ИНКВИЗИЦИЯ - КАРАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН? ДА БРОСЬТЕ ВЫ ЭТИХ ГЛУПОСТЕЙ. Часть первая.

Nov 22, 2021 21:27

Опять сразу предупрежу читателя: то, что вы здесь прочитаете, никак не впишется в картину мира, нарисованную нашими учебниками истории. Но если ты, уважаемый читатель, дочитаешь статью до конца, ты сам придёшь к выводам. А начать нужно с того, что инквизиция и в самом деле не была никаким карательным органом. Она не выносила приговоров (ни обвинительных, ни оправдательных) и уж тем более не приводила их в исполнение. Она не сжигала людей, не пытала… В общем, очень многих читателей написанное здесь сильно удивит.

Меня очень давно мучали вопросы, которые не вписывались в доктрину учебника, где инквизиция представлялась этаким средневековым НКВД, которая то и делала, что без разбору жгла людей: и правых, и виноватых. И при этом тот же учебник рассказывал нам, что Джордано Бруно СЕМЬ ЛЕТ сидел в тюрьме, и к нему чуть ли не каждый день ходили лучшие римские богословы и спорили с ним, убеждали, уговаривали отречься от ереси. Семь лет, читатель! Ну не мог быть таким кровожадным орган, который семь лет нянькался с еретиком, пусть даже и с таким неординарным, как Бруно Ноланец.
И Жанну Д’Арк так и не смогли признать ведьмой, как ни старались англичане. Да и сжечь её за ересь удалось далеко не сразу, только благодаря подлости конкретных английских холуёв. И надо заметить, что профессиональный инквизитор на это судилище вообще не явился: видимо не захотел участвовать в политической расправе. Мы об этом ещё поговорим…
Но после прочтения вороха разнообразной литературы, я пришёл к простым и понятным выводам. Ими я сейчас с вами и поделюсь.

Католической церкви вовсе ни к чему было резать кур, несущих золотые яйца, т.е. свою паству. Потому что даже самый бедный крестьянин на праздник принесёт в свою сельскую церковь свой честно заработанный пятак, купит свечку, женит своего сына и заплатит за это, отпоёт умершего отца и опять заплатит за это… Зажиточный человек отгрузит церкви значительные суммы, а герцоги или графы жертвовали монастырям целые сёла… Поэтому повторюсь: каждый прихожанин для Папского Престола был обыкновенной дойной коровой, которую нужно было холить и лелеять, а не жечь на кострах.
Итак.

В 1197 году арагонский король Педро II Католик издал закон о борьбе с еретиками. Ересь в нём приравнивалась к покушению на жизнь монарха. А угадай, читатель, какое наказание полагалось за покушение на короля? Уверен, не угадаешь. СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРЕ!!! Уже здесь некоторые читатели воскликнут: «Погодите! Это что же получается: вовсе не церковь придумала сжигать еретиков?» Именно так, читатель. Более того, и инквизиции-то ещё не было: она появится только через 18 лет. Да, да! А еретиков уже сжигали! И без всякого участия церкви! Но и это ещё далеко не всё. По сути, это самое начало.
Оказывается, первый шашлык из еретиков был приготовлен ещё в 1022 году в Орлеане. Почти за два столетия до закона Педро Католика! И рулила процессом вовсе не церковь, а обезумевшая толпа. Поскольку дело было новым, для принятия решения король собрал церковный собор. А в это время "простые добрые люди" крушили двери церкви, где держали еретиков. Толпа жаждала крови. Королева лично палкой отгоняла чернь от ворот храма. Перепуганные прелаты быстренько осудили несчастных на сожжение, но тех еретиков едва удалось дотащить до костра живыми: толпа рвала их на части.
В дальнейшем клирики осмелели: 17 лет спустя в Милане архиепископ изо всех сил пытался заступиться за «заблудших», но тех всё равно отправили на костёр.
В 1076 году в Камбре еретика отправили на суд епископов, но те не взяли грех на душу и отпустили его. Однако на выходе его ждала обезумевшая толпа, инакомыслящего заколотили в деревянный ящик и бросили в костёр…
Список можно продолжать, но, думаю, читателю уже всё ясно: бывали случаи, когда еретиков вешали, чаще их сжигали, но читатель уже заметил закономерность: церковь вовсе не желала крови. Папа Григорий VII даже потребовал осудить зачинщиков беспорядков в Камбре! Заметьте, прелаты отпустили еретиков с миром, а папа об этом даже не обмолвился. Зато он возмутился самосудом, учинённым толпой. Но так было далеко не всегда. Скоро ересь на юге Франции приобретёт такие размеры, что папа будет вынужден даже объявить крестовый поход против "заблудших". А пока что становилось ясно, что если власть не возьмёт борьбу с ересями в свои руки, то это будет делать толпа. Мы с вами ещё столкнёмся с судом Линча, когда будем говорить об «Альбигойском Крестовом походе» и об «охоте на ведьм». В обоих случаях католическая церковь смогла справиться с проблемой, а вот там, где её не было… Но давайте обо всём по порядку.

Вернёмся к Педро Католику и его закону против еретиков.
Соседние католические монархи только пожали плечами: тоже мне, проблема: еретики… Без всяких законов с ними до сих пор разбирались
Да, к тому времени болезнь приобрела острую форму. В Арагонском королевстве (это северо-восток нынешней Испании), на юге Франции и северо-западе современной Италии в это время процветала ересь катаров. Там она называлась «Альбигойской ересью» по имени города Альби, где их было особенно много. И там же, рядом с альбигойцами, прижились ещё и вальденсы. И те, и другие нас сегодня интересуют мало, поэтому вкратце замечу: путать их не следует: это были разные еретики, но… всё равно еретики.

И вот в Арагоне запылали костры. Повторюсь: без участия католической церкви вообще и без инквизиции - в частности. Инквизиция появится только в 1215 году!...
И тут до соседей-королей стали доходить слухи о том, что на костры в Арагоне попадают не только еретики, но и вполне себе добропорядочные христиане. Да ещё и какие христиане! Высшая аристократия! Самые могущественные феодалы!
«Какой хороший закон! - подумали августейшие особы, - Как чудно можно разделываться с внутренней оппозицией, со строптивыми вассалами… и фактически - руками церкви!» И давай принимать такие же законы. Да что там «такие же»! Намного круче! Всех перещеголял император Фридрих II Гогенштауфен, который цинично и откровенно прописал в нём, что ересью является… неповиновение своему монарху. Да, да, читатель, именно так. Недаром современные историки считают Фридриха II (не путать с прусским королём Фридрихом II) одним из самых ярких императоров Средневековья.

Нельзя сказать, что Папский Престол был в восторге от такой инициативы. Нет, борьба с еретиками была ему по душе, но ему совсем не улыбалось то, что короли решают свои политические проблемы, а руки в крови оказываются у католической церкви. Скорее наоборот, папе хотелось самому оставаться белым и пушистым, а всё д…мо пусть разгребали бы светские владетели. Поэтому появлению этого закона уже предшествовали различные папские буллы и постановления соборов, в которых отцы церкви проявляли готовность «помогать» светской власти в борьбе с ересью. По сути, церковь хотела контролировать судебные процессы над еретиками. Но католическим королям помощь церкви была ни к чему: она связывала им руки. И закон Фридриха II стал яркой тому иллюстрацией, поскольку ни по каким церковным канонам неповиновение монарху нельзя было причислить к ереси. И получалось, что церковь хочет вовсе не помогать светской власти, а наоборот, мешать ей отправлять на костры правоверных католиков. Поэтому такой контроль над светским правосудием со стороны Римской курии натолкнулся на глухое сопротивление католических государей.
Дело, вполне возможно, так и ограничилось бы проявлением то озабоченности, то обеспокоенности со стороны церкви, но тут грянул «Альбигойский Крестовый поход»! Конечно, Его Святейшество был рад выпустить кишки еретикам, для этого папа его и организовывал, но… ТОЛЬКО ЕРЕТИКАМ! А эти бравые ребята, именуемые сегодня «крестоносцами», взяли и вырезали целый город Безье! ВЕСЬ! Женщин, детей, стариков… И ладно бы это были еретики, но из 15 тысяч жителей в ересь впали не более трёхсот! Мало того, эти сукины дети потом ещё и пустили по миру байку о том, что, дескать, перед штурмом они пошли к папскому легату Амальрику с вопросом: «А как же мы отличим еретиков от католиков?» А легат якобы им ответил: «Убивайте всех, Господь узнает своих». Конечно, это было враньё. Наглое, бесстыжее враньё! Но для простых людей Святой Престол оказался по колено в крови. В КРОВИ КАТОЛИКОВ!!! Папа был в бешенстве. Его Святейшество понял, что тянуть больше нельзя.

К счастью, борьбой с ересью занимались не только головорезы. Чисто случайно в это же самое время и в этом же самом месте оказался священнослужитель из Испании Доминик Гусман. Вообще-то, он был испанцем, поэтому звали его Доминго, но поскольку мировую известность он приобрёл во Франции, то и в историю он вошёл под тем именем, каким его именовали французы. И даже не столько французы, сколько француженки, и вот почему.
Доминик Гусман оказался гениальным проповедником, своим словом он возвращал еретиков в лоно католической церкви целыми селениями. Причём действовали его проповеди больше всего… на женщин. А по возвращении домой с проповеди верные подруги знали, как вправить мозги своим благоверным…
Будущий святой вёл подвижнический образ жизни. В любое время года он босиком приходил в очередное селение, становился на базарной площади и начинал проповедовать. Жил подаянием, часто ночевал под открытым небом… Но, как правило, находились добрые люди, дававшие ему кров над головой и тарелку чечевичной похлёбки.
Нет числа тем, кого Доминик смог переубедить и вернуть в лоно католицизма. Таким способом он спасал людей от расправы крестоносцев. Очень скоро у него появились ученики, а затем Доминик Гусман добился от папы учреждения «Ордена братьев-проповедников». Этот орден существует до сих пор. В народе его называют «Доминиканским орденом» или «Орденом доминиканцев» по имени отца-основателя.

Это была мощнейшая пропагандистская организация Средневековья. В период максимального расцвета Орден насчитывал 150 тысяч членов! Доминиканскими монахами были Джордано Бруно, Томазо Кампанелла, Фома Аквинский, Альберт Великий, Джироламо Сованорола… Доминиканцы занимали самые престижные кафедры в лучших европейских университетах. В каждом монастыре обязательно была школа для местных ребятишек, в которую каждый крестьянин, сапожник или разнорабочий мог привести своего ребёнка. Это были так называемые «внешние школы», в которых детей учили лишь основам счёта и письма, а главное - постулатам христианства. Сами же монахи учились во «внутренних школах». Именно там готовили высокообразованных проповедников. Доминиканцы не имели права работать: они должны были учиться и проповедовать. Ничто не должно было отвлекать их от главной цели: сеять Слово Божье. Поэтому жили они только подаянием, из одежды у них была только белая сутана, а для холодного времени года - чёрный плащ с капюшоном. Подпоясывались верёвкой. На ногах - сандалии на босу ногу. В холодных странах зимой разрешалось одевать на ноги тёплую обувь. Как я уже упоминал, святой Доминик вообще ходил только босиком. Это был НИЩЕНСТВУЮЩИЙ орден.

В таком виде доминиканские монахи бродили парами (один опытный проповедник и один стажёр) по миру и проповедовали. Им не разрешалось садиться на лошадь или осла, в карету или телегу… Только пешком.
Самых лучших учеников по окончании монастырской внутренней школы оправляли в провинциальную школу (центральную школу провинции), а лучших учеников провинциальной школы - в генеральную. Выпускникам-отличникам генеральной школы Орден имел право присваивать степень магистра и отправлять профессорами в любой университет Европы. Остальные возвращались в местные и провинциальные школы, но уже преподавателями. А кроме того, для них была теперь открыта дорога к церковной карьере. Доминиканцами были многие высшие церковные иерархи. Даже среди римских пап доминиканские монахи не были редкостью. Собственно, своей белой сутаной римский папа обязан одному из понтификов, бывших к тому же и доминиканским монахом.

Представляешь, читатель, какими натасканными богословами были эти доминиканцы? Не было вопроса, на который они не могли дать ответ своему слушателю. А ведь теология - сложнейшая наука! Я как-то попробовал почитать один труд Фомы Аквинского. Мозги завернулись уже на второй странице.
Среди обязательных предметов во всех школах были риторика и логика: умение говорить и умение аргументировать. А кроме того в процессе обучения студенты обязаны были ещё участвовать в диспутах: схоластических спорах. Среди современных публицистов очень модно высмеивать темы этих «высоконаучных дискуссий». Например, «сколько ангелов уместится на конце иглы?» Да над чем они там себе головы ломали! Тоже мне, учёные… Ха, ха, ха!
А ведь такие диспуты у студентов были ничем иным, как тренировкой умения убеждать, доказывать, аргументировать. Такую тему преподаватель мог придумать на ходу, затем поднять с места двух студентов и заставить, опираясь на Святое Писание и труды отцов церкви, спорить, обосновывать свою позицию. Да и сама позиция часто давалась каждому студенту профессором, а школяр должен был доказывать её правоту. А чтобы опираться на Святое Писание и труды отцов церкви, все эти фолианты нужно было знать чуть не назубок. Поэтому, например, обучение на богословских факультетах университетов продолжалось до пятнадцати лет! А доминиканцы там не учились, а преподавали! …
Для чего всё это делалось? Проповедник обязан был уметь ответить на любой вопрос своего слушателя во время проповеди. И не просто ответить, а ответить убедительно! Вот такой основательной была подготовка проповедников, читатель. Обычных рядовых проповедников, которые пешком ходили по городам и весям в сандалиях на босу ногу и жили подаянием.

Зачем я так глубоко врезался в тему доминиканцев? А затем, читатель, что именно доминиканцы со временем станут назначаться инквизиторами. И францисканцы! Такой же замечательный (без иронии) орден, такой же нищенствующий. Официально он будет называться «Орден братьев меньших», но, чтобы не утомлять читателя, здесь я не буду вдаваться в подробности. Тем более, что эти организации очень сильно перекликаются, имеют схожие цели и структуру. Скажу только, что этот орден был создан другим замечательным проповедником: Франциском Ассизским. Именем этого святого его и называют. А членов ордена - францисканцами.

иезуиты, конкистадоры, Инквизиция, доминиканцы

Previous post Next post
Up