Этот номер к 200-летию расшифровки египетской письменности, для меня там было много интересного. Очевидный, наверное, факт, но я только сейчас понял, почему в Риме столь много египетских обелисков. Просто потому, что Египет долгое время был римской провинцией. Если во Францию обелиск попал в XIX веке, то в Рим их привозили ещё во времена Древнего Рима. Поэтому же Шампольон ездил в Рим изучать египетские надписи - это существенно ближе Каира с Александрией.
В этой же статье рассказывают, как во Франции появился именно Луксорский обелиск. Изначально Мохаммед Али собирался подарить Франции александрийский обелиск Тутмоса III. Но Шампольону больше понравились Луксорские - александрийский обелиск, конечно, на пару веков старше, но на морском воздухе он хуже сохранился. Паша Египта прислушался к мнению Шампольона и переписал дарственную на Луксорские обелиски. В этот момент англичане вспомнили, что вообще-то эти обелиски были подарены им, они просто не успели их вывезти. В переговоры снова впрягается Шампольон, подсказывая мега-план: англичанам дарят обелиск Хатшепсут из Карнака - он и больше, и красивее (при том, что сам Шампольон был уверен в невозможности вытащить тот обелиск из Карнака). А эти два так уж и быть - Франции. На том и порешили. Обелиск Хатшепсут до сих пор в Карнаке - вывезти его оттуда не получилось.
Ещё пишут, что обелиски собирались перевозить во Францию по кусочкам. В принципе, учитывая, что недавно распиливали колонны того же Луксорского храма, ничего страшного в этом, наверное, не было бы. И это снова Шампольон добился того, чтобы обелиски перевозили целиком.
По поводу места тоже было обсуждение. Виван-Денон предлагал поставить обелиск в Квадратном дворе Лувра - это было бы действительно офигенно, его можно было бы со всех сторон рассматривать из окон музея. Но туда поставить обелиск было крайне сложно (я вспоминаю историю о том, как в соседний двор Лувра недавно
затаскивали подъёмный кран). В итоге победил вариант Конкорда - туда явно напрашивался какой-то памятник, но при этом не хотелось никакого политического символа, уж больно часто их приходилось менять за предыдущие пару десятилетий. Египетский обелиск с этой точки зрения прекрасно нейтрален.
Шампольон же предлагал восстановить верхушку обелиска (прекрасное слово
пирамидион). Его сделали только в 1998 году, это позолоченная бронза от Yves Saint Laurent.
Про Дендерский зодиак тоже написали. В Египте нам рассказывали версии о злобных французах, хитростью его укравших. Здесь дают чуть больше подробностей: зодиак был найден во время Египетского похода Наполеона в 1799 году, в 1820 году спилен, в 1822 году привезен во Францию (сайт Лувра
уточняет, что с письменного разрешения Мохаммеда Али) и в том же году куплен Людовиком XVIII за 150 000 франков (нигде прямым текстом не пишут, но можно предположить, что куплен у Египта).
Так вот, когда зодиак привезли во Францию, началось обсуждение его датировки. Предлагались самые разные даты, в том числе и даты до христианского сотворения мира. В итоге с датировкой выступил Шампольон, прочитав какие-то картуши на рисунках Дендерского храма (рисунки ещё наполеоновской экспедиции, легендарное «Описание Египта» 1802 года). По всему выходило, что это римская эпоха. Не то, чтобы это доказывало справедливость христианской датировки нашего мира, но Папа Римский воспринял это именно так и предложил Шампольону титул кардинала (я не совсем уверен в правильности моего понимания этой фразы, в оригинале «il se voit proposer le galero cardinalice», дословно «предложили кардинальскую шляпу» - сомнительно, чтобы ему просто шапку подарили, но так же сомнительно предложение кардинальского титула не священнику). К счастью тот отказался от такого прекрасного подарка. В ответ Папа замолвил словечко, чтобы Франция выдала Шампольону Орден Почётного Легиона - Шампольон по этому поводу шутил, что был «crucifié» (одновременно «распят» и «получил крест») во время своей поездки в Рим. Самое смешное - когда Шампольон доехал до Дендеры, он обнаружил, что прочитанные им картуши на самом деле пустые - то ли их неправильно перерисовали, то ли дорисовали что-то с соседнего монумента «для красоты». Современная датировка зодиака: лето 50 года до нашей эры. То есть, не то, чтобы Шампольон совсем пальцем в небо тыкал и случайно угадал. Я полагаю, у него были какие-то и стилистические аргументы для примерной датировки. Но всё равно смешно получилось.
Пишут про Каромаму, с которой начиналась
прогулка по Лувру в честь всё того же 200-летия. Что текст на этой статуэтке не до конца прочитан - там какой-то уникальный стиль, какие-то использованные там слова больше нигде не встречались.