Согласие отцов. Златоуст vs Худиев.

Jul 08, 2013 10:20

Наших "церковных либералов" ничто не может остановить, если они, приклеившись к какой-то своей мысли, своему представлению о христианстве. взялись проповедовать. Ничто. И уж конечно, не остановит их ссылка на тексты свв. отцов, которые их представления опровергают. И намека на сомнение не возникнет, вдруг ошибались не отцы, а сами либералы.
Вот последний пример.
Сергею Худиеву пришло на ум обнаружить противоречия у свт. Иоанна Златоуста.
Вначале он дает дает текст святителя:
"Гневный муж неприятен для встречных, неприятен для соседей, и, если будет поставлен в нужду относительно денег, не легко добудет облегчителей бедности; он общий враг и граждан, и пришельцев, когда шумит и кричит, наносить удары встречным, говорит возможное и невозмож­ное; у такого взор отуманивается, лицо вздувается, язык неистовствует, руки легко поднимаются на всё, такой делает свойственное одержимому демоном, и иной, видя человека в ярости, может недоумевать - демон ли преследует несчастного, или сам по себе он увлекся в такое безумие. Гнев - послушный демон, самопроизвольное безумие, отсутствие мозгов; раздражающийся - игрушка диавола, мастерская демонов, служитель, достойный их злости. .... Предавшие самих себя ярости не могут даже скоро сдерживать самих себя; но, как в ненастье и морскую бурю, при отсутствии кормчего, волны, овладевая оставленным кораблём, быстро потопляют его, так и ярость, точно какая гроза и упавшее на душу ненастье, быстро делает поработившегося ей безумным и помешанным".

А в следующем посте пишет:
"У Златоуста есть много прекрасных поучений против ярости и гнева, о кротости, о долготерпении, о любви - вроде того, которое я процитировал в предыдущем сообщении. Но и есть и это, которое любят цитировать, "освяти руку свою ударом". Да, этот великий муж Божий противоречит сам себе, и ничего в этом невероятного нет - живой человек, говоривший в разном настроении, к разной аудитории, иногда и он поддавался гневу. Бывает так, что люди иногда скажут что-то, что не отражает сути их личности. И где подлинный, "внутренний", аутентичный Златоуст - в поучениях о кротости или в этой фразе, которую надо разыскивать в огромном объеме его писаний - "освяти руку свою ударом"? Ведь принять поучение Златоуста о том, что надо "освящать руку свою ударом" по богохульникам, значит отвергнуть его же поучения о кротости и терпении" (http://sergeyhudiev.livejournal.com/1184399.html).

Забавно, нашим либералам приходится разыскивать один из важнейших и известнейший текст свт. Иоанна! Это до какой степени нужно не желать знать наследия святителя, чтобы не открыть даже первую из Бесед о статуях ! Но еще забавнее понимание святоотеческих текстов. Ясно, конечно, что и Худиев -- живой человек, говорящий в разном настроении, к разной аудитории, иногда и он поддается гневу. Но он перевирает отцов раз от разу, так что кажется, будто это и есть подлинный, "внутренний", аутентичный Худиев.
Не много нужно внимания, чтобы обнаружить отсутствие в словах святителя вообще связки гнев/удар. Златоуст вообще говорит о другом:
"Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, - именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулить Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья перед судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление - одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане - хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что - именно - им следует бояться рабов Божьих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: "не должно тебе иметь жену брата твоего" (Марк. 6:18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых со-рабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И, однако, Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил. Теперь же исправляй, по крайней мере, хоть со-раба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя. И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем, поэтому, говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собой заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я - драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И - что всего важнее - мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь" (http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_1/Z02_1_01.htm).

Если бы Худиеву действительно хотелось понять мысль свт. Иоанна об "ударе" в контексте его учения о гневе, а не брехать от ветра главы своея, то следовало бы разыскать толкование на слова Евангелия:
“Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду”, - говорит Христос. Этими словами Он не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвел гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]” (Рим. 12:19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: “Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:7)? Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен" (http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_1/Z07_1_16.htm).

Вот так-то. Противоречия -- чаще всего -- в головах наших церковных либералов, а не в словах святых. Это можно ясно увидеть, если дать себе труд исследовать, каково же подлинное учение святых, а не то, что взбрело нам в наши легкомысленные головы. Но это надо дать себе труд, а слишком хочется просто подмять истину под своё... Надеюсь все-таки, что это своё -- не-подлинное, не-внутреннее, не-аутентичное.

Освяти свою руку ударом, Златоуст, Худиев, Церковь, Анафема, Церковь и время

Previous post Next post
Up