На следующий день - храм Карнака. Для желающих с утра опция - полетать на монгольфьере над долиной царей. У меня когда-то был коллега, регулярно ездивший на какие-то слёты владельцев монгольфьеров, и он даже заразил меня желанием покататься, попробовать, что это. Но коллега лет 10 как ушёл из конторы, моё желание летать ушло вместе с ним - я остался спать на корабле. Все остальные наши где-то вот на этих шариках:
Карнак огромный. У нас была экскурсия на час, потом ещё на час нас оставили в свободном режиме, потом мы отправили детей на корабль, а взрослые сказали, что вернутся самостоятельно - и гуляли ещё часа полтора. И не то, что «всё смогли посмотреть» - мы не обошли даже четверти.
У самого входа увидели, наконец-то, сфинксов с головами баранов. Они времён правления Рамзеса II, между передними лапами у каждого сфинкса - статуя этого фараона.
Там несколько крупных храмов, самый крупный - храм Амона. Недостроенный пилон этого храма, по нему можно понять какие-то принципы, как в Древнем Египте строили такие конструкции. Куча кирпичей у основания - это не столько материал, сколько строительные леса, по этой горочке поднимали наверх каменные блоки.
Кирпичи необожжённые, вот как они выглядят вблизи (это современные кирпичи на воссоздании какой-то другой части Карнака).
Если я правильно помню, это храм Рамзеса III. Одна статуя фараона «в движении» (всегда левая нога вперёд, руки вдоль тела, борода ровная - в этом экземпляре головы нет, но это стандартная поза), другая «под Осириса» (ноги вместе, руки скрещены на груди, борода должна была быть с закруглением внизу). Есть точно так же кодифицированные поза для подношения (руки вперёд), есть аналогичные позы для сидящих статуй.
Если видишь в Париже горизонтальную черту с цифрами «1910» - это уровень воды во время самого большого наводнения. В Карнаке аналогичную роль выполняют цифры «1887» = ١٨٨٧.
И Надер, и наш путеводитель регулярно употребляли понятие salle hypostyle - по-русски тоже есть термин
гипостильный зал, это от греческого «поддерживаемый колоннами». Потолки у таких залов сохранились редко, да и сами колонны откапывали зачастую уже упавшими или покосившимися. В Луксоре во время реставрации колонны тупо разрезали на кусочки, отвезли в сторону, построили «нормальный» фундамент и вернули колонны на место (если я правильно понимаю, это конце 1980-х, в тот же момент там нашли клад - несколько десятков закопанных статуй). Здесь колонны не двигали, я для укрепления фундамента раскопали в проходах между ними (это мне напоминает, как
переделывали фундамент под небоскрёбом в La Défense). Эту часть тоже Рамзес II построил. Из камней разрушенного храма еретика Эхнатона.
Надер показал, что капители у колонн бывают разными: с открытыми цветками (если на эту колонну падал свет), и с закрытыми (если колонна была внутри помещения). А справа в кадр попал обелиск Хатшепсут - самый высокий обелиск из оставшихся в Египте (его англичанам подарили, но он остался, потому что его реально не смогли вывезти, я об этом ещё напишу). Слева в кадр попал Натан :-)
Мы уже видели, что перед картушами с именами фараонов пишется уточнение, что именно это за имя. Перед именем коронации стоят символы Верхнего и Нижнего Египтов (пчела над полукругом и тростник над полукругом). Есть ещё вариант (как справа на следующей фотографии): полукруг с двумя полосками = «владыка двух земель».
Перед личным именем стоит Солнце и утка (это читается как «са» + «ра» = «сын Солнца»). Если места нет для целой утки (как на следующей фотографии) - можно рисовать только глаз утки (нижний овал).
Здесь картуш Рамзеса II. Вроде как всегда читается сначала второй символ, потом третий, потом первый. В данном случае это шакал Анубиса + богиня Маат + Солнце = «узер» + «маат» + «ра» = владыка правосудия Ра (Википедия подтверждает такое прочтение). Следующие символы обозначают «находится рядом с» + Солнце = «он находится рядом с Ра». Надер ещё несколько таких примеров привёл, я просто не успевал записывать :-)