников преподобный Симеон Новый Богослов (
*). А мы-то - нынешние христиане, верим Христу? Он в Своей Благой Вести ясно провозглашает: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Матф.11:11). И апостол Павел, «тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге» (Деян.22:3), вроде бы, ясно растолковывает эти Его слова: «закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр.7:19). Господь в Своем Евангелии учит нас: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Матф.18:3-4). И апостол Павел на своем опыте яснее ясного растолковывает Его слова: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:9).
Да, сила Христова, то есть благодать Духа Святого, то есть, Дух Христов (Рим.8:9), если Он есть внутрь нас (Лук.17:21), делает нас больше Иоанна Крестителя. Но это только для верующих Христу и Его Благой Вести (Мар.1:15), только для сокрушенных и усмиренных, как ревнитель Савл (Деян.9:1-6), для умалённых и немощных, как дети. Иначе, благодать Божия не подается, как бы это не казалось юродством и безумием для самоправедных суровых аскетов и надменных высокоумных богословов. Это упрек всем надеющимся на свое, как им кажется, особое избрание (Лук.18:11,12); это утешение тем, кто в немощи своей надеется только на Благую Весть Христа, как и преподобный Ефрем Сирин говорит: «Скорбных и малодушных слушателей Своих Господь укрепил, уча, что избрание их больше величия самого Иоанна. Хотя в других отношениях и были благоразумны, однако (в настоящем случае) думали, что их величие в другой жизни измеряется их избранием на сей земле» (
*).
Итак, «меньший в Царстве Небесном больше» Иоанна Предтечи (Матф.11:11). Но, «кто больше в Царстве Небесном?» (Матф.18:1). Ясно, что тот, кто придет в меру «полного возраста Христова» (Еф.4:13), то есть, тот, кто более всех будет ублажен как дитя от немощи своей духовной и от плача за свои грехи и немощи, кто усмирится, раскается, уверует в Евангелие (единственную Правду на земле) и будет алкать и жаждать Правды Его (Его Евангельских заповедей), кто получит за это силу Христову (Дух Христов) и Его силою будет истинно милостивым, чистым сердцем, миротворцем, всегда радостным и веселящимся в гонениях и скорбях за Христа и Его Евангелие (Матф.5:3-13).
Вот он истинный христианский идеал! Никто на земле не может быть поистине чистым сердцем, не может быть истинно милостивым, истинно миротворцем, истинно радующимся и веселящимся в скорбях, если не имеет в себе Духа Христова, Который посылается Христом только немощным и умалившимся как дитя. «Ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Но, «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Есть над чем задуматься…