Сэн и похищенная духами Тихиро

Mar 09, 2021 14:12


Когда я пересматривала «Унесенные призраками», чтобы порисовать для недели «Миров Миядзаки», и делилась об этом в сторис, многие писали мне, что не могут смотреть многие картины этого японского мультипликатора, потому что в них много страшных моментов… Вообще да. Миядзаки так живо рисует человеческие пороки, что в какие-то моменты не просто страшно, а даже мутит… Но в каждом его мультфильме тьме, жадности, гневу и другим порокам противостоит любовь как высшее проявление духовного света и человеческой воли. Миядзаки творит не для того, чтобы кого-то развлечь ванильно-розовыми грезами. Его творчество глубоко духовно. Пробуждающе. И вот уже сорок лет творит этот японский аниматор на уровне, который еще только-только намечается в западной культуре. Например, в пиксаровском фильме «Душа». Смотрели, понравился?





И конечно, мультфильмы Миядзаки можно смотреть не с любого возраста. Не с любого возраста можно понять натурфилософию, символизм и подтекст картин этого художника. Я начинала осознанно смотреть эти мультфильмы с 20 лет. Мои дети сейчас подходят и говорят, что уже не боятся и готовы смотреть мультфильмы Миядзаки, и это совпадает с их возрастом «инициации». И ведь картина «Унесенные призраками» как раз о процессе взросления личности, обретении целостности и свободы, через который проходит каждый ребенок, о котором я ранее писала в посте о первом рубиконе.

Как литературовед я вижу в этой картине поэтический текст, наполненный символами и загадками, которые можно дешифровать бесконечно и с философской точки зрения, и с психологической. Миядзаки - настоящий сказочник, и в его работах много общего с древнейшими народными сказками, связанными с инициацией. Каждый персонаж мультфильма «Сэн и похищенная духами Тихиро» - это метафора, это образ субличностей, живущих внутри каждого из нас, которые мы, возможно, не можем принять в себе и отрекаемся от них. Многие из нас боятся соприкасаться с этим порой пугающим миром нашего подсознательного, застревая в иллюзиях тотального позитивизма. Но это соприкосновение ведет к встрече с собственным «я», его освобождению и духовному росту.

Героиня мультфильма - Тихиро - десятилетняя девочка, которая вместе с семьей переезжает в новый дом, переходит в новую школу. Она потеряна, ей одиноко и страшно. Но ей предстоит встретиться с собой и своими страхами, преодолев которые она сможет повзрослеть, раскрыв в своей душе то, что раньше в ней спало.



По невнимательности родителей и из-за их неуважительного отношения к миру духов и предков, семья Тихиро оказывается в заложниках у мира призраков, духов и божеств. И девочка оказывается единственной, кто может спасти родителей и себя. Происходящее в начале мультфильма трудно смотреть. Эпизод с превращением родителей героини в свиней погружает ее еще глубже в травму потерянности, одиночества и бессилия. И ей нужно либо избавиться от травмы, либо погрязнуть в ней навсегда. Но находится в этом мире и ее союзник. Это мальчик-дракон по имени Хакку. Он помогает растерянной девочке не оказаться растерзанной призраками. Но и он - заложник этого мира… И благодаря искренней любви, служению и способности прощать, они освобождают друг друга. В некоторых трактовках этой картины Миядзаки говорится о том, что Хаку - это дух Тихиро, отщепленный от ее души (если иметь ввиду триединство человека - дух, душа, тело), В народных сказках душу всегда олицетворяет девочка, а дух или «я» - принц. Соединение души и духа - это процесс формирования личности и становления человека. Примерно такой процесс сопровождает инициацию и взросление. Но и в течение жизни мы можем чувствовать расщепление личности, когда душа отрывается от своего духовного начала. Когда мы одиноки и потеряны, когда нами завладевают сущности уныния, страха и бессилия, мы должны помнить о том, что в нас всегда присутствует союзник, двойник - обитель духа. Это Бог внутри нас. И на него мы всегда можем опереться, чтобы пройти испытание и преодолеть свое эго.

И этот герой отправляет душу Тихиро искать работу в купальнях Абураямы, чтобы в труде обрести собственную волю. И когда Тихиро является к хозяйке купален Юбабе, она лишается своего настоящего имени, а вместе с ним теряет и часть своей личности. Ей предстоит, подобно Золушке или Кари-Замарашке (героине скандинавских сказок), выполнять самую грязную работу. Мы видим, как сложно девочке работать на равных с другими банщицами, она еле-еле поспевает за ними. Трудясь, Тихиро и сама очищается от налета эгоизма, в ней просыпается дух искреннего служения. Она продолжает трудиться, и доходит до того, что ей поручают вымыть духа помоек, от которого исходит ужаснейшая вонь. Девочка справляется с собственным отвращением и делает свое дело. И тут оказывается, что это вовсе не дух помоек, а дух рек, загрязненных цивилизацией. И этот дух дает девочке волшебный горький пирожок, который дарит героине надежду на спасение родителей от участи быть съеденными. Потом надежду на спасение от смерти своего друга Хакку… Но и то, и другое - все же проявления эгоизма. Тихиро желала всего этого для себя, чтобы справиться с собственной отчужденностью. Ей нужно было отдать этот горький пирожок самому несчастному существу, который, разрастаясь в своей тьме, начал поглощать мир вокруг себя.


Этот мультфильм показывает самые разные проявления эгоизма, который тянет, отяжеляет наше существо и может довести до полной утраты себя - от жадности до крайних форм нарциссизма. Есть в мультике и открытый нарцисс в образе властной хозяйки бань Юбабы, и уязвимый нарцисс в образе капризного малыша-манипулятора Бо, и даже перверзный нарцисс-психопат в образе безликого божества Каонаси. Как деструктивные начала они могут завладеть личностью любого человека, но даже самое страшное существо внутри себя можно исцелить, приняв на себя ответственность за него. И Тихиро находит путь который меняет каждого из этих значимых героев. Юбаба пробуждается через материнскую любовь и осознание возможности утратить подлинное «свое сокровище». Бо через преодоление страха внешнего мира и выход из зоны комфорта. А Безликого она пробуждает через сострадание и бескорыстность.

Безликий из них, конечно, самый страшный. Именно его я и захотела нарисовать в тот момент, когда он начинает искушать персонажей мультфильма.

С момента, когда Тихиро попадает с мир духов, он следует и наблюдает за ней. И однажды он является к баням, где Тихиро работает среди банщиц. Она решает, что это очередной гость и впускает его. Он кажется несчастным, одиноким, как некто, потерявший всех близких людей и смысл собственной жизни. Он - воплощение пустоты, черной дыры. Он оборотень, который готов поглотить каждого и сделать жертву частью себя. Эго этого существа самое опасное, потому что оно способно разрастаться до неимоверных размеров и превратиться в демона, который может разрушить все и поглотить всех на своем пути. И сколько бы он ни ел, скольких бы ни проглотил, он не мог насытиться и понять, что ему нужно, а что нет. Но сначала он просто искушает. И к Тихиро у него какие-то особенные чувства. И Юбаба кричит, что эта дрянная девчонка привела к ним этого монстра.

У гештальт-терапевтов, рассматривавших со своей точки зрения этот мультфильм есть предположение, что Безликий - это образ групповой идентичности Тихиро, которую она потеряла. Это ее же тень, образ ее душевной пустоты, с которой она приходит в этот мир и которая, конечно, хотела поглотить ее. И именно Тихиро должна была избавить мир призраков от этой напасти. Закрыть гештальт. И горький пирожок она должна была отдать этому сорвавшемуся с цепи отчаяния зверю, своей же тени… Сначала ей нужно было спасти себя, а потом тех, кого она любит… И она бросает пирожок в пасть чудовища. Оно начинает изрыгать обратно всех, кого оно поглотило и обессиленное продолжает следовать за Тихиро, которая хочет спасти Хакку. Она не боится Безликого. Она берет за него ответственность, покупая ему билет на поезд вместе с собой к двойнику Юбабы - Дзенибе, которая так напоминает добрую Бабу Ягу. И там вместе с превращенный в хрмчка малышом Бо и Безликим Тихиро проходит еще один этап делания - в этот раз они изготавливают волшебную нить (в сказках героини тоже всегда прядут и ткут). Безликий остается в помощниках у волшебницы Дзенибы, спокойно отпуская и освобождая Тихиро. Вот так Безликий - олицетворение групповой идентичности Тихиро находит свое место.


Пытаясь чем-то заполнить чувство пустоты, люди часто пытаются достичь разрешения чувства неразрешенного гештальта и перенасыщаются - через переедание физическое и интеллектуальное, через бессмысленную трату денег, накопление. Работая над собственными страхами, проявляя смелость, гештальт закрывается и человек выходит из травмы, тогда его душа способна освободиться, обрести истинный смысл жизни и душевное равновесие. Тогда приходит время встретиться и соединиться со своей духовной половинкой и вспомнить свое истинное имя…

встреча с Я, миры Миядзаки, духовная свобода, нарциссизм, человек, тело, обретение целостности, Унесенные призраками, свобода, натурфилософия, толкование сказок, Хаяо Миядзаки, дух душа, Миядзаки

Previous post Next post
Up