О телефонных мошенниках

Apr 11, 2023 13:32

Проблема приобрела государственные масштабы, мошенники становятся все круче и убедительней.
Есть несколько способов и приемов, которые можно применить, чтобы отбиться от них.


ОБЩИЕ МОМЕНТЫ
Данные о клиентах сливаются недобросовестными работниками банков, госучреждений, супермаркетов, медцентров, телефонных опросов и т.п., где вы сами даете свои данные.
Мошенники знают ваше имя-отчество, паспорт, адрес прописки, но бывает, что не знают вашей фамилии. Это связано например с тем, что в слитых базах данных клиентов взамен фамилии указана только первая ее буква.
Мошенники в основном звонят с липовых или подмененных номеров и представляются следователями, дознавателями, специалистами Центробанка, Госуслуг, финансовых и прочих известных структур.
Часто пугают уголовной ответственностью за запись разговора, разглашение его родственникам и друзьям или еще чем-то подобным.
В любом банке в личном кабинете (если начать оформлять денежный перевод на номер нужного телефона) можно официально получить имя-отчество клиента и первую букву фамилии. А в системе быстрых платежей по номеру телефона узнать в каких банках обслуживается клиент.

ПРИМЕРЫ РАЗВОДА И ЗАПУДРИВАНИЯ МОЗГОВ:

  1. Срок действия вашего сотового номера скоро заканчивается. Требуется его продление. Насколько вы хотите продлить - на 1 год, 5 лет или бессрочно? (звонок идет как всегда с непонятного номера).
    Затем говорят, что сейчас придет смс-ка от оператора сотовой связи с кодом, который нужно сообщить собеседнику. Смс-ка действительно приходит, например, от "МТС_ID", но это явно подставное название, а код может придти от кого хочешь, например, из банка. Вы диктуете код, мошенники получают доступ к вашему личному кабинету в МТС или банке или на Госуслугах.
    Самый простой вариант отбиться от таких мошенников - сказать что вы за рулем и положить трубку. Они обычно не перезванивают.
    А вообще, нет такого понятия "продление срока действия номера". Если ваш номер активен, т.е. вы платите за него и разговариваете по нему, то оператор связи не вправе его аннулировать.
    Кстати, самый простой способ продлить действие номера, который не используется, но вам нужен - уйти в небольшой минус и не платить.
  2. Кем вам приходится Иванов Иван Иванович? Согласно сведениям Центробанка этот человек пытался оформить кредит, сделать перевод или снять деньги в банке по вашей доверенности.
    Центробанк физическими лицами не за-ни-ма-ет-ся (только самими банками) и сведений о людях не дает.
  3. Ростелеком предлагает свои услуги в подключении Интернет.
    Номер почему-то сотовый. Просят продиктовать адрес на предмет проверки технической возможности.
    Соответственно пытаются узнать ваш адрес проживания. Далее говорят, что придет смс с кодом и т.д. Т.е. очередная попытка влезть в какой-то ваш личный кабинет.
  4. Предупреждаю, что по ст.137 УК РФ вы не можете разглашать наш разговор третьим лицам, в том числе его записывать.
    Полная ахинея, запугивают. Они разговор записывать имеют право, а вы нет?
    Вы можете как записывать, так и и передавать его содержание третьим лицам, ибо звонящий не подтвердил свои полномочия, как сотрудник органов и значит является неопознанным лицом, возможно мошенником.
  5. Клиентом каких банков вы являетесь?
    Задайте прямой вопрос собеседнику: "А какова причина вашего интереса?"
  6. С вашего счета была несанкционированная попытка перевода денег.
    С какого конкретно и куда?
    Если ответят, что с "единого лицевого счета", то это точно мошенники, т.к. такого счета не существует.
  7. 10 минут назад был произведен вход в ваш личный кабинет. Откуда-то издалека...
    Вы что, ребята, у всех все входы отслеживаете?
    И через 2 минуты уже звоните клиенту?
    Сколько же у вас народу занято этим?
  8. Вам звонит сотрудник Госуслуг. На ваше имя мы должны отправить письмо. Сообщите номер пришедшей вам смс. Или "была подана заявка на смену номера" и далее тот же развод.
    Ничего я вам не сообщать не буду. Это личная информация. Вы что? Пытаетесь залезть ко мне в личный кабинет?
  9. Кому вы могли разглашать информацию о карте, кодах и т.п.?
    Дворнику в соседнем дворе, но только не вам.
  10. Вами был отправлен запрос на изменение номера контактного (финансового) телефона на Госуслугах, в банке и т.п.
    Попросите продиктовать новый номер телефона и скажите, что сейчас на него позвоните.
  11. Ваша недвижимость выставлена на продажу через агентство "Рога и копыта".
    Какая конкретно недвижимость и ее адрес? Телефон агентства? Где опубликовано объявление?
  12. Вы стали счастливым обладателем купона на 3000 р.
    Ответьте, что не против, если они переведут деньги вам на этот номер телефона.
  13. Вам поступали звонки от мошенников?
    Да. И до сих пор с одним из них разговариваю.
При этом мошенники пытаются узнать, в каких банках вы держите деньги, какими суммами располагаете, а также номера карт, пароли и коды из смс, размер заработка, место работы и т.п.
Также предлагают перевести ваши средства на т.н. "безопасный" счет, а точнее на свой мошеннический.

УЧТИТЕ, ЧТО МОШЕННИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПОДГОТОВЛЕНЫ, УМЕЮТ ОТЛИЧНО УБЕЖДАТЬ И ДАВИТЬ НА ПСИХИКУ, ОТСЛЕЖИВАЯ В ВАШЕМ ГОЛОСЕ МАЛЕЙШИЕ СОМНЕНИЯ И СТРАХИ.

ЕСЛИ ВЫ НЕ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ И ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО УЖЕ НЕ ВЛАДЕЕТЕ СИТУАЦИЕЙ - ЛУЧШЕ ЗАКОНЧИТЬ РАЗГОВОР КАК МОЖНО СКОРЕЕ ПОД ЛЮБЫМ ПРЕДЛОГОМ, ВПЛОТЬ ДО ВРЕМЕННОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛЕФОНА НА ЧАС-ДРУГОЙ ИЛИ ПРОСТО НЕ ОТВЕЧАТЬ НА НЕЗНАКОМЫЕ НОМЕРА.
И самое главное - позвоните кому-то из продвинутых родственников или знаковых и объясните ситуацию.

ПРИМЕРЫ ЗВОНКОВ:

  1. "Вам звонят из банка ВТБ" (номер сотовый).
    Сразу кладите трубку. Обычно они не перезванивают.
  2. "У вас заканчивается срок действия сотового номера телефона"
    Сразу кладите трубку. Обычно они не перезванивают.
  3. Это старший дознаватель (уполномоченный, следователь) Следственного комитета, Главного Управления по Москве, младший специалист Центробанка, ВТБ и т.п.
    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
    • ДОЗНАВАТЕЛИ/СЛЕДОВАТЕЛИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ПРОИЗВОДИТЬ ДОЗНАНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ (ст.188 УПК РФ).
      Они могут лишь вызвать вас повесткой, присланной по месту регистрации. Причем вызвать именно в местный следственный орган.
      Поэтому твердо говорите "следователю-дознавателю", чтобы вас вызывали повесткой и прекращаете разговор.
    • СПЕЦИАЛИСТЫ БАНКОВ НЕ МОГУТ УПРАВЛЯТЬ ВАШИМИ СРЕДСТВАМИ ПО ТЕЛЕФОНУ, А МОГУТ ЛИШЬ ПРЕДЛАГАТЬ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ И МАКСИМУМ ИНФОРМИРОВАТЬ ВАС О ТОМ, ЧТО НАПРИМЕР МОЖНО ПРИДТИ ЗАБРАТЬ ПЕРЕВЫПУЩЕННУЮ КАРТУ, у которой закончилось время действия.
      Можете повторить эту фразу в телефон.
    • ЕСЛИ ЗВОНОК НЕ С КОРОТКОГО НОМЕРА (900 - Сбербанк, 1000 - ВТБ), ТО ЭТО скорее всего МОШЕННИКИ.
      Они могут позвонить с ложного городского номера, совпадающего с указанным на обороте пластиковой карты, но такие номера предназначены только для входящих звонков от клиентов, поэтому вывод - звонят мошенники.
      Вам могут позвонить с длинного номера, начинающегося на 900, а далее идут обычные цифры. При этом они будут утверждать, что один из номеров Сбербанка. Реально же это подставной номер, напоминающий банковский.
      Если звонят с номера, совпадающего или похожего на номер, написанный на пластиковой карте, то это мошенники. Номера, написанные на этих картах - только для входящих звонков.
      Попросите их позвонить с короткого номера банка или с 8-800.
      Иногда работники банков могут позвонить с негородского номера, но это бывает очень редко и в основном для информационного сообщения или напоминания.
    • СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЕНТРОБАНКА НЕ РАБОТАЮТ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, А ТОЛЬКО С БАНКАМИ.
      Можете повторить эту фразу в телефон и положить трубку.
    • НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКОГО ЕДИНОГО ВНУТРИБАНКОВСКОГО ЛИЦЕВОГО СЧЕТА КЛИЕНТА.
      Это полный бред и придумка мошенников для солидности и запудривания мозгов.
    • НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКОГО ЗАЩИЩЕННОГО ИЛИ БЕЗОПАСНОГО СЧЕТА, НА КОТОРЫЙ НУЖНО ПЕРЕВОДИТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
      Это счет мошенников, чтобы украсть ваши деньги.
    • НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПРОСИТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ НОМЕРА ВАШИХ КАРТ, ПАРОЛЕЙ, КОДОВЫХ СЛОВ, КОДОВ ИЗ СМС, Ф.И.О, ВАШ АДРЕС, МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ, МЕСТО РАБОТЫ И ПРОЧУЮ ЛИЧНУЮ (ПЕРСОНАЛЬНУЮ) ИНФОРМАЦИЮ.
      Если дело дошло до этого - прекращайте разговор, ссылаясь на невозможность продолжать общение (причина любая, например занятость или что вы за рулем).
      Единственный корректный вариант - если вы сами позвонили на горячую линию банка по телефону с официального сайта или карты и тогда возможно оператор попросит вас сказать кодовое слово, которое вы сами написали при заключении договора с банком (например, при блокировке потерянной вами карты).
    • ЕСЛИ ВАМ ЗВОНЯТ НА WHATSAPP ИЛИ ЛЮБЫЕ МЕССЕНЖДЕРЫ.
      Любые госорганы и банки никогда не звонят на мессенджеры, а вот мошенники пытаются таким образом сэкономить на связи.
      Нет смысла далее разговаривать с ними, даже если потом перезвонят на номер с якобы городского номера.
    КАК ВЕСТИ СЕБЯ С МОШЕННИКАМИ:
    • Не поддавайтесь первоначальной панике и успокойтесь. Лучше изначально настроиться на то, что это мошенники. Тем более, что их приемы вам уже известны.
    • Основной принцип - сразу прекратить разговор под предлогом занятости и положить трубку. Если хочется - запишите его Ф.И.О./должность/звание/подразделение/номер удостоверения/адрес/телефон и скажите, что сами перезвоните либо по этому номеру, либо по горячей линии организации:
      В дежурную часть - если представились сотрудниками силовых структур.
      На горячую линию банка по телефонам на обороте пластиковой карты - если это банковский служащий.
      И т.д.
    • По возможности НЕ отвечайте на незнакомые номера, кроме коротких (3-4 цифры) или начинающихся на 8-800.
      Но если вы часто заказываете в интернет-магазинах, то это вам не подойдет.
    • Не добавляйте мошеннические номера в черный список - это бесполезно, ибо они все липовые. Только телефон забьете мусором и он начнет тормозить.
    • Самый простой и корректный вариант - объясните звонящему, что не можете сейчас разговаривать, т.к. "находитесь за рулем автомобиля, на приеме у врача, сидите на совещании, летите с парашютом, плывете под водой с аквалангом и т.п.", но готовы перезвонить по определившемуся номеру, когда сможете.
      А в силу того, что номер скорее всего липовый, вам скажут, что перезвонят сами, мотивируя тем, что у них многоканальная и/или зашифрованная связь, поэтому номера все время разные и т.п.
      В этом случае попросите общий телефон их организации, а также еще раз переспросите Ф.И.О./должность/звание/подразделение/организацию звонящего, сказав что всё записываете на бумажку, чтобы потом перезвонить им. Этим вы собьете собеседника с разговора.
    • Если высветился явно сотовый номер. Городские - это 495, 499 (Москва), 812 (Питер).
      Спросите собеседника, откуда он звонит. Ответ скорее всего будет "из Москвы". А потом уточните у него, почему тогда у вас он определяется как номер Свердловского (Липецкого и пр.) региона или Республики Коми?
      Ответ наверняка будет, что это "засекреченная линия связи для вашей же безопасности" и т.п. ахинея.<\i>
    • По банковским темам (кредиты, переводы, смена номера) - говорите, что сами перезвоните на горячую линию банка и прекратите разговор. Или через в онлайн-клиент все сами посмотрите. Не поддавайтесь ни на какие уговоры и объяснения.
    • Если вам грозят отправить наряд полиции по месту нахождения..
      Говорите: "Отправляйте, а я вызову группу быстрого реагирования. В котором часу наряд приедет?".
    • Обращайте внимание на акцент, т.к. мошенники очень часто звонят из Украины или из тюрем, их выдает своеобразный говорок и проскакивающие слова типа "шо", а также фразы типа "Я вас понял", "Я фиксирую", " Не перебивайте сотрудника!", "касательно", "смотрите", "Вы ЗА это имеете в виду?", "Я подавал заявку НА Центральный банк", "Я должен составить акт первичного дознания (протокол)", "регламентСКИЕ работы", "пластиковый продукт" - однозначно говорят о мошенниках. В нормальной России так не говорят и не делают.
    • Разговаривайте с собеседником вежливо и спокойно..
      Если его вопросы вызывают подозрение, делайте паузы, заставляя звонящего почаще переспрашивать, тем самым сбивая ему разговор. Если что - ссылайтесь на плохую связь.
      И подумайте, надо ли вам вообще продолжать разговор.
      Во избежание конфликтов и подстав НЕ ругайтесь матом и НЕ оскорбляйте звонящего, т.к. на вас могут подать в суд и с большой вероятностью вы заплатите штраф.
    • Если звонящий обращается к вам только по имени-отчеству, сразу попросите его назвать ВАШУ фамилию и дату рождения.
      Если скажет правильно - это ничего не значит, просто он это знает.
      Если мошенник начнет оправдываться, что ему не предоставляют такой информации, можете смело отвечать ему, что "Вот когда предоставят, тогда вы и будете с ним разговаривать." и прекращаете разговор.
      Любой реальный сотрудник банка или органов должен знать полные ваши Ф.И.О..
    • Если мошенник не унимается и давит на вас, попросите его прислать вам СМС-ку с его данными (именно так!) - Ф.И.О., звание, должность, название организации, структуры/подразделения, номер удостоверения и общий служебный телефон дежурной части или горячей линии.
      Если начнет "наезжать", твердо отвечайте, что сейчас заняты и сами перезвоните позже, когда сможете. Заявите, что пока он не предоставит свои данные и вы не проверите их, разговаривать с ним не видите смысла, т.к. по телефону идентифицировать человека нельзя и любой может назваться хоть "папой римским".
      Если "следователь-дознаватель" начинает вам угрожать статьями Уголовного кодекса или давить на вас - сразу твердо говорите "извините, но мне сейчас некогда, я вам перезвоню" и отключаетесь. Они скорее всего начнут сами перезванивать, можете не брать трубку и с интересом фиксировать, что каждый раз звонят с разных номеров.
    • Если просят продиктовать коды из смс, пытаются выяснить номер вашей карты, в каких банках вы обслуживаетесь, остатки на счетах, уровень зарплаты, место работы и т.п. - отказывайте сразу, мотивируя тем, что это личная информация и вы не собираетесь ее никому передавать.
      На все увещевания и уговоры ни в коем случае не соглашайтесь, ибо это попытка выманить деньги.
      НАПРИМЕР: Для получения доступа к личному кабинету Сбербанка достаточно знать номер вашей действующей пластиковой карты и 4-значный код из пришедшей на ваш номер смс-ки реально от самого Сбера с номера 900. Чего собственно и добиваются мошенники - сначала просят продиктовать номер вашей карты (якобы для проверки, что это вы), затем вам приходит смс-ка, которую вы опять сообщаете им по простоте душевной. А дальше они заходят в ваш личный кабинет и денежки уплывают неизвестно куда.
    • ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ЗВОНКОВ МОШЕННИКОВ И НЕСТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ КЛИЕНТОВ:
      1. Подтверждаете ли перевод, списание, кредит, продажу?
        Тупо подтвердите.
        Можете дополнить:
        "Кредит брал на 3 миллиона, купил пекинских уток для выращивания.
        А перевод брал для покупки арктических верблюдов, т.к. утки подохли и решил заняться другими животными."
        Обычно мошенники впадают в ступор и прекращают разговор.
        Если продолжают гнуть свое - твердите, что всё нормально и какие еще могут быть вопросы.
      2. Знаете ли Иванова Ивана Ивановича? Он пытался снять или перевести деньги с вашего "единого лицевого" счета, оформить кредит.
        Если хоть раз упомянут словосочетание "единый лицевой (или финансовый) счет", то это точно мошенники, т.к. такого счета не существует в природе ни у кого. Если это с банковского счета, то спросите номер счета и скажите, что сами проверите, что там происходит.
        Или подтвердите, что знаете Иванова И.И., он ваш лучший друг или любовник и ему просто понадобились деньги на лечение ЗППП (заболевания передающегося половым путем).
      3. К нам поступила заявка на смену вашего контактного (финансового) номера.
        Вы подтверждаете это?
        Закосите под непонимающего, спросите "Какого номера? На какой номер? Кому? Зачем? Почему? Сейчас я туда перезвоню!"
      4. В каких банках у вас еще есть вклады?
        Можете сказать, что у вас есть вклады в голландских гульденах (770 тысяч) и японских йенах (3 миллиона) в "Дойче-банке" (Германия), а сами живете в Зимбабве, в Африке.
      5. Ваше основное место работы?
        Скажите, что работаете ассенизатором в Газпроме.
      6. Вопросом на вопрос "офицеру внутренних дел".
        Спросите у "сотрудника", какова емкость магазина пистолета Макарова (8 патронов), масса пули (6,1 гр) и масса пистолета без патронов (730 гр).
      7. Поступали ли вам звонки от мошенников ранее?
        Подтвердите, что поступали. Спрашивали, почем у нас хозяйственное мыло или машина свежего навоза.
        Или - "Поступали и до сих пор одного такого слушаю."
      8. Теряли ли вы карту?
        Подтвердите, что теряли (она под "шконку" завалилась). А потом "смотрящий" принес новую, чтобы дурить таких лохов, как вы, звонящий.
      9. Сейчас вам придет СМС на телефон и вы мне ее продиктуете.
        - Отвечайте, что у вас нет при себе телефона. ??? А этот звонок переадресовался.
      10. Продиктуйте номер своей карты.
        Начинайте диктовать "159 3" "300 5".
        На их вопрос, что это неверные цифры, скажите что это статья 159, часть 3 Уголовного кодекса (мошенничество), а 300 тыс. - штраф или 5 лет - наказание за это.
      11. Переводили ли вы данную сумму?
        Подтвердите, что переводили - заказывали проституток на корпоратив.
      12. Разглашали ли вы информацию о картах и вкладах кому-либо?
        Подтвердите, что разглашали дворнику.
      13. Вы стали счастливым обладателем купона на 3000 р.
        Попросите перевести эти денежки на счет вашего телефона.
      14. Если вам надоел разговор - спросите, "Какого цвета СНИЛС?" или "Чей Крым?". Если ответят, что "Крым наш", уточните: "Чей наш? Российский?"
      15. Если хотите потроллить мошенника - спросите, откуда он звонит (адрес).
        Затем скажите, что вы в этом же здании и можете к нему подойти, если он скажет номер своего кабинета.
    • Если считаете себя продвинутым пользователем, то можете попытаться постебаться над мошенником:
      Всегда держите под рукой ссылку на сайт с определением кодов операторов связи и региона. Например, CODE-PHONE(точка)RU.
      Вбейте там его номер, посмотрите оператора и регион (например, МТС Свердловская обл.), а затем имитируйте плохую связь и отключитесь.
      Мошенники наверняка перезвонят, но уже с другого липового номера, который также надо определить по оператору и региону. Оба номера скорее всего не совпадут, будут от разных операторов связи и из разных регионов, причем часто не московские.
      Затем спросите мошенника, как он умудряется звонить из разных регионов, а затем послушайте его ответы про якобы "зашифрованные линии и каналы связи" и что это делается в целях вашей безопасности. Все это липовые оправдания, т.к. любая нормальная организация звонит с нормальных официальных городских телефонов, на которые можно перезвонить.
  4. ВАШ ОТПРЫСК ПОПАЛ В АВАРИЮ, НУЖНЫ ДЕНЬГИ НА ОТМАЗКУ ОТ ГИБДД, от заведения уголовного дела и т.п.
    • Не слушайте дальше, сразу бросайте трубку, быстро перезванивайте своему отпрыску и узнавайте, что там на самом деле.
    • Если все нормально, сообщите в полицию номер вымогателя.
  5. НОВЫЕ СХЕМЫ РАЗВОДА
    • Если раньше преимущественно звонки шли от "сотрудников службы безопасности банка", то в последнее время чаще наблюдаются двухходовки. Мошенники заранее узнают реальные номера отделений полиции и ФИО работников. Далее звонят жертве с подменного номера, представляясь сотрудником ведомства, и просто предупреждают о зафиксированной попытке списания средств. Никаких действий совершать не просят. Всячески разыгрывают спектакль типа "Моя милиция меня бережёт". В конце разговора предупреждают о том, что "с вами скоро свяжется сотрудник банка (или Центробанка) и нужно будет следовать его инструкциям". Собственно, ради этого напутствия спектакль и затевался.
      После разговора с "полицейским" некоторые жертвы проявляют здравый скепсис и лезут в Сеть проверять достоверность предоставленной информации. Естественно, находят и номер, и ФИО сотрудника, от имени которого вёлся разговор. Подозрительность снижается и звонящему банковскому сотруднику верят охотнее.
      И тут начинается самое главное - перезванивает якобы "представитель Центробанка", а последний физическими лицами не занимается. Представители же простого банка не уполномочены решать такие дела по телефону, а только в отделении банка.
      Отсюда вывод - это мошенники.

Previous post Next post
Up