За дверью бессмысленно всё, особенно - возглас счастья.
Только в уборную - и сразу же возвращайся.
(И. Бродский)
Минувшим летом эскиз спектакля «Лондон» по пьесе Максима Досько стал триумфатором фестиваля-лаборатории актуальных текстов «Наша тема». И вот теперь история о том, как соломоплетение довело белорусского сантехника Гену аж до столицы самой Великобритании, переместилась с театрального дворика на большую сцену ТЮЗа.
Сюжет «Лондона» невозможно рассказать, что называется, без спойлеров. Никакой интриги, все предельно просто, а от того и вдвойне любопытней: из-за чего именно эта постановка привлекла повышенное внимание и жюри фестиваля, и зрителей? Явно ведь не потому, что вызывает неконтролируемое исполнение заглавной музыкальной композиции в течение нескольких дней после просмотра спектакля…
Итак, обитает в пространстве трех географических координат: «Раков - Минск - Озерцо» Гена, весьма положительный белорусский сантехник. Он больше не пьет, исправно платит алименты, немного отсидел в колонии, в целом доволен своей работой и, как оказалось, сильно любит Родину. Гена был в Лондоне, на конкурсе декоративно-прикладного искусства, но в Англии чувствовал себя неуютно, отрезанным ломтем, и поскорее хотел вернуться домой, где все привычно.
Легче всего увидеть в этой истории такой хороший, правильный пример того, как надо самозабвенно любить родную страну. Вспомнить неудержимые слезы, которые Гена проливал, подлетая к Белоруссии, порассуждать про соломку, в конце концов, ощутив преемственность поколений. А заодно и раскритиковать излишние сантехнические подробности, зацепив мимоходом еще и наряды девушек-актрис (о, ужас, в простынях!).
Но! Есть одна существенная деталь, о ней не знает театральный зритель, ее видит читатель пьесы Максима Досько. Текст начинается с короткого посвящения, в котором автор перечеркивает слово «патриотизм» и пишет рядом другое - «космополитизм». Если бы не эта корректировка, то Гена, как литературный персонаж (с небольшой поправкой в биографии, само собой), уютно бы себя чувствовал среди типичных героев правильных книг того времени, когда его малая Родина еще входила в состав нашей.
А в театральном пространстве «Лондона» вовсю звучит прилипчивая песня про плот, врываясь в сознание зрителей с первых же мгновений постановки, прямо в разгар неистовой деревенской дискотеки, превращаясь в конце действия в самый настоящий гимн - именно тому самому зачеркнутому патриотизму.
Дело, разумеется, не в том, что испытывать теплые чувства к своей родной стране - смешно, плохо или не модно. Только вот к понятию «Родина» всегда прилагается другое - «государство». И вот тут уже у многих начинается пресловутый когнитивный диссонанс. Но не у бесхитростного Гены, конечно. Гена счастлив, действительно счастлив, ежедневно курсируя по привычному маршруту «Раков - Минск - Озерцо». Его персональный маленький плот вовсе не так уж плох. А думать о чем-то большем ему и не хочется.
Режиссер спектакля «Лондон» - Александр Зверев.
Художник - Павел Оглуздин.
Музыкальный руководитель - Елена Кретова.