Как говорил старина Толстой Лев Николаич, уходя из дома:
«Мой дом теперь везде, где есть зарядка телефона»
(группа «Ундервуд»)
Давно хотела сказать, что Толстой в своем бесконечном словесном потоке бывает просто несносен! Его сложно читать, проваливаясь, увязая в событиях, образах, монологах. А уж каких усилий стоит перенести вот это всё в (не)книжную, а театральную реальность, да так, чтобы каждый зритель почувствовал толстовскую невыносимость и, вместе с тем, гениальность, даже представить трудно. В Хабаровском ТЮЗе вновь обратились к текстам Льва Николаевича и, перелистав страницы его жизни, поставили спектакль «Детство», на предпремьерный показ которого мне посчастливилось попасть.
Вполне осязаемая реальность Новой сцены (не хочется использовать слово «пространство», с которым в ТЮЗе уже давно особенно не считаются, превращая в площадки для спектаклей практически любой уголок старинного здания) до краев наполнена пыльными ветхими вещами из прошлого и воспоминаниями - о семье, о первой влюбленности, жутковатыми (для неокрепшей ребячьей психики и особо впечатлительных взрослых) рассказами о юродивом Грише, историями об учителе Карле Ивановиче. Со всей этой лавиной чувств и мыслей играючи справляются актеры, пластично примеряя на себя сразу несколько ролей, подчас трансформируясь совершенно внезапно - так, что ты не успеваешь дух перевести.
Границы между публикой и сценой размыты настолько, что и сцены никакой нет вовсе, а есть комнаты старого деревенского дома, и опушка леса, и бальная зала, и, разумеется, качели - какое же детство без качелей? Современный мир пересекает пространственно-временные границы спектакля с легкостью мухи, нарушившей покой главного героя. И, ожидаемо, подобно бедному насекомому, поплатится за это невозможностью изменить устоявшийся ход событий: разномастные часы, свидетели разных эпох, продолжат отмерять секунды событий, а тонкие проводки наушников не заглушат звенящее в ушах предчувствие горьких слез.
Откуда в мире толстовского детства могли взяться наушники, пластмассовые циферблаты? А портрет вполне себе взрослого бородатого автора на стене в белом меловом круге, замкнутый в единую цепь «зритель-сцена» самим Николенькой?.. И не надейтесь, что разгадка лежит на поверхности. Просто помните: тут можно всё. В том числе, и появление в финале работников сцены, возвращающих нас из чужих воспоминаний в сегодняшний день.
Художественный руководитель - Константин Кучикин.
Режиссёр - Михаил Тычинин.
Художники - Катерина Андреева, Павел Оглуздин.
Музыкальный руководитель - Елена Кретова.
В спектакле заняты:
Лиза Дьячкова, Вася Зверев, Вася Колтунов;
Галина Бабурина, Евгения Колтунова, Виталий Фёдоров, Андрей Шрамко.