На верхнем этаже музея просто сокровище. Во-первых, сразу два портрета Эхнатона (это тот, который ввёл в Египте единобожие).
В Лувре всего один такой портрет, и он там выставлен как один из шедевров всей коллекции.
А во-вторых, целая стена со множеством (на табличке написано «many thousands» :->) фрагментов разрушенных храмов Эхнатона. Опять же, в Лувре всего пара витрин с редкими фрагментами - а тут, пусть и нет цельной картинки, но очень, очень много плиточек, не оторваться!
Такие стандартные блоки, из которых строили Амарну, называются
талататы, в Лувре они тоже есть, но буквально парочка. Амарнская культура, конечно, отличается от всего остального даже визуально. Путеводитель пишет, что конкретно эти талататы не из самой Амарны, а из находящегося рядом Карнака, из построенных Эхнатоном храмов, конечно. Храмы разрушили после падения единобожия, это всё, что от них осталось. На следующей фотографии, судя по всему, Эхнатон с Нефертити.
Схема гробницы Рамзеса IX - как раз той самой, которую мы посетили.
Инструменты строителя. Прямой угол (даже невооружённым глазом видно, что он не прямой - то ли дерево плохо состарилось, то ли такой вот точности было достаточно - на зачем тогда вообще заморачиваться инструментом? то ли декоративный инструмент, как бывали парадные пеналы у писцов) и фрагмент линейки (в Лувре есть
существенно более интересный экземпляр).
Статуя Ямунеджеха, архитектора Тутмоса III. Текст на статуе рассказывает, что Ямунеджех сопровождал монарха во время похода в Сирию, что он вместе с фараоном пересекал Евфрат «поддерживая безопасность границ Египта». Достаточно примерно представлять себе, где Египет, и где Евфрат, чтобы увидеть в этой фразе дальнего предка нынешнего «Товарищ! Отечество в опасности! Наши танки на чужой земле!»
Основание статуи. Изображены пленные - (не сохранившаяся) статуя какого-то фараона как бы попирала их своими ногами. Лица не египетские, но для точности ещё и подписи: слева «великий злодей из
Нахарина», справа «великий злодей из
Куша».
А вот это совсем круто, никогда такого не видел. Золотые мухи. Это что-то типа медали за храбрость или военного ордена. XVII - XVIII династии.
Тоже интересный экспонат. Эту мумию обнаружили в музее Ниагарского водопада, её купили в XIX веке, но никто не помнил, ни чья это мумия, ни кто привёз её из Египта. Музей Атланты купил мумию и выяснил, что это скорее всего Рамзес I. Недавно музей подарил мумию народу Египта - так она оказалась здесь.
Это практически Путин на дельтаплане: Аменхотеп II доказывает всему миру, что он мужик. Надпись гласит, что он не только сам рулит своей повозкой, но и стреляет из лука не по обычным деревянным мишеням, а по медным - и посмотрите, как пущенные им стрелы пробивают мишень!
Возвращались из музея - вечер пятницы, все мечети забиты, перед ними толпы народа, целые семьи с молитвенными ковриками.
Анечка уже несколько раз выходила бегать по вечерам, на этот раз пошли вместе. Бегать по городу неприятно - тротуары если и есть, то узкие, и вообще трафик не располагает к пробежкам. Городских парков как таковых нет. В итоге бегали по набережной. Она выложена плиточкой, и вообще явно центр притяжения местных - к вечеру там открываются рестораны, приходят фотографы. Такого я с набережных Сочи в СССР не видел - реально приходят фотографы со своими фотоаппаратами, со своим светом, и к ним приходят люди «сфотографируйте нас».
Набережная короткая, километр в длину, поэтому мы её раз 5 туда-обратно пробежали. Очевидно, вызывая не только интерес, но и комментарии присутствующих (Анюта говорила, что в моём присутствии комментариев было раза в два меньше). При этом комментарии на удивление позитивные - либо жестами, либо криками подбадривают. Удивительно, конечно.
Видели какой-то огромный пожар - судя по всему, на другом конце города, но и дым сначала на полнеба, а потом и прямо языки пламени были видны. Тоже такое воспоминание с детства, когда на хлебокомбинате напротив нашего дома в Донецке раз в пару лет (или с какой там периодичностью к ним ревизия приезжала?) ночью случался пожар.