Ковид: метаморфозы обоняния

Nov 16, 2020 18:12


Запахи пропали у меня не сразу. Когда после ночи с температурой и головной болью я позвонила сообщить, что не приду на семинар, меня спросили, чувствую ли я запахи. На столе у меня стоял чайничек с остатками пряного чая с имбирем и корицей. Я понюхала - чувствую! Наверное, я все-таки простыла. Накануне я как раз попала под холодный ливень. Но через пару дней, когда я ощутила существенное облегчение, когда головная боль и головокружение отступили, у меня начались обонятельные галлюцинации. Мне стал мерещиться запах аммиака, смешанного с нашатырем. Я нервно курсировала по квартире в поисках зловещего запаха. Подозревая котов, я нюхала каждый угол и тряпку, но так и не находила источника вони. А потом посмотрела на цветы лилии, которые на днях мне принес Максим, подошла, попыталась вдохнуть аромат и… они дохнули на меня аммиаком. Я попросила понюхать цветы детей и Максима, но все стали говорить, что это просто запах лилии, не более. Затем мой новый крем для лица вдруг стал отвратительно пахнуть… Я еще чувствовала разные запахи, но под вечер, когда я лежала в постели, в носу сам собой появлялся знакомый химический запах аммиака в перемешку с нашатырем. Мне еще не успели сделать тест, но уже тогда я поняла, что все это точно не простуда…



Мое обоняние постепенно ухудшалось. Запахи пропадали один за другим. Последним ушел аромат моего любимого кардамона. Вскоре я больше не чувствовала ничего, кроме потоков безликого воздуха, меня окружала пустота. Как будто бы и не было в моей жизни никаких запахов. Я заваривала чай по привычке, но пила его, как просто горячую воду и от этого наступало ощущение дикого остраннения. Я оплакивала любимые эфирные масла и специи, не давая себе питать надежды на то, что обоняние ко мне вернется, но все равно промывала нос и капала Ану Тайлам.

Вместе с запахами в моих эмоциях тоже начался разлад. Апатия. Меланхолия. Тревожность. И вроде разумом осознаешь, что все это не твое, но как-то повлиять на свое состояние не можешь. Тебя просто накрывает очередной волной меланхолии…

Но когда я листала книгу Пратимы Райчур, меня осенило. Мое состояние напрямую связано с отключением обонятельного канала восприятия. Запахи неразрывно связаны с нашими эмоциями и умом. Представьте, у нас в носу около десяти миллионов рецепторных клеток, и мы способны улавливать тысячи различных запахов! Но вот только по сравнению с животными наш нос практически утратил свою способность быть органом чувств, и именно ослабленное обоняние в большей степени делает нас людьми. Обоняние - канал восприятия, заточенный на выживание. Но для людей обоняние давно перестало играть эту роль (разве что младенцы используют обоняние так же, как животные). Запахи связывают нас с эмоциями, с получением удовольствия. И, если задуматься, становится очевидно - мы стали использовать запахи не по назначению - мы буквально подсели на них - парфюмерия, интенсивные запахи пищи, ароматы, распыляемые в торговых центрах - вокруг столько информации, манящей нас и затуманивающей разум! Одни люди научилась манипулировать сознанием других, действуя запахами. Я поняла это по своему отношению к кофе, которое изменилось за время болезни. Раньше я думала, что дело в сахаре и молоке, поэтому отказалась от них, но от привычки пить по утрам кофе избавиться так и не могла. А тут я по привычке я сделала себе кофе и почувствовала лишь противную горечь. Кофе без запаха пить невозможно, организм сразу протестует против этого безумия. А вот запах манит и дарит это несравнимое ни с чем ощущение удовольствия. Тогда получается, благодаря вирусу, ослабившему наше обоняние, мы можем подняться на другой уровень осознания, стать выше на ступеньку своего рептильного мозга? Через этот временный разлад между лимбической системой и обонятельным центром мы можем попытаться стать более сознательными. Эта мысль меня успокоила, и я стала привыкать ориентироваться на дату производства продукта, а не на его запах. Но мои эмоции по-прежнему были не в ладу. Ведь вместе с обонятельным центром от вируса страдал и «эмоциональный мозг» - «колыбель человеческих страхов, страстей, агрессии, желания, удовольствия, потребностей и инстинктов». Что мы чувствуем в полной темноте? Конечно, страх. И, если мы оказывается не просто в темноте, а еще и в обонятельной пустоте, точно так же активируются и наши страхи. Сознанию буквально не на что опереться. Например, ночью, когда я отводила Захара в туалет, по дороге к кровати меня охватывал страх, совершенно необъяснимый, почти как в детстве. Страх того, что из-за угла может выскочить чудовище. И ты вроде и осознаешь, что тебе ничего не грозит, при этом страх входит в твою телесность. Наблюдать это было даже забавно. Наблюдать… Внутренний наблюдатель - это тот, кто может дать нам опору. Именно он помогал мне не поддаваться спонтанным страхам и бороться с ними всей силой своей рассудочной и сознающей души, пока ощущающая часть души находилась в подземелье…

Обоняние вернулось ко мне на десятый день. Утром я распыляла гидролат розы на лицо и вдруг, будто бы где-то издалека потянуло чем-то родным, приятным, и я осознала - совсем еще чуточку, но снова я чувствую аромат розовой воды. Меня охватило изумление, и я стала ходить по дому, внюхиваясь вокруг. Многое пахло, будто бы наполовину. Постепенно, день ото дня обоняние ко мне возвращалось. Сейчас я снова чувствую все и могу пить любимый пряный чай с имбирем, корицей и кардамоном. Лишь с одной разницей. Теперь я чувствую себя гораздо более целостной, запахи меня не дурманят, не обманывают, не вызывают зависимости.

Я верю в то, что все происходящее не случайно и зачем-то нам нужно. И вполне возможно, что во всей этой пандемии смысл в каких-то эволюционных изменениях. Человеческий мозг пластичен, а душа… Мы даже представить себе не можем измерения, в которых она живет. И сейчас в наших душах происходит что-то важное, какая-то внутренняя драма разыгрывается внутри нас. Жаль, что мы этого не видим… Лежа с головной болью в первые дни, я спонтанно решила перечитать «Маленького принца». И снова остановилась в том самом месте, которое в этот раз для меня прозвучало по-иному: «Зорко одно лишь сердце. Главного глазами не увидишь» И носом не почувствуешь. А обмануться легко. Сколько планов сознания попросту не доступны нам?

Когда Максим тоже перестал чувствовать запахи, он как-то сказал: «А, что если есть такие планы восприятия, о которых мы и не догадываемся? И для кого-то, возможно, мы духовно воняем, но не знаем об этом… Вот это как раз самое страшное».

обоняние, ковид, запахи, свобода, covid-19, целостность, чудовища, коронавирус

Previous post Next post
Up