Заботливая альфа и договоренности.

Aug 20, 2018 13:57

Из-за иерархических отношений между родителем и ребёнком, который от него зависит, считаю, что важно пересмотреть некоторые слова, описывающие взаимодействие между ними.

Так, например, родитель не может договориться с ребёнком. Договор заключают равные. Родитель может высказывать свои пожелания, например, или приказывать, или сообщать факты: если ты помоешь посуду, пока я домываю пол, то у меня останется время, чтобы почитать тебе на ночь.

Почему это не договоренности?
Потому что родитель должен обеспечивать эмоциональный комфорт ребенку и его развитие, а значит самостоятельно искать способы почитать ребенку книжку. В интересах родителя заботиться о ребёнке. Ребенок не может и не должен влиять на то, сколько эмоционального тепла и заботы ему достанется.

Почему так важно какие мы слова подбираем для названия какого-то явления? Потому что они отражают реальность и показывают, как мы с ней обходимся.
Так, например, если ребёнок отказался мыть посуду, и родитель не успел почитать ему на ночь, и ребёнок говорит: «Я так хотел послушать сказку!», родитель может реагировать по разному.
Если мама считает, что предложила ребёнку сотрудничество, а тот отказался от него, то они могут констатировать: «Ты сам виноват, надо было помочь мне, тогда я успела бы тебе почитать».
Если мама исходит из того, что просто озвучивает факты и пожелания, то она скажет: «Я знаю как тебе важно услышать сказку. Сегодня у меня было много дел, и я не смогла найти время для вечерней книжки. Я буду делать всё возможное, чтобы завтра найти целых полчаса для нашего чтения».

Т.е. во втором случае мама понимает, что это её ответственность распоряжаться собственным временем так, чтобы ребенок получил нужную родителю сказку, потому что прежде всего родителю важно заботиться о ребёнке.

Первый же вариант показывает, что мы разделяем ответственность с ребенком за выполнение его потребностей в той сфере, где у него нет власти и контроля. Кроме того, что это вредно для ребёнка - это тупо нечестно.
Ребенок не может сказать: «А вот ты полчаса с подругой переписывалась в телеграмме, возьми это время, да и помой пол, а вечером мне почитаешь.» Он не должен чувствовать бессилие там, где у него и не может быть власти. Ему может быть тяжело смириться с фактом, что мама сама планирует свою жизнь и распоряжается ею. Он может рыдать и драться.
Но ребенок не должен думать, что ему нужно что-то изменить в маминой жизни, а он не может это сделать.
Его дело только смиряться с решениями мамы, если она их однозначно сформулировала.

Между тем, это не мешает маме вместе решать с ребенком какие-то ситуации, озвучивая факты и последствия. «Я сегодня не рассчитала время и до укладывания мне необходимо вымыть и пол, и посуду. Если я буду делать и то, и другое, я не смогу почитать тебе на ночь. Но если вдруг ты сможешь помыть посуду, то у меня освободится 10 минут».

Договоренность и просьба или пожелания могут выглядеть одинаково. И на первый взгляд не понятно, в чем разница вообще.
Но разница есть. Она в том, кто за что отвечает и кто что контролирует. Она видна в реакции мамы и ребенка, в тоне голоса, в том, как мама строит предложения. А в конечном итоге с какими чувствами остаются оба, если происходят разные варианты событий.

власть, мысли, дети, альфа, психология

Previous post Next post
Up