Двадцатидневный курс Випассаны. Зима 2015

Mar 10, 2015 15:00

(Итого: 1 двадцатка, 8 десяток, 2 сатипатаны, 3 служения)

Время проведения: с 14 февраля по 7 марта 2015.
Дуллабха, Йорген.

Well done. Хотел пройти его в 2010-м году.

Первая двадцатидневка в России.

Отличия 20-ти дневки от привычной уже 10-ти дневки:
  1. Расписание - один в один. 

    Но формально присутствовать в зале нужно только с 18:00 до 19:45 (примерно). Так как 18:00 - 19:00 обязательная общая медитация в зале и 19:10 - 19:45 около 40 минут лекция. Можно вместо лекции на русском выбрать лекцию на английском, тогда она сдвигается на час.

    Часовые общие медитации в зале проводятся так же, как всегда, в 9:00 и в 14:30, но они необязательные! Хочешь - ходишь, хочешь - не ходишь.
  2. Никто за тобой не следит. Реально. Хоть дрыхни полдня. Лафа, наверное, быть менеджером курса - не надо бегать за студентами и постоянно проверять кто и что делает.

    Минусы этого - проспишь случайно, так никто и не разбудит. Со мной этого не случилось, но ситуация крайне вероятная. Кстати, даже если не проспишь, ничто не помешает отрубиться в сон на самой медитации, несколько раз я за собой такое замечал после сытной еды. Поэтому что из полезного Гоенка и говорит, так это: «жрите меньше, падаваны!»

    Но из-за почти полного отсутствия контроля и требования к участникам нормальные такие: 5 курсов, 1 сатипатана, 1 служение, 2 года ежедневной самостоятельной практики и т.п.
  3. У каждого есть отведенное местечко для индивидуальной медитации - келья. В нашем случае, так как студентов набиралось меньше обычного, келья представляла собой еще одно спальное место в другой комнате. Что намекает, да. Чем некоторые участники все же и воспользовались, по крайней мере я слышал, редко правда, храп во время медитаций (может это был я сам?).
  4. Лекции. Субъективно короче. В два раза. 

    И лично для меня не имели уже никакого отношения непосредственно к моей текущей практике (может я просто не дорос до них). Что лично меня несколько озадачивало. На десятке я привык, что в лекциях есть какие-никакие, но инструкции к практике. Здесь же чистая буддисткая теория. И никаких (для меня) инструкций и нюансов. А так как именно на этом курсе я понял, или по крайней мере думал об этом, что буддийское мировозрение в чистом виде мне не близко, то лекции, да, были прекрасным поводом прорабатывать санскары раздражения.
    
Хотя очень понравилась и была полезна лекция про джаны - степени концентрации.
Если кратко, всего 8 уровней. Джаны с 1 по 4 - в рамках органов чувств, а с 5 по 8 - за пределами органов чувств. Каждая джана делиться на три этапа, как по палийски забыл. Что-то вроде Кучуча, Мучуча, Бучуча (шучу). 

    Если что, я достиг «Кучучи» в первой джане. Если по русски - эмм, ну это первая степень концентрации, типа с нее и начинают.

    Из плюсов: в линии Гоенки джаны не нужны для практики Випассаны (ну ладно, не обязательны). Могу только это подтвердить, круто, что можно годами не джанить. Но в дальнейшем я все таки собираюсь прицельно над этим поработать, так как это поможет сделать практику куда более глубокой.
  5. Малое количество студентов на курсе. Мужчин: 16, женщин: что-то около 10. 

    Да, вот так необычно, на десятках среди женщин конкурс намного выше, чем среди мужчин. А вот длительные курсы больше востребованы среди мужчин.
  6. Серьезные студенты. Это огромный плюс, даже сатипаттана отдыхает, не говоря уже про десятки. Серьезная работа вдохновляет и поддерживает. Хотя и отщепенцы тоже были, где-то 20% от всех студентов. Непонятно как они там оказались, рано еще или вообще. Может переоценили свою подготовку. Ну что тебе делать на 20-ке, если не можешь 1 час отсидеть не двигаясь?

    У меня тоже был один «сорванный» курс, который я очень-очень плохо отсидел, но то была десятка! На то она и десятка, чтобы тренироваться. А на двадцатке нужно просто пахать-пахать-пахать. Если все идеально не знаешь и не умеешь - никто не поможет, проще, наверно, в таком случае было бы просто отложить им прохождение, смысл мучаться-то.
  7. Почти полное отсутствие инструкций, как, собственно, практиковать.
    
Если вы помните, то на десятке есть эти изматывающие десятиминутные повторения перед каждой медитацией! Как и что конкретно делать. На двадцатке на общих медитациях в 9 и 14:30 инструкций нет вообще! Уф, как это здорово, не захламляет голову, на десятке я устаю от однообразных повторений. И только на обязательной общей медитации в 18:00 может быть Гоенка скажет пару слов или предложений, вроде: «сати, самподжанья, сати, самподжанья!». Крутые инструкции, правда? Че «сати», че «самподжанья», если колено адски болит-то? Вот на то много десяток, много-много самостоятельной домашней практики (1400 часов) и нужно, чтобы не задавать такие вопросы. Иметь на них более, чем отчетливый ответ.
  8. Практика постоянна. То есть считается, что перерывов нет. То есть в расписании они есть, но как бы явно говорится, что практиковать нужно больше, больше и больше.
Ну хотя бы ходить, кушать, мыться и т.п. с постоянным самподжанья (осознанием ощущений). 

    Это позволяет выстраивать самостоятельный ритм занятий. Так можно сделать перерыв когда тебе удобно, в любое время и любой длительности, даже на улице погулять! А в перерыв восполнить и посидеть.

    На практике это правда, у меня, превращалось просто в постоянное использование перерывов для медитации. В итоге все медитации сливались в два больших потока: один до обеда, второй - после обеда.
    
В самом экстремальном варианте один раз это выродилось вообще в две непрерывные медитации в день: первая (6 часов) с 4:30 утра до 10:40, и вторая с 13:00 до 20:00 (7 часов). Круто, но мой организм оказался к этому не достаточно еще подготовлен, поэтому не повторял. Основная проблема оказалось совершенно неожиданной - обезвоживание. После домашней аюрведы с питьем воды каждый час, в таком варианте воду (чай) приходится пить только один раз в день на ночь, а физическая нагрузка огромная, организм пересыхает. На этом этапе оказалось, что мне нужно пить воду хотя бы два раза в день.
  9. Анапана с 1 по 7 день. А точнее, даже утро 8-го дня затрагивает (3 часа, 4:30 - 6:30, 8:00 - 9:00).

    Випассана с 8-го по 19-й день (ну и плюс те же 3 часа с утра 20-го метта-дня). Итого 12 дней. А на десятке всего 5 дней!
  10. Весь курс рекомендуется ходить не поднимая глаз - смотреть только на 3-4 шага вперед. Сначала кажется глупостью, но потом понимаешь, что иначе никак, если хочешь поработать.
  11. Женщины и мужчины на курсе идеально разделены, благодаря раздельным зданиям, даже на метта день общение только среди своего пола.
Ну и уже мои личные de actu at visu, опыт и наблюдения:
  1. На Анапане не достиг того чего хотел. Вообще. Никак. Совершенно. Намечтал себе, по отзывам от тех, кто раньше проходил 20-ку, что будет то-се, первая джана, вторая джана, третья… Ага, как же, даже первой джаны (3-го уровня) не было. То есть, как начал с первого уровня первой джаны, так ей же и закончил.

    Но все же, но все же, 7 дней анапаны даром не прошли. Если отталкиваться от своего личного опыта, то моя личная анапана сделала огромный шаг вперед, просто несравненный. Раньше у меня с ней вообще дружба не получалась.

    В следующий раз буду работать над 2-м и 3-м уровнем первой джаны.
    
Если без выкрутасов, то весь разговор здесь о том, как долго вы можете удерживать свое внимание на области под ноздрями над верхней губой, осознавать дыхание и ощущения. Если лишь на короткий промежуток времени, то это 1-й уровень первой джаны, если минут 20, без единой посторонней мысли, это 2-й уровень, если все остальное исчезает вообще, и остается только ощущение, это 3-й уровень первой джаны. Ну а джаны со 2 по 8 пока более чем не актуальны.
  2. Я понял дамму (содержимое ума) и «читу» (ум)! Это очень круто! Раньше это для меня было лишь интеллектуальное понимание. Что есть там какое-то содержимое ума. Ну и что, как говориться. Теперь же я понял, на опыте, о чем речь, и как это помогает в практике и жизни.

    Этот вопрос прямо связан с пониманием анатты (отсутствия я).

    Раньше я всегда очень плотно привязывался к содержимому ума в текущий момент, и однозначно ассоциировал себя с ним. То есть я это и есть наполнение моего ума в данный момент. (О терминах, что такое «ум» в палийском понимании и т.п. - тема отдельной дискуссии). Но десятки дней самонаблюдения, а точнее даже, 7 дней анапаны, когда все время работаешь с содержимым ума, помогают понять, что содержимое ума (мысли, эмоции, переживания…) это все настолько приходяще, и настолько несвязано друг с другом, что через некоторое время, наблюдая эту постоянную смену, перестаешь ассоциировать себя с ними. Ценность этого опыта для меня сложно даже представить. 

    Еще немножко ближе к пониманию на опыте того, что нет «я», нет даже «наблюдателя», есть просто «наблюдение»

    Это бесценно для практики медитации, так как в случае залипания на чем-то, каких-либо проблем, нарабатывается навык, именно навык, а не просто понимание, как от этого отключиться и переключиться на что-то другое.

    Предполагаю, правда, что это этот навык не долго продержится. Слишком мало пока тренировался.
  3. Анапану сидел обычно, не перенапрягаясь, где-то по 1 - 1,5 - 2,5 часа. Так как цель была работать с концентрацией. Но почти каждый день было только «слепое пятно», что удивительно. Но не круто, но сам навык концентрации, даже на слепом пятне, тоже очень полезен оказался.
  4. А вот на випассане с 8-го по 19 день перешел в другой режим. Как правило утром две медитации, иногда включая время завтрака, иногда нет.

    Получается:

    с 4:30 до 6:30 (или до 7:50) и

    с 8:00 до 11:00,

    то есть оптимально было два раза примерно по 3 часа.

    И одна длинная медитация после обеда: от обеда до отбоя.

    Длительность: 7 - 7,5 часов.

    С 13:00 (а точнее в промежутке от 12:15 до 13:05, в зависимости от того, как утро прошло) до 20:00.

    Итого чаще всего было 3 медитации в день (3 часа, 3 часа, 7 часов).
    
Но все 12 дней випассаны в таком режиме провести не удалось, так как сначала разгонялся день-два, затем потеря дня на «встречу с учителем», для себя не нахожу ее полезной. 

    Итого где-то дней 8-9 длительных медитаций за весь курс. Не то, чтобы много, но по ощущениям, пока больше и не нужно было (не получилось бы).
    
Тот день, который решил зажечь двумя длительными медитациями не особо оптимальным показался. Так как кроме обезвоживания еще и за два часа в обед тело не успевало отдохнуть и было не просто. Ну и за ночь (еще 7 часов) уже после двух длительных медитация тоже не успевало отдохнуть, поэтому на следующий день пришлось перебиваться только короткими медитациями.
    
Так же пробовал в один день длительную медитацию во второй половине дня, и на следующий день длительную, но уже в первой. Тоже не особо оптимально показалось. Вывод: пока что две короткие (по 3) утром и длинная (7) после обеда - оптимально.
  5. А, ну да, еще всегда была очень странная медитация с 8:10 до 9:00. Это время английской лекции, когда Йорген всех, кто подписался на русскую версию, выгонял из зала. Глупейшая вещь, надо сказать, после насыщенного дня - вообще ни о чем.
  6. Итого в среднем где-то от 14 до 15,5 часов медитаций в день.
  7. На следующий курс фокус на: а) первой джане, дамме, содержимом ума, отсечении мыслей, б) «ни малейшего движения».
    
По поводу б) - в принципе, я и так не особо двигался, не то, что раньше, когда еще и в стороны наклонялся. Так, только слегка наклонялся или выпрямлялся иногда. Но можно и нужно без этого. Так что есть куда двигаться. А, да, полностью неподвижная тренировка была в первой половине дня, адово немного.
  8. По поводу ума, успокоения ума, равностного ума, уравновешенного ума. Трудности перевода. Куда лучше практиковалось, когда я под термином ум из лекций понимал для себя расширенный вариант, включающий лимбическую систему. Тогда самым главным становилось - достижение эмоционального спокойствия, отсюда уже и к равностности пляшем. Без эмоционального спокойствия ни о какой равностности и речи нет. Очень-очень помогло и помогает.
  9. Что радует, так это то, что практика випассаны и теория буддизма никак между собой не связаны! Даже на 20-ке вполне можно заниматься практикой, игнорируя буддийские концепции мироздания. Как минимум, это удобно. Иначе было бы обыкновенной религией: сначала поверь в Великого Пупурука, а теперь помолись ему. Эту тему потом подробнее раскрою.
  10. Очевидно, все медитации сидел в адиттане (то есть непрерывоное сидение, не меняя положения рук и ног, не открывая глаз), за крайне редким исключением (даже не вспомню, но, наверное, были исключения).
  11. Вирья -- это усилие, это полезно. Говорят, это наработанные парами (это типа навыков, которые сохраняются при перевоплощениях).
  12. Ну что, 8 часов непрерывной медитации -- не предел. Хоть на этом курсе я не гнался за рекордами, а постарался закрепить предыдущее достижение (на предыдущей десятке впервые 8 часов подряд отсидел). Все таки одно дело -- раз отсидеть 8 часов подряд не меняя позы, и потом недоумевать -- это случайность или все же глубокое понимание техники. И другое дело -- примерно неделю ежедневно таких медитаций, иногда и дважды в день.
  13. Да, приехал на курс больной, можно сказать привезли и выгрузили, еле дополз до кровати, где не так и не раздеваясь, в куртке, проспал 3 часа до вводной лекции 0-го дня, потом час до вводной медитации, и затем, все так же всю ночь в куртке и в уличной одежде до утра, в таком же состоянии и пошел осиживать медитации в келье. К следующему дню вроде подвыздоровел. Так ничего страшного, просто страшенная слабость в теле и кашель при любой нагрузке.
  14. В какой-то момент по очереди начало что-то раздражать в окружающей обстановке, ну классически: то лекции, то сосед, то… Где-то на пятый (десятый) объект раздражения, дня через 3-4 (или через 5-6) до меня вдруг дошло, что а может дело вообще не в них во всех, а во мне (гений, пять лет не прошло), то есть у меня есть раздражение, а дальше оно просто ищет выход, но по пустому поводу раздражаться глупо, поэтому оно аналитически находит вполне даже весомый и аргументированный логический способ объяснить, почему именно этот объект меня раздражает. Мысль-то конечно очевидная, но на своем опыте ее отнаблюдать крайне интересно было. Ну и если прибавить сюда уже некоторые наработки по работе с даммами (содержимым ума), то становится еще интересней. Например, что раздражение можно отнаблюдать до исчезновения.
  15. Метта и все благие пожелания служащим на этом курсе. Мысленно ли это? Двадцать дней служения подряд! Все было идеально.
  16. Если вам интересен главный секрет, как медитировать 7 часов подряд не меняя позы - дыхание. Я для себя сделал вполне практический вывод - наблюдать ровностность дыхания. Если дыхание идеально ровное, тихое, спокойное, то и ум уравновешен. Если ум хоть немного взбаламошен - дыхание не будет ровным. Следя за дыханием, успокаивая дыхание (ага, анапана) мы получаем тот самый рычажок управления уравновешенностью ума.
  17. Почему-то очень вдохновили беседы «старых мастеров» в «курилке» (6 старых студентов в одной из келий) на метта-день. За плечами у каждого уже значительный опыт в медитации, поэтому никаких отвлеченных разговоров, преимущественно только о практике, что мешало, что помогало, кого что вдохновляет, истории с 45-и дневных курсов, книг, истории про других випассанских учителей. Прям физически ощущал это вдохновение.
  18. Говорят, что у У Ба Кхина на курсе, даже обычной 10-ти дневке, как правило, все студенты достигали уровня Сотапаны, и он «расстраивался», если вдруг сотапанами становились только 9 из 10.
  19. Сотапана - первый уровень погружения в Дамму. Выход в Ниббану (нирвану) на краткий период времени (от секунд до минут).
  20. Из минусов (для меня): заметил, что прорабатываются не только отвращения, но и влечения. Вполне неожиданно для себя можно внезапно потерять мотивацию к чему-то, что раньше увлекало. Может так не у всех, но у себя многократно замечал. 
К примеру (очень давний пример): уж как я всегда любил море, но в очередную поездку вдруг осознал, что оно мне стало абсолютно безразлично, сказать, что я был в шоке - ничего не сказать. Таким образом серьезные практики випассаны вынуждены идти по буддийскому пути просто практикуя, даже если они ни на йоту не верят в буддийские концепции.

    Ни разу на лекции про это не говорилось, но из собственного опыта: когда выходят санскары, в теле появляются приятные тонкие ощущения. Равностность к неприятным ощущениям прорабатывает санскару отвращения. Равностность к приятным ощущениям - санскару влечения. Так вот, даже если ум не достаточно сконцентрирован, чтобы чувствовать приятные ощущения, в теле они все равно есть, и если сидеть с равностным умом - то проработка санскары влечения все же происходит, хочешь ты того или нет. Это стремно.
  21. Про выход и проработку санскар (блоков). Часто спрашивали - а можно как-то на випассане узнать, какая конкретно ситуация прорабатывается, когда выходит санскара? А то ведь не интересно просто сидеть и наблюдать боль.
Так вот, мой вывод: можно, но не нужно. Не нужно от слова совсем.
Я заметил, что текущее эмоциональное состояние вполне может быть связано с выходящей санскарой. А иногда это можно осознать и очень явно. Например, пару раз меня даже почти бросило в слезы (ну слегка так, по мужски, одна скупая слеза из носа). И я даже понял, что за набор ситуаций прорабатывается.

    Вроде бы интересно, да? Почему же тогда не нужно от слова совсем?
    
Вспоминаем про уравновешенность и лимбическую систему. Если вас захлестывает волна эмоций и чувств - медитировать вы не можете. Тоже от слова совсем. Ну а раз медитировать не можете, то и санскару данной техникой (випассаной) не проработаете. Тогда спрашивается, а для чего тогда вот весь этот процесс.
    Пострадать? Это к 50-ти оттенкам.

    Поэтому мой вывод для себя: как только возникает отчетливое понимание чего собственно отсиживаем в данный момент и захлестывает волна эмоций - прежде всего нужно отодвинуть это в сторону (я для себя почему-то назвал это «слайсами») и продолжить практику здесь и сейчас. Это важно.
  22. Перечитал свой старый отзыв от 2006 года. Оказывается склонность к экстремально длительным посиделкам была уже тогда! На первом курсе. Правда тогда экстремально - это было 3 часа. Но то разовое достижение. Путь закрепления его занял много лет. Может и правда парами существуют?
  23. Кстати, какого-то такого резкого ощущения окончания курса, как на десятках, нет. На десятках в метта-день (10-й) уже медитировать нормально не получалось. А здесь - вообще без разницы. И вернувшись домой - тоже. Похоже, что двадцатка не кончается никогда.
  24. По поводу метты. Таки да, ничего особенного. Но в середине курса меня вдруг пробило помыть раковину. О_о

Домашняя практика
После 30-ки в 2024-м стал не только писать отчеты по ретритам, но и вести заметки по ежедневной практике.
Телеграм @my_dhamma - t.me/my_dhamma
Там переводы, материалы, опыт Упосатх (всенощных медитаций + 8 предписаний), инсайты домашней практики.
Первые пять месяцев средняя частота обновления блога в Телеграм где-то 1-4 поста в неделю. Там же вопросы-ответы, обмен инсайтами и ссылками с Сангхой.
Так что если обновления отчетов по ретритам раз год (в несколько лет) вам мало, то Welcome в Телеграмм. Там море оперативных отчетов.

История ретритов за 18 лет:
Ретрит по Випассане (лето 2006 года)
Ретрит по Випассане (весна 2008 года)
Ретрит по Випассане (весна 2010 года). Десятка + Сатипаттана + 2 Служения
Ретрит по Випассане (осень 2010 года). Две десятки
Ретрит по Випассане (лето 2011 года)
Ретрит по Випассане (осень 2012 года). Десятка + Служение
Ретрит по Випассане (лето 2013 года). Сатипаттана (empty)
Ретрит по Випассане (осень 2014 года)
Ретрит по Випассане (зима 2015 года), Длительный 20-ти дневный курс
Ретрит по Випассане (осень 2015 года)
Ретрит по Випассане (зима 2016 года). Длительный 20-ти дневный курс
Ретрит по Випассане (весна 2024 года). Длительный 30-ти дневный курс
Домашняя практика после 30-ки. Еженедельные отчеты

Випассана

Previous post Next post
Up