Проблема приобрела государственные масштабы, мошенники становятся все круче и убедительней.
Есть несколько способов и приемов, которые можно применить, чтобы отбиться от них.
ОБЩИЕ МОМЕНТЫ
Данные о клиентах сливаются недобросовестными работниками банков, госучреждений, супермаркетов, медцентров, телефонных опросов и т.п., где вы сами даете свои данные.
Мошенники знают ваше имя-отчество, паспорт, адрес прописки, но бывает, что не знают вашей фамилии. Это связано например с тем, что в слитых базах данных клиентов взамен фамилии указана только первая ее буква.
Мошенники в основном звонят с липовых или подмененных номеров и представляются следователями, дознавателями, специалистами Центробанка, Госуслуг, финансовых и прочих известных структур.
Часто пугают уголовной ответственностью за запись разговора, разглашение его родственникам и друзьям или еще чем-то подобным.
В любом банке в личном кабинете (если начать оформлять денежный перевод на номер нужного телефона) можно официально получить имя-отчество клиента и первую букву фамилии. А в системе быстрых платежей по номеру телефона узнать в каких банках обслуживается клиент.
ПРИМЕРЫ РАЗВОДА И ЗАПУДРИВАНИЯ МОЗГОВ:
- Срок действия вашего сотового номера скоро заканчивается. Требуется его продление. Насколько вы хотите продлить - на 1 год, 5 лет или бессрочно? (звонок идет как всегда с непонятного номера).
Затем говорят, что сейчас придет смс-ка от оператора сотовой связи с кодом, который нужно сообщить собеседнику. Смс-ка действительно приходит, например, от "МТС_ID", но это явно подставное название, а код может придти от кого хочешь, например, из банка. Вы диктуете код, мошенники получают доступ к вашему личному кабинету в МТС или банке или на Госуслугах.
Самый простой вариант отбиться от таких мошенников - сказать что вы за рулем и положить трубку. Они обычно не перезванивают.
А вообще, нет такого понятия "продление срока действия номера". Если ваш номер активен, т.е. вы платите за него и разговариваете по нему, то оператор связи не вправе его аннулировать.
Кстати, самый простой способ продлить действие номера, который не используется, но вам нужен - уйти в небольшой минус и не платить. - Кем вам приходится Иванов Иван Иванович? Согласно сведениям Центробанка этот человек пытался оформить кредит, сделать перевод или снять деньги в банке по вашей доверенности.
Центробанк физическими лицами не за-ни-ма-ет-ся (только самими банками) и сведений о людях не дает. - Ростелеком предлагает свои услуги в подключении Интернет.
Номер почему-то сотовый. Просят продиктовать адрес на предмет проверки технической возможности.
Соответственно пытаются узнать ваш адрес проживания. Далее говорят, что придет смс с кодом и т.д. Т.е. очередная попытка влезть в какой-то ваш личный кабинет. - Предупреждаю, что по ст.137 УК РФ вы не можете разглашать наш разговор третьим лицам, в том числе его записывать.
Полная ахинея, запугивают. Они разговор записывать имеют право, а вы нет?
Вы можете как записывать, так и и передавать его содержание третьим лицам, ибо звонящий не подтвердил свои полномочия, как сотрудник органов и значит является неопознанным лицом, возможно мошенником. - Клиентом каких банков вы являетесь?
Задайте прямой вопрос собеседнику: "А какова причина вашего интереса?" - С вашего счета была несанкционированная попытка перевода денег.
С какого конкретно и куда?
Если ответят, что с "единого лицевого счета", то это точно мошенники, т.к. такого счета не существует. - 10 минут назад был произведен вход в ваш личный кабинет. Откуда-то издалека...
Вы что, ребята, у всех все входы отслеживаете?
И через 2 минуты уже звоните клиенту?
Сколько же у вас народу занято этим? - Вам звонит сотрудник Госуслуг. На ваше имя мы должны отправить письмо. Сообщите номер пришедшей вам смс. Или "была подана заявка на смену номера" и далее тот же развод.
Ничего я вам не сообщать не буду. Это личная информация. Вы что? Пытаетесь залезть ко мне в личный кабинет? - Кому вы могли разглашать информацию о карте, кодах и т.п.?
Дворнику в соседнем дворе, но только не вам. - Вами был отправлен запрос на изменение номера контактного (финансового) телефона на Госуслугах, в банке и т.п.
Попросите продиктовать новый номер телефона и скажите, что сейчас на него позвоните.
- Ваша недвижимость выставлена на продажу через агентство "Рога и копыта".
Какая конкретно недвижимость и ее адрес? Телефон агентства? Где опубликовано объявление? - Вы стали счастливым обладателем купона на 3000 р.
Ответьте, что не против, если они переведут деньги вам на этот номер телефона. - Вам поступали звонки от мошенников?
Да. И до сих пор с одним из них разговариваю.
При этом мошенники пытаются узнать, в каких банках вы держите деньги, какими суммами располагаете, а также номера карт, пароли и коды из смс, размер заработка, место работы и т.п.
Также предлагают перевести ваши средства на т.н. "безопасный" счет, а точнее на свой мошеннический.
УЧТИТЕ, ЧТО МОШЕННИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПОДГОТОВЛЕНЫ, УМЕЮТ ОТЛИЧНО УБЕЖДАТЬ И ДАВИТЬ НА ПСИХИКУ, ОТСЛЕЖИВАЯ В ВАШЕМ ГОЛОСЕ МАЛЕЙШИЕ СОМНЕНИЯ И СТРАХИ.
ЕСЛИ ВЫ НЕ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ И ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО УЖЕ НЕ ВЛАДЕЕТЕ СИТУАЦИЕЙ - ЛУЧШЕ ЗАКОНЧИТЬ РАЗГОВОР КАК МОЖНО СКОРЕЕ ПОД ЛЮБЫМ ПРЕДЛОГОМ, ВПЛОТЬ ДО ВРЕМЕННОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛЕФОНА НА ЧАС-ДРУГОЙ ИЛИ ПРОСТО НЕ ОТВЕЧАТЬ НА НЕЗНАКОМЫЕ НОМЕРА.
И самое главное - позвоните кому-то из продвинутых родственников или знаковых и объясните ситуацию.
ПРИМЕРЫ ЗВОНКОВ:
- "Вам звонят из банка ВТБ" (номер сотовый).
Сразу кладите трубку. Обычно они не перезванивают. - "У вас заканчивается срок действия сотового номера телефона"
Сразу кладите трубку. Обычно они не перезванивают. - Это старший дознаватель (уполномоченный, следователь) Следственного комитета, Главного Управления по Москве, младший специалист Центробанка, ВТБ и т.п.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
- ДОЗНАВАТЕЛИ/СЛЕДОВАТЕЛИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ПРОИЗВОДИТЬ ДОЗНАНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ (ст.188 УПК РФ).
Они могут лишь вызвать вас повесткой, присланной по месту регистрации. Причем вызвать именно в местный следственный орган.
Поэтому твердо говорите "следователю-дознавателю", чтобы вас вызывали повесткой и прекращаете разговор. - СПЕЦИАЛИСТЫ БАНКОВ НЕ МОГУТ УПРАВЛЯТЬ ВАШИМИ СРЕДСТВАМИ ПО ТЕЛЕФОНУ, А МОГУТ ЛИШЬ ПРЕДЛАГАТЬ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ И МАКСИМУМ ИНФОРМИРОВАТЬ ВАС О ТОМ, ЧТО НАПРИМЕР МОЖНО ПРИДТИ ЗАБРАТЬ ПЕРЕВЫПУЩЕННУЮ КАРТУ, у которой закончилось время действия.
Можете повторить эту фразу в телефон. - ЕСЛИ ЗВОНОК НЕ С КОРОТКОГО НОМЕРА (900 - Сбербанк, 1000 - ВТБ), ТО ЭТО скорее всего МОШЕННИКИ.
Они могут позвонить с ложного городского номера, совпадающего с указанным на обороте пластиковой карты, но такие номера предназначены только для входящих звонков от клиентов, поэтому вывод - звонят мошенники.
Вам могут позвонить с длинного номера, начинающегося на 900, а далее идут обычные цифры. При этом они будут утверждать, что один из номеров Сбербанка. Реально же это подставной номер, напоминающий банковский.
Если звонят с номера, совпадающего или похожего на номер, написанный на пластиковой карте, то это мошенники. Номера, написанные на этих картах - только для входящих звонков.
Попросите их позвонить с короткого номера банка или с 8-800.
Иногда работники банков могут позвонить с негородского номера, но это бывает очень редко и в основном для информационного сообщения или напоминания. - СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЕНТРОБАНКА НЕ РАБОТАЮТ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, А ТОЛЬКО С БАНКАМИ.
Можете повторить эту фразу в телефон и положить трубку. - НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКОГО ЕДИНОГО ВНУТРИБАНКОВСКОГО ЛИЦЕВОГО СЧЕТА КЛИЕНТА.
Это полный бред и придумка мошенников для солидности и запудривания мозгов. - НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКОГО ЗАЩИЩЕННОГО ИЛИ БЕЗОПАСНОГО СЧЕТА, НА КОТОРЫЙ НУЖНО ПЕРЕВОДИТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
Это счет мошенников, чтобы украсть ваши деньги. - НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПРОСИТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ НОМЕРА ВАШИХ КАРТ, ПАРОЛЕЙ, КОДОВЫХ СЛОВ, КОДОВ ИЗ СМС, Ф.И.О, ВАШ АДРЕС, МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ, МЕСТО РАБОТЫ И ПРОЧУЮ ЛИЧНУЮ (ПЕРСОНАЛЬНУЮ) ИНФОРМАЦИЮ.
Если дело дошло до этого - прекращайте разговор, ссылаясь на невозможность продолжать общение (причина любая, например занятость или что вы за рулем).
Единственный корректный вариант - если вы сами позвонили на горячую линию банка по телефону с официального сайта или карты и тогда возможно оператор попросит вас сказать кодовое слово, которое вы сами написали при заключении договора с банком (например, при блокировке потерянной вами карты). - ЕСЛИ ВАМ ЗВОНЯТ НА WHATSAPP ИЛИ ЛЮБЫЕ МЕССЕНЖДЕРЫ.
Любые госорганы и банки никогда не звонят на мессенджеры, а вот мошенники пытаются таким образом сэкономить на связи.
Нет смысла далее разговаривать с ними, даже если потом перезвонят на номер с якобы городского номера.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С МОШЕННИКАМИ:
- Не поддавайтесь первоначальной панике и успокойтесь. Лучше изначально настроиться на то, что это мошенники. Тем более, что их приемы вам уже известны.
- Основной принцип - сразу прекратить разговор под предлогом занятости и положить трубку. Если хочется - запишите его Ф.И.О./должность/звание/подразделение/номер удостоверения/адрес/телефон и скажите, что сами перезвоните либо по этому номеру, либо по горячей линии организации:
В дежурную часть - если представились сотрудниками силовых структур.
На горячую линию банка по телефонам на обороте пластиковой карты - если это банковский служащий.
И т.д. - По возможности НЕ отвечайте на незнакомые номера, кроме коротких (3-4 цифры) или начинающихся на 8-800.
Но если вы часто заказываете в интернет-магазинах, то это вам не подойдет. - Не добавляйте мошеннические номера в черный список - это бесполезно, ибо они все липовые. Только телефон забьете мусором и он начнет тормозить.
- Самый простой и корректный вариант - объясните звонящему, что не можете сейчас разговаривать, т.к. "находитесь за рулем автомобиля, на приеме у врача, сидите на совещании, летите с парашютом, плывете под водой с аквалангом и т.п.", но готовы перезвонить по определившемуся номеру, когда сможете.
А в силу того, что номер скорее всего липовый, вам скажут, что перезвонят сами, мотивируя тем, что у них многоканальная и/или зашифрованная связь, поэтому номера все время разные и т.п.
В этом случае попросите общий телефон их организации, а также еще раз переспросите Ф.И.О./должность/звание/подразделение/организацию звонящего, сказав что всё записываете на бумажку, чтобы потом перезвонить им. Этим вы собьете собеседника с разговора. - Если высветился явно сотовый номер. Городские - это 495, 499 (Москва), 812 (Питер).
Спросите собеседника, откуда он звонит. Ответ скорее всего будет "из Москвы". А потом уточните у него, почему тогда у вас он определяется как номер Свердловского (Липецкого и пр.) региона или Республики Коми?
Ответ наверняка будет, что это "засекреченная линия связи для вашей же безопасности" и т.п. ахинея.<\i> - По банковским темам (кредиты, переводы, смена номера) - говорите, что сами перезвоните на горячую линию банка и прекратите разговор. Или через в онлайн-клиент все сами посмотрите. Не поддавайтесь ни на какие уговоры и объяснения.
- Если вам грозят отправить наряд полиции по месту нахождения..
Говорите: "Отправляйте, а я вызову группу быстрого реагирования. В котором часу наряд приедет?". - Обращайте внимание на акцент, т.к. мошенники очень часто звонят из Украины или из тюрем, их выдает своеобразный говорок и проскакивающие слова типа "шо", а также фразы типа "Я вас понял", "Я фиксирую", " Не перебивайте сотрудника!", "касательно", "смотрите", "Вы ЗА это имеете в виду?", "Я подавал заявку НА Центральный банк", "Я должен составить акт первичного дознания (протокол)", "регламентСКИЕ работы", "пластиковый продукт" - однозначно говорят о мошенниках. В нормальной России так не говорят и не делают.
- Разговаривайте с собеседником вежливо и спокойно..
Если его вопросы вызывают подозрение, делайте паузы, заставляя звонящего почаще переспрашивать, тем самым сбивая ему разговор. Если что - ссылайтесь на плохую связь.
И подумайте, надо ли вам вообще продолжать разговор.
Во избежание конфликтов и подстав НЕ ругайтесь матом и НЕ оскорбляйте звонящего, т.к. на вас могут подать в суд и с большой вероятностью вы заплатите штраф. - Если звонящий обращается к вам только по имени-отчеству, сразу попросите его назвать ВАШУ фамилию и дату рождения.
Если скажет правильно - это ничего не значит, просто он это знает.
Если мошенник начнет оправдываться, что ему не предоставляют такой информации, можете смело отвечать ему, что "Вот когда предоставят, тогда вы и будете с ним разговаривать." и прекращаете разговор.
Любой реальный сотрудник банка или органов должен знать полные ваши Ф.И.О.. - Если мошенник не унимается и давит на вас, попросите его прислать вам СМС-ку с его данными (именно так!) - Ф.И.О., звание, должность, название организации, структуры/подразделения, номер удостоверения и общий служебный телефон дежурной части или горячей линии.
Если начнет "наезжать", твердо отвечайте, что сейчас заняты и сами перезвоните позже, когда сможете. Заявите, что пока он не предоставит свои данные и вы не проверите их, разговаривать с ним не видите смысла, т.к. по телефону идентифицировать человека нельзя и любой может назваться хоть "папой римским".
Если "следователь-дознаватель" начинает вам угрожать статьями Уголовного кодекса или давить на вас - сразу твердо говорите "извините, но мне сейчас некогда, я вам перезвоню" и отключаетесь. Они скорее всего начнут сами перезванивать, можете не брать трубку и с интересом фиксировать, что каждый раз звонят с разных номеров. - Если просят продиктовать коды из смс, пытаются выяснить номер вашей карты, в каких банках вы обслуживаетесь, остатки на счетах, уровень зарплаты, место работы и т.п. - отказывайте сразу, мотивируя тем, что это личная информация и вы не собираетесь ее никому передавать.
На все увещевания и уговоры ни в коем случае не соглашайтесь, ибо это попытка выманить деньги.
НАПРИМЕР: Для получения доступа к личному кабинету Сбербанка достаточно знать номер вашей действующей пластиковой карты и 4-значный код из пришедшей на ваш номер смс-ки реально от самого Сбера с номера 900. Чего собственно и добиваются мошенники - сначала просят продиктовать номер вашей карты (якобы для проверки, что это вы), затем вам приходит смс-ка, которую вы опять сообщаете им по простоте душевной. А дальше они заходят в ваш личный кабинет и денежки уплывают неизвестно куда. - ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ЗВОНКОВ МОШЕННИКОВ И НЕСТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ КЛИЕНТОВ:
- Подтверждаете ли перевод, списание, кредит, продажу?
Тупо подтвердите.
Можете дополнить:
"Кредит брал на 3 миллиона, купил пекинских уток для выращивания.
А перевод брал для покупки арктических верблюдов, т.к. утки подохли и решил заняться другими животными."
Обычно мошенники впадают в ступор и прекращают разговор.
Если продолжают гнуть свое - твердите, что всё нормально и какие еще могут быть вопросы. - Знаете ли Иванова Ивана Ивановича? Он пытался снять или перевести деньги с вашего "единого лицевого" счета, оформить кредит.
Если хоть раз упомянут словосочетание "единый лицевой (или финансовый) счет", то это точно мошенники, т.к. такого счета не существует в природе ни у кого. Если это с банковского счета, то спросите номер счета и скажите, что сами проверите, что там происходит.
Или подтвердите, что знаете Иванова И.И., он ваш лучший друг или любовник и ему просто понадобились деньги на лечение ЗППП (заболевания передающегося половым путем). - К нам поступила заявка на смену вашего контактного (финансового) номера.
Вы подтверждаете это?
Закосите под непонимающего, спросите "Какого номера? На какой номер? Кому? Зачем? Почему? Сейчас я туда перезвоню!" - В каких банках у вас еще есть вклады?
Можете сказать, что у вас есть вклады в голландских гульденах (770 тысяч) и японских йенах (3 миллиона) в "Дойче-банке" (Германия), а сами живете в Зимбабве, в Африке. - Ваше основное место работы?
Скажите, что работаете ассенизатором в Газпроме. - Вопросом на вопрос "офицеру внутренних дел".
Спросите у "сотрудника", какова емкость магазина пистолета Макарова (8 патронов), масса пули (6,1 гр) и масса пистолета без патронов (730 гр). - Поступали ли вам звонки от мошенников ранее?
Подтвердите, что поступали. Спрашивали, почем у нас хозяйственное мыло или машина свежего навоза.
Или - "Поступали и до сих пор одного такого слушаю." - Теряли ли вы карту?
Подтвердите, что теряли (она под "шконку" завалилась). А потом "смотрящий" принес новую, чтобы дурить таких лохов, как вы, звонящий. - Сейчас вам придет СМС на телефон и вы мне ее продиктуете.
- Отвечайте, что у вас нет при себе телефона. ??? А этот звонок переадресовался. - Продиктуйте номер своей карты.
Начинайте диктовать "159 3" "300 5".
На их вопрос, что это неверные цифры, скажите что это статья 159, часть 3 Уголовного кодекса (мошенничество), а 300 тыс. - штраф или 5 лет - наказание за это. - Переводили ли вы данную сумму?
Подтвердите, что переводили - заказывали проституток на корпоратив. - Разглашали ли вы информацию о картах и вкладах кому-либо?
Подтвердите, что разглашали дворнику. - Вы стали счастливым обладателем купона на 3000 р.
Попросите перевести эти денежки на счет вашего телефона. - Если вам надоел разговор - спросите, "Какого цвета СНИЛС?" или "Чей Крым?". Если ответят, что "Крым наш", уточните: "Чей наш? Российский?"
- Если хотите потроллить мошенника - спросите, откуда он звонит (адрес).
Затем скажите, что вы в этом же здании и можете к нему подойти, если он скажет номер своего кабинета.
- Если считаете себя продвинутым пользователем, то можете попытаться постебаться над мошенником:
Всегда держите под рукой ссылку на сайт с определением кодов операторов связи и региона. Например, CODE-PHONE(точка)RU.
Вбейте там его номер, посмотрите оператора и регион (например, МТС Свердловская обл.), а затем имитируйте плохую связь и отключитесь.
Мошенники наверняка перезвонят, но уже с другого липового номера, который также надо определить по оператору и региону. Оба номера скорее всего не совпадут, будут от разных операторов связи и из разных регионов, причем часто не московские.
Затем спросите мошенника, как он умудряется звонить из разных регионов, а затем послушайте его ответы про якобы "зашифрованные линии и каналы связи" и что это делается в целях вашей безопасности. Все это липовые оправдания, т.к. любая нормальная организация звонит с нормальных официальных городских телефонов, на которые можно перезвонить.
- ВАШ ОТПРЫСК ПОПАЛ В АВАРИЮ, НУЖНЫ ДЕНЬГИ НА ОТМАЗКУ ОТ ГИБДД, от заведения уголовного дела и т.п.
- Не слушайте дальше, сразу бросайте трубку, быстро перезванивайте своему отпрыску и узнавайте, что там на самом деле.
- Если все нормально, сообщите в полицию номер вымогателя.
- НОВЫЕ СХЕМЫ РАЗВОДА
- Если раньше преимущественно звонки шли от "сотрудников службы безопасности банка", то в последнее время чаще наблюдаются двухходовки. Мошенники заранее узнают реальные номера отделений полиции и ФИО работников. Далее звонят жертве с подменного номера, представляясь сотрудником ведомства, и просто предупреждают о зафиксированной попытке списания средств. Никаких действий совершать не просят. Всячески разыгрывают спектакль типа "Моя милиция меня бережёт". В конце разговора предупреждают о том, что "с вами скоро свяжется сотрудник банка (или Центробанка) и нужно будет следовать его инструкциям". Собственно, ради этого напутствия спектакль и затевался.
После разговора с "полицейским" некоторые жертвы проявляют здравый скепсис и лезут в Сеть проверять достоверность предоставленной информации. Естественно, находят и номер, и ФИО сотрудника, от имени которого вёлся разговор. Подозрительность снижается и звонящему банковскому сотруднику верят охотнее.
И тут начинается самое главное - перезванивает якобы "представитель Центробанка", а последний физическими лицами не занимается. Представители же простого банка не уполномочены решать такие дела по телефону, а только в отделении банка.
Отсюда вывод - это мошенники.