«Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение, - чтобы, как брань у него идёт с соперниками - гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову: ибо Господь ненавидит гордых. Внимание, - чтобы всегда держать сердце своё не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречие, - дабы, как только уразуметь, кто пришёл, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: и отвещаю поношающим ми слово (Пс. 118, 42), - не Богу ли повинется душа моя (Пс. 61, 1)? Молитву, - дабы после противоречия, тотчас из глубин сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда сам подвизающийся увидит, как враг его поклоняемым именем Иисуса, как прах ветром развевается и гонится прочь, или как дым исчезает с своим мечтанием»
Преподобный Исихий Иерусалимский
http://hesychia.narod.ru/hes.htm Преподобный Исихий на первое место для тех, кто подвизается внутри, поставил делание смирения, потому что Бог гордым противится, а только смиренным дает благодать. Конечно же, под смирением отцы Церкви понимают не буддистское, например, безразличие и равнодушие ко всему, и не неоплатонический уход в грезы от земных проблем, а благодатное состояние души, которое достигается осознанием своей и общечеловеческой падшести, покаянием, упованием на Спасителя. Закон, как детоводитель ко Христу, подводит (ищущего Бога) человека к осознанию невозможности исполнения самому по себе заповедей Божиих, первоначально смиряет такого человека, приводит его к покаянию, к вере в Евангелие, ко Христу и к Церкви Его. Через крещение и миропомазание таковому верующему подаются начальные дары Духа Святого, плодами действия которого должны являться благодатные смирение, кротость, терпение скорбей, милосердие, прощение всем и вся, воздержание, которые углубляются в синергии благодати и воли человека. Если этого не наблюдается, а, наоборот, в духовной практике чувствуется внутреннее возрастание высокоумия, тщеславия, надмения, которые время от времени (несмотря на прикрытие лжесмирением) проявляются и внешне, то надобно сильно встревожиться и постараться вернуться к началу пути (если еще и был в начале). Ну, а уж подвизаться внутри умным деланием, думаю, в таком состоянии крайне опасно, о чем и предупреждают все отцы Церкви. Благодатное смирение - прежде всего.