бог Гегеля и бог Конта: как говорится найдите разницу

Mar 23, 2009 22:34

Бог Гегеля в описании Ильенкова
И общественное сознание, развивающееся от поколения к поколению, принципиально отличается от «единичного сознания». Нельзя представлять себе коллективное сознание людей (т.е. то, что философия имеет в виду под словом «сознание») по образу и подобию отдельной «молекулы» этого сознания, как многократно повторенную и потому просто увеличившуюся в размерах «молярную единицу» (единичную психику, единичное сознание). Исторически развивающееся целое - вся духовная культура человечества - вот что прежде всего интересует философа, вот что и означает в [40] философии термин «сознание», а не просто сознание отдельных индивидов, из диалектически-противоречивого взаимодействия множества которых образуется духовная культура. Из одинаковых индивидуальных «психик» может развиться в итоге два не только разных, но и прямо противоположных психических образования.
Это обстоятельство прекрасно понял уже Гегель, хотя и выразил его по-своему. Коллективная - развивающаяся от века к веку - психика людей (а не психика отдельного индивида с его мозгом), психика человечества, сознание человечества, мышление человечества у него и выступает под псевдонимом «абсолютный дух». А отдельная (индивидуальная) психика именуется «душой». Ее он и трактует как «частичку духа».
Эта принятая в его век «номенклатура» заключает в себе много правды. Но с ней же связаны и грандиозные иллюзии. Коллективная психика человечества (дух), развивающаяся уже тысячи лет, действительно первична по отношению к каждой отдельной «психической молекуле», к каждому индивидуальному сознанию (к душе). Отдельная душа рождается и умирает (идею бессмертия души Гегель едко и иронично высмеивал, в отличие от Канта), а совокупный - «тотальный» - дух человечества живет и развивается уже тысячи лет, порождая из себя все новые и новые отдельные души и вновь поглощая их в себя и тем самым сохраняя их в составе духовной культуры, в составе духа. В составе сегодня живущего духа живут души и [41] Сократа, и Ньютона, и Моцарта, и Рафаэля - вот в чем смысл и суть гегелевского - диалектического - толкования бессмертия духа при смертности души. Одно осуществляется через другое. Через свою противоположность. Бог Конта в описании Вл. Соловьева
Главный предмет позитивной религии, вместо Бога, есть человечество, как единое и истинное Великое Существо (Le Grand Être). Это существо обладает и внешним, и внутренним единством. Внешнее или объективное единство выражается в органической невольной солидарности живущего на земле человечества, как в его статическом, так и динамическом существовании, обусловленном общим порядком внешнего мира. Признавать это внешнее единство и этот мировой порядок и подчиняться ему - составляет позитивную веру. Внутреннее, субъективное единство или душа Великого Существа образуется единением любви с ним и между собой всех индивидуальных душ, прошедших, настоящих и будущих, составляющих элементы истинного человечества не всей своей случайной эмпирической действительностью, а лишь той стороной своей жизни, которая в них была, есть или будет достойна Великого Существа. "Отныне все наше существование, индивидуальное и собирательное, будет относиться к этому истинному Великому Существу, которого необходимые члены - мы сами; на него должны быть обращены наши размышления - чтобы познавать его, наши чувства - чтобы любить его, наши действия - чтобы служить ему. Не все люди входят в состав Великого Существа; человеческие паразиты, живущие только за счет других, а не для других, исключены из него; зато облагороженные и полезные животные, без которых человечество не могло бы поддерживать свою материальную жизнь, имеют часть свою в Великом Существе. Каждый индивидуальный элемент этого Существа проходит через два последовательные существования: прижизненное или, по терминологии Конта, объективное, когда он прямым, но превосходящим образом служит Великому Существу, и посмертное или субъективное - вечное, поскольку его служение пребывает в своих результатах и сам он в памяти потомков. Чем далее идет развитие человечества, тем больше элементов переходит в субъективное, вечное и достойное существование и тем более живущее меньшинство должно подчиняться большинству отошедших: "мертвые управляют живыми". Другими словами, истинный прогресс состоит в том, что судьба живущих людей все более и более определяется высшей совершенной и независящей от них волей. Критический дух или безусловные требования доказательств (les appels absolus á la démonstration), стремясь к преобладанию индивидуального рассуждения над собирательным разумом, составляют бунт живых против умерших. Позитивная религия заменяет теологию - социологией, теолатрию (богослужение) - "социолатрией", или культом человечества, наконец, теократию - "социократией", или организацией общества на основах совершенной и всеобщей нравственной солидарности.

так вот, что вытворяет Ильенков: он берет второй кастрированный позитивизм Маха и начинает его упрекать в том, что у Маха нет абсолютного духа
Но его[Гегеля] идеализм куда умнее, шире, а потому и диалектичнее, нежели мелкий, пошлый, узкий идеализм Маха. Ибо у него речь идет о сознании в его действительном объеме, а у Маха - лишь об индивидуальном сознании. Об общественном сознании (а наука как раз и относится к нему) Мах даже не думает. Поэтому вопрос о науке - что она такое, откуда и зачем она возникает и по каким законам развивается - вообще остается вне поля его зрения. Как и политика, право, искусство, мораль. Законов развития этих всеобщих форм сознания Мах никогда не изучал.
Его интересует в философии лишь отношение индивидуального сознания к мозгу и органам чувств. Поэтому он постоянно апеллирует исключительно к психическому опыту отдельного человека. Отсюда и мнимая «убедительность» его аргументов.

Т.е. он шьет позитивизму отсутствие коллективизма который в первом позитивизме у Конта просто прет через край в его "Позитивной религии"... другое дело, что ученики Конта раскололись на тех кто признавал позитивную религию и не признавал, но Богданов с Луначарским были радикальными коллективистами, Луначарский называл своего бога "человечество в своей высшей потенции", что в духе и Конта и Гегеля если между ними вообщше есть разница по этому вопросу.

Гегель, Ильенков, Конт

Previous post Next post
Up