Постамент со скарабеем, вокруг которого ходили по кругу толпы туристов. Надер сказал, что это типичное самозарождающееся поверье. Никакого основания для этого нет, просто в какой-то момент кто-то пошутил, что вокруг этого скарабея нужно обойти - будет тебе удача. И всё заверте... В настоящее время легенда обросла требованием обойти 7 раз, причём именно против часовой стрелки.
Мы не обошли - и с тех пор всё тянутся предо мною кривые, глухие окольные тропы... :-)
Вот обелиск Хатшепсут. 30 метров, 1400 работников возводили его 7 месяцев. Рядом - буквально в прошлом году собранная из кусочков вершина другого обелиска.
Дальше мы пошли гулять сами, поэтому будет просто набор картинок, без объяснений. Слева змее-лев с, такое ощущение, колонной джед на месте позвоночника. Справа просто какая-то стрёмная химера, дальний предок двуглавого орла.
Мы пытались дойти до храма Хонсу. Путеводитель говорил, что там никого нет, всё заросло травой, и вообще ощущение, что ты - первооткрыватель, случайно наткнувшийся на неизвестные человечеству руины. Наверное, всё так и есть, но проход туда был закрыт, охрана рассказала, что там вроде как Юнеско что-то профинансировало, и сейчас идут раскопки.
Зато дошли до «музея под открытым небом» - странный такой концепт, когда особенно красивые камушки как-то сгруппированы и выложены ровными рядами. С проходами для посетителей, но без каких бы то ни было подписей. Могли бы хотя бы в электронном виде сделать, хотя бы просто название каждого камушка.
Вот здесь хорошо видна любимая настольная игрушка древних египтян - сенет (я про неё
писал в УБЗ).
На этом фрагменте хорошо видно качество изображений на монументальных надписях. Иероглиф «корзинка» - так у него выписана не только ручка, но и прямо структура плетения. Иероглиф «змея» - у неё есть текстура шкуры. Фантастическая детализация, конечно. Ну и сохранность. Аж даже обидно видеть это под открытым небом - понятно, что дождей здесь не бывает, но всё равно странно. И всё ещё странно то, что «можно» всё это потрогать руками.
Путеводитель рассказал, что археологи пытаются из этого складывать какие-то пазлы, и что они как минимум одну часовню (белая часовня Сесостриса I) таким образом восстановили. Упомянутую часовню мы не заметили, но, наверное, должно выглядеть примерно вот так - это красная часовня Хатшепсут и Тутмоса III. В кои-то веки рядом стоит табличка. Пишут, что Хатшепсут всегда изображена в виде мужчины, что все титульные термины мужского рода, но при этом весь текст написан в женском роде. Приводят аналогию с «Madame the King».
Часовню начали строить во время регентства, после смерти Хатшепсут Тутмос III сначала достроил часовню, потом приказал её разобрать на кусочки и построить вместо неё его личную часовню. Поэтому кусочки нашли, пазл собрали, но место, где изначально стояла эта часовня, до сих пор является темой споров у археологов. В последние годы правления Тутмоса III он совсем невзлюбил тётку, и все её видимые имена и изображения были сбиты. Поскольку камни разобранной часовни были свалены в кучу, на всех отвёрнутых от поверхности гранях изображения остались нетронутыми. Затем эти же камни использовали на строительстве третьего пилона при Аменхотепе III. В первой половине XX века их оттуда аккуратно выковыряли, и в конце XX века отстроили часовню. Всё это объясняет, почему собранный храм так похож на леопарда: здесь сбито, здесь прекрасное качество, здесь селёдку заворачивали.
Внутри в основном имена Тутмоса III (на фотографии слева: горово имя, тронное имя, личное имя, а также - первый раз вижу вне Википедии! - имя по Небти). На фотографии справа - какой-то странный счёт. Во второй снизу строчке справа налево два локтя, потом два локтя и 2 чего-то другого, потом два локтя и 4 чего-то другого - и только тебе кажется, что ты понял логику, ещё 3 раза повторяются те же 2 локтя и 4 чего-то другого, после чего снова идёт 2 + 2. Строкой ниже ещё интереснее: в правой клеточке 98 локтей, затем 97 локтей и 3 вот того же «чего-то другого», что было строчкой выше, затем 95 + 3, затем 3 раза по 97 + 3, далее неразборчиво :-)
Это уже в городе. Очень хочется хотя бы на каком-то уровне научиться читать вот такое! А ещё обратите внимание на ящик справа внизу - это защита для дерева. Не знаю, специально ли разобрали для него плиточку, или наоборот, это попытка облагородить дыру в дороге («От этой картины на стене очень большая польза - она дырку на обоях загораживает!»)
И пара фотографий с корабля. Традиционным лебедям из полотенец пришло на смену новое поколение скульптур из подручного материала: обезьяна из полотенца, лианы из туалетной бумаги, глаза из крышечек от бутылок воды, во рту настоящий банан. А справа - как мы проводили всё свободное время круиза: ботаем Анечкину математику :-)