О светлом будущем

Dec 30, 2022 18:45

Навеяно: https://vlkamov.livejournal.com/2806380.html

Коммунизм, как идея, хорош уже тем, что это попытка спроектировать некий позитивный образ будущего, "рай на земле". При этом неважно, как вы сами относитесь к коммунизму - ценна сама попытка думать в этом направлении.

К сожалению, оная попытка слишком часто делается в рамках религиозного подхода - примерно, как если бы верующие стали представлять себе рай. Ход мыслей в таком случае неизбежно сбивается на апофатику, в духе "можно ли помыслить Бога не всеведущим? Разумеется нет, Он же не имеет в себе недостатков, а следовательно, всеведущ". Разница лишь в том, что поскольку речь идет все же о реальных людях и о реальном мире, то товарищи коммунисты готовы допускать "отдельные несовершенства" при коммунизме, не влияющие на его сияющий образ в целом. Но в остальном, все по апофатике. "Может ли при коммунизме сохраниться диктат власти над народом? Конечно же нет, это же коммунизм, там будет подлинное народовластие! (Да вообще прямая демократия будет!)". И тд и тп. Иными словами, коммунизму его сторонники априори приписывают всевозможные положительные качества и столь же априорно исключают всевозможные отрицательные.

И все бы ничего - в конце концов, речь же идет о проектировании, пусть хотя бы на уровне идей и образов, именно позитивного будущего. Но так оно только до тех пор, пока в одном образе, в одном воображаемом обществе, не закладываются взаимопротиворечивые установки.

Коммунизм - это не просто идея о том, что будущее должно быть светлым, в котором люди будут жить хорошо и счастливо. Нет, это совершенно определенное (на уровне смыслов) описание способа, благодаря которому люди будут так жить. А именно, все люди будут коллективно, всем обществом в целом, "как один завод", работать на общее благо. Причем, и это еще не всё. Не просто работать всем обществом коллективно, но и коллективно жить. Не только "как один завод", но и "как одно общежитие".

При этом коллективизм воспринимается коммунистами не средством, а целью. Частью того самого светлого будущего и счастья. Неприятие ими частной собственности основывается не на экономических, а на психологических соображениях. Вопрос вовсе не упирается в неравенство, вопрос упирается в недопустимость обособленности индивида от общества.

Ленинское "нельзя жить в обществе и быть свободным от общества" правильно понимать не как некий закон природы, а как сознательный запрет. Как борьбу с независимостью индивида.

Но люди с такой психикой, с такими потребностями - не просто коллективисты. Стайная психика априори подразумевает и ее иерархичность. Неприятие индивидуализма и независимости индивида коренится в неприятии неподконтрольности индивида. "Обществу", ага. На самом деле - власти. Коммунизм подразумевает отсутствие частных прав, индивидуального правового и имущественного суверенитета, а следовательно полную подвластность индивида. Коммунизм и тоталитаризм - это не причина и следствие, а разные названия одного и того же. Такие системы всегда жестко иерархичны.

Коммунизм представляется его сторонникам как общество:
А. высокотехнологичное
Б. демократическое
В. коллективистское

При этом совершенно игнорируется, что В принципиально несовместимо с Б, а без Б невозможно А.

Демократия есть прямое следствие правового общества. Правовое общество - это общество, основанное не на коллективизме, а на его прямой противоположности, на индивидуальном суверенитете. А также, естественно, на экономической самостоятельности субъектов.

Понятие права при коммунизме подменяется, право теперь означает уже не суверенитет индивида от иных индивидов и общества, а право на долю благ от общества, право на заботу общества об индивиде.

Образно, разницу психологий можно показать на примере разницы в поведении котов и собак. Коты - индивидуалисты, "гуляют сами по себе". Собаки, оказавшись предоставленными сами себе, сбиваются в стаи, в которых немедленно выстраивается иерархия. Никакой потребности для собак создавать стаи нет. Но собачья психика требует именно властных отношений, для чего приходится создавать группу с иерархией. То есть, собаки создают стаю не для того, чтобы их стало больше. А для того, чтобы иметь вожака. Собаке нужен хозяин. Так же и у людей, коллективизм происходит из потребности в иерархии. "Низшие подчиняются высшим, высшие заботятся о низших". Никакого иного смысла в коллективизме нет. Люди, которым неприятно подчинять других и подчиняться самому, которые испытывают потребность чувствовать себя независимыми - разумеется, не коллективисты. Они, наоборот, собственники. Они склонны к демократии, потому что сами демократичны по натуре, потому что всех остальных воспринимают как равных себе, и потому что из независимых людей никакого другого правового строя и не создашь.
А вот люди с властной, рабской психологией ("раб мечтает не о свободе, а о своих рабах") индивидуализм и свободу от общества инстинктивно ненавидят. Как и все частное. Демократия в таком обществе, разумеется, невозможна. Автоматически возникает властная иерархия, причем без каких-либо правовых ее ограничений.

Поэтому рассуждения о том, что при коммунизме будет демократия - нелепы. Демократия априори требует, повторю, правовой независимости и экономической автономности индивидов. То есть, антикоммунизма. Аминь.

философия

Previous post Next post
Up