Из дневниковых записей Татьяны Мавриной:
12 февраля 1942: Дошла до музея Изящных Искусств. Лекция о Брейгеле.
27 февраля 1942: Болит брюхо, я мало двигаюсь. Ели кошку. Сначала я выплюнула, потом все же проглотила.
13 сентября 1942: Бессонница одолела. С утра выпила пол-литра и пьяная спала целый день.
Организуем на общественных началах вязку, пошивку, починку теплых вещей. Художник Э. Хачиев. Азернешр, Баку, 1942. Литография. Фрагмент. Коллекция Фонда Марджани
Иллюстрации: военные плакаты Советского Востока из коллекции
Фонда Марджани, Москва.
Татьяна Алексеевна Маврина (1900-1996). Дневники. Фрагменты.
[К. - муж Мавриной художник
Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987). Н. В. - он же.]
30.12.40. К. доброта резко обрывается от ничтожного случая… К. напивается. Пол-литра без закуски, просто из чашки. Я в полнейшем ужасе.
31.12.40. Болят глаза от слез, нос от соплей, голова от бессонной ночи. Плохая встреча Нового года. У меня забралась в душу одна скучная мысль, но об этом не запишу (от страха).
1941 год
<...>
22.6.41. Война.
23.6.41. Ночная учебная тревога в 3 часа.
24.6.41. Холодно. Недописанная картинка. Халтурно. К. сердитый.
<...>
21.7.41. Беготня по редакциям. Плакат. Жара.
22.7.41. Ночью налет. Сидели 6 часов в подвале. Не спали.
2.
1941. Героем будь! Художник Надежда Кашина. Окно УзТАГ, Ташкент, 1941. Трафарет. 62х84 см. Коллекция Фонда Марджани.
Source 24.7.41. Опять Н. В. на крыше. Я спала на грязной доске. Управдом запер двери. Спать стало страшно. 4 часа утра. Ясно. Пахнет гарью. Не спали. Отставшая бомба. Я подняла всех, и мы стали собираться в Загорск, в 7 часов уехали. К. похудел невероятно, я стала похожа на Елену. Уехали сносно, только отмотали руки тюками. Загорск полон травы, зеленый домик с пустыми комнатами, одна старуха. И блаженство раздевшись спать, ни мух, ни клопов. И спи хоть до 5 часов.
<...>
18.10.41. Банк. Удача. Сберкасса - неудача. Достали ½ кило икры. Катерина целый день стояла за хлебом. К. дали деньги в «Молодой гвардии». Эфрос вешался, но спасен.
19.10.41. Ходила в баню. Снег. Слякоть. Стояла в очереди за ветчиной и черной икрой. Муж, жена и ребенок - тащат тележку с вещами. Повесился муж Сары Шор.
1.11.41. Закрылись комиссионные магазины, голодно. Баррикады.
1942 год
20.1.42. За эти два месяца ничего хорошего не было, никакой мало-мальски творческой крохотки. Живем как пауки в банке. Радость освобождения в начале января прошла как-то незаметно, потонула в мелочах. Работа изо дня в день, в этом какое-то спасение. 15-го сбавили норму хлеба на 500 грамм, стало не хватать. Картошка на базаре 20 руб. Мороз до -30°. Только одна оттепель. Табак - 50 руб., 45 руб. - пачка. Злость носится в воздухе. Голодные кошки. [...] Около месяца бомбежек нет, нет и тревог.
21.1.42. Купила курицу за 160 руб. и молока по 15 руб. за кр. Ужасный мороз. Дрова кончаются. Пение.
24.1.42. Опять ели часть курицы. Вкусно. Мороз. Картошка 20 руб.
1.2.42. Альбом Кутузова. Нашли хорошую пищу - суррогатный кофе с молоком и наслаждаемся. Твердой еды нет, на базаре картошки и моркови не могу купить, из-за драчки. В баню не попала из-за хвоста в три обхвата.
4.2.42. Была часов в 12 на нашем рынке и попыталась проникнуть в тайну баб, которые стоят с лицами сфинксов и молчат. А некоторые с нескрываемым удовольствием издеваются над очередями голодных москвичей, которые их прямо ловят. «Но тайну не узнал я», и картошки, за которой охочусь, я не достала. Были в МОСХе (пешком) за табаком, нарвались на доклад.
3.
1941. Художник: Константин Чепраков. Победа зависит от нас, от продуктивности нашего труда! Узполиграфкомбинат, Ташкент, 1941. Литография. 89,4 х58,4 см. Тираж 10 000 экз. || За работу, за честь, за свободу! Эскиз плаката. 1941. Бумага, графитный карандаш, гуашь, белила. 31,5х21,5 см. Фонд Марджани.
Source 5.2.42. В бане очередь. Заказала ключ. Заходила к Зинаиде за бельем. Пахнет весной. Мечтаем съесть кошку (предложение Ларионихи).
6.2.42. Сегодня опять холодно. Начали по ночам стрелять. Собрались с К. на Арбатский рынок, но встречный ветер не дал дойти даже до Красных ворот, повернули обратно, посчастливилось получить мясной паек. И еще удача, я получила 3 литра керосину без очереди. Была в офортной студии, но там холодно и работать нельзя. Все старые лица, только похудевшие, и женщины приобрели мужскую жесткость в чертах, как это говорится «стали характерными». Но мое лицо, как мне кажется, все еще сохраняет мягкость беззаботности, о чем, конечно, приходится очень стараться. Заходила к сапожнику деду. У него молодая жена, а сам он из афонских монахов-иконописцев. Очень странная пара, дед верующий. Вечером ели мясной суп, густой от муки, с огурцами - вкусно, но мало. [...]
12.2.42. 3 дня, как потеплело. Москва белая. Можно ходить пешком очень долго. Дошла до музея Изящ. Иск. Лекция о Брейгеле, пустые стены, времянка, отовсюду каплет. Три прекрасных репродукции. Потом пошла посмотреть дом Дарана. Там гуляет ветер. Вчера были у Доси - старички в ермолках. Вино, кофе, со своим хлебом. Возвращались, темно - очень довольные.
13.2.42. К. ходил на базар, но, конечно, не достал даже редьки. Едим болтушку с мукой. Много разговоров с Л. об убиении кошек. Их пока очень много на помойке. Купили туши 2 коробки, с разговорами. Получили деньги в Гослите.
16.2.42. День удач. На базаре достали 1,5 кило редьки по 25 руб., под ругань всей очереди, которой казалось, что я беру очень много, почти все. А главное, целый пуд мороженой картошки, которую мы и варили вечером. Но это еще не все продовольственные удачи. Вечером достали овсяной крупы и изюма 800 грамм, по карточкам, и еще 400 грамм постного масла. Стояла 1,5 часа в очереди. Едим редьку с морковью в тертом виде по совету П. Д. Этингера с постным маслом - очень вкусно. Весна, солнце уже греет, ясно. Вечером очень красивое звездное небо в обрамлении наших высоких домов (темных) во дворе. Орион, Плеяды.
<...>
4.
1942. К победе строитель прокладывай путь! Художник Роман Федорович Мельничук. ТуркОГИЗ, Ашхабад, 1942. Литография. 61 х75 см. Тираж 500 экз. Коллекция Фонда Марджани.
Source 26.2.42. Свежевали кошку, жирную (от Л.). Наша Машка не ест и беспокоится, как это мы ее есть будем. Днем музей. Гойя, и Даранова квартира.
27.2.42. Болит брюхо, я мало двигаюсь. Ели кошку. Сначала я выплюнула, потом все же проглотила. Ощущение преступности и озорства.
28.2.42. Ели кошку с Володей. Весело. Ему понравилось: «Я и в мирное время их буду есть». Болею. Был Паша. Светящаяся весна. Халтура.
4.3.42. Ели кошачьи котлеты. Очень вкусно, очаровательно приготовленные, с луком, без почек, они хорошо и вкусно пахнут. Бабушка ела с удовольствием, не зная. (Приносила Л. из института, подопытных.)
5.
1942. Больше теплых вещей для Красной армии! Самуил Уманский. Казахское объединенное издательство, Алма-Ата; 1942 год. Фонд Марджани.
Source. Главная задача плакатов для республик Средней Азии - простым языком, но ярко рассказывать о помощи тыла фронту. Самуил Уманский, украинский художник, работавший в киевском сатирическом журнале «Перец» под псевдонимом Самум, использовал для наглядности композицию из двух кадров. Известен еще один его «двухкадровый» плакат для Казахстана на аналогичную тему со строками: «Варежек теплых каждая пара Крепит красноармейскую силу удара». Несмотря на простой графический стиль особенности национальной одежды казахов переданы художником довольно точно.
7.3.42. Суббота. Была у профессора. Еле ходила и чудо, когда он сказал, что все в порядке, и это от худосочия, болезни никакой нет, перемещение центра тяжести. Я весело пошла домой. К. меня презирает.
8.3.42. 250 грамм пайкового масла, суп из картофеля. Мечты о кошке. Весна и дивный воздух. Я наслаждаюсь хождением.
9.3.42. Голодаем. Одолевает тоска. Очень много халтуры. Устали и надоело. Мы работаем как лошади. Ругаемся и миримся. Характеры у обоих неважные.
20.3.42. Света нет. Сегодня К. принес из помоечного ведра из кухни 5 селедочных головок, щедро выброшенных кем-то на растерзание кошкам. Мы из них варили суп. Мороз и свежесть. Погода для сытых. К. ходил в В.К. по повестке. Пайка не выдают. Пекла из картофельной шелухи котлеты. Еще забыла записать. Купила 7 кило картошки по 37 руб. Едим картофельный суп. Одно наслаждение. Мечтаем о времянке и кошке. Занялась офортом и рисунком. Весна. Чудные дни - холодные, но с солнцем. Военные дела у К.
23.3.42. Оплеуха в Москве. Мне не дали рабочую карточку, потому что я кандидат. Я шла и плакала от обиды, от снисходительного и холодного сочувствия Киры Николаевны. Но потом довольно скоро утешилась. К. после волнений и хождений в больницу, мается брюхом. Мрачен и зол. У меня, несмотря на массу неприятностей и дел, настроение деловое и хорошее. К. худеет и тает на глазах.
<...>
6.
1942. За варежки спасибо, мать. Рука в тепле - верней стрелять! Роман Мельничук. Полиграфкомбинат управления по делам печати при СНК Туркменской ССР, Ашхабад; 1942 год. Фонд Марджани.
Source. Роман Мельничук, киевский художник, соавтор известного карикатурного плаката «На тобi!.. Українського хлiба... Української сталi... ...та землi!», в 1941-1944 годах жил в эвакуации в Туркмении. Был организатором местных окон ТАСС, выезжал на фронт. «За варежки спасибо, мать…» - пример работы художника для незнакомого ему региона. Мельничук узнаваемо изобразил туркменский женский халат, но способ ношения платка трактовал вольно. Разложенная на полу скатерть - дастархан - типична для Средней Азии, но табуретки и дощатый пол не были распространены в регионе.
2.4.42. К. болеет и сердится на меня поминутно, посылает к черту и ругается. Вид у него ужасный. Он погибает с голода и спасти его нечем, не знаю, что делать. Привыкая во всех делах с ним советоваться и его считать за главного, в нерешительности, не знаю, что предпринять. Очень страдаю, хочется тишины и внимания, а где их взять? Ела кошачьи котлеты на касторовом масле, они были изжарены в печке и не вызывали слишком большого отвращения.
3.4.42. К. вскочил в 8 часов. Ему пришла в голову навязчивая идея, что его воля страдает от долгого спанья. Надо вставать рано, чтобы делать все дела… а мне наоборот. [...]
10.4.42. Встали в 10 часов. Я опять не выспалась, болит голова. Сегодня Страстная суббота, по радио передали от коменданта города Москвы: «По ходатайству верующих разрешается ходить по городу всю ночь». Но мы так устали к ночи, что никуда не пошли. Сегодня день перелома в нашем голодании. Получили обеды на Масловке и были сыты за много, много дней. По 250 грамм хлеба и + 600 грамм по карточкам! Даже ссориться перестали, ехали домой веселые.
<...>
7.
1942. Сбор вещей в подарок для Красной армии. Газанфар Халыгов. Издательство Азернешр, Баку; 1942 год. Фонд Марджани.
Source. Плакат, рассчитанный на аудиторию национальной республики. В центре композиции женщина с характерным для национального костюма платком кялагаи на голове. На переднем плане изображены традиционные для региона шерстяные носки джурабы (джорабы). Такие визуальные маркеры были понятны и близки местному населению. Плакат печатался в двух вариантах: с текстом только на азербайджанском языке кириллическими буквами и с переводом на русский язык. Автор плаката Газанфар Халыгов - получивший известность в 1930-е годы азербайджанский живописец, график, иллюстратор книг, автор эскизов костюмов к кинофильмам и театральным постановкам. В годы войны создал более сотни сатирических антифашистских плакатов.
28.4.42. На улице холодно, щиплет глаза и болит переносица. Второй день стою в очередях за маслом и за курицей. Получила, но «психология» отравляет еду. С тех пор, как К. начал читать по этому вопросу книжки и все анализировать, житье настало неважное. Прибавить к этому чтение Чехова и Достоевского, то получается картина очень мрачная. Галльский дух куда-то совсем исчез. Конец русского человека всегда мрачен. Так говорит Леонтьев. Светлый ум покидает его (вместе с молодостью и здоровьем). Женщины все истеричны. Прелести их уже не интересны, то, что я сейчас стала красивая - не трогает, все становится стыдным.
29.4.42. Плачу по ночам. Может, это все оттого, что у нас было разное детство. Так болезненно реагировать на вопросы о еде. К вечеру К. вернулся с обедом. Мир в доме.
30.4.42. Жарила курицу. Ешь как должное, за месяц забыли уже про голод. Пение. Были гости, два старика. Трудно переносимые. Досин «патриотизм» раздражает.
<...>
17.6.42. Днем я получила в закрепителе паек. Ели тухлые кильки на саксонских тарелках. Я показывала моделей и подарила одну Б. И. (Катьку). День был дивный. Красота. Я ходила в белом вязаном пальто.
18.6.42. Дождь. Я была в бане и вся провоняла лидолом, как будто была в больнице или в тюрьме. Днем чинила плакат с ужасным отвращением.
20.6.42. К нам вселились новые жильцы, выпихнув вещи Барановых в коридор. Если вдуматься и применить это к себе, то произошло ужасающее свинство, на которое все мы ноль внимания.
<...>
28.7.42. Картина не вышла. Я рассердилась. С горя купила стеклянную с перламутровым блеском чашку за 60 руб. (цена картошки за 1 кг).
31.7.42. Плохое настроение. История с пропусками в зеленной, и этот пустяк меня совершенно расстроил. Холодно. Плохо сплю. Очереди за мукой. Умер Милетич трагично. За карточками в МОСХе.
2.8.42. Холодно. Сижу целый день дома, читаю. Лежу. Старею. К. меня дразнит. Торопливое пение. Пришел старик В. Ели сало, сладкую водку и шоколад.
8.
1942. Организуем на общественных началах вязку, пошивку, починку теплых вещей. Художник Э. Хачиев. Азернешр, Баку, 1942. Литография. 77,4х52,5 см. Тираж 3 000 экз. Коллекция Фонда Марджани.
Source 13.9.42. Бессонница одолела. С утра выпила пол-литра и пьяная спала целый день.
26.9.42. К. читал «Клима Самгина». Я сержусь, мне очень эта книга не нравится. Он от нее мрачнеет.
27.9.42. Был обворожительный день по красоте неба белого и голубого. Мягкие пейзажи. Я ходила за обедом на Масловку. Лошади в парке. Дивно. И вечером еще гуляла на бульваре, все одна. К. мрачно сидит дома и делает рис. к «Девице кавалеристу», и его не вытащишь.
<...>
1943 год
<...>
29.10.43. Прошел почти год с тех пор, как я здесь ничего не писала. Жизнь как-то замерла. Если не было нужды, то забот было очень много. По-видимому, это меняет людей. Беспокойство К. о семействе, желудочные болезни. Наконец семейство приехало дней 10 тому назад. Дух растворяется в халтуре, чтобы росла материя. М. И. прислала мне обязательно рваный лифчик. Иван - телятина. Ссора сходит на тормозах. Нет здоровья, чтобы объясняться - «Нищие настроений не имеют» - формула К. Я - «дама с нервами». [...]
<...>
30.10.43. Первый снег. Я загадала, что жизнь кончится на последнем листочке этой книжки. Значит, пора. (Но она не кончилась.)
9.
1943. На долго запомнят враги твою силу, / а слава - на веки веков. Художник Николай Когоут. Госиздат УзССР, Ташкент, 1943. Литография. 85х52 см. Тираж 15 000 экз. Коллекция Фонда Марджани.
Source 1944 год
3.7.44. С утра несколько прокисшие поехали в Абрамцево. Было жарко и парило. Пошел дождь. Под зонтом, а К. в калошах и дедовом макинтоше, пошли по дорожке, надоело пережидать. У меня сейчас же прошла голова. Было так нежно и так душисто. Луга цвели полукругом. В лесу рвали до самозабвения крупную-прекрупную землянику. Под дождем, спасаясь под елкой, пели романсы. По дороге на станцию букет ромашек, в поезде читала «Запечатленного ангела». День прошел на редкость хорошо. Вернулось счастье. Вечером ели землянику и пробовали свежее варенье.
Источник:
Маврина Т. А. Цвет ликующий: Дневники. Этюды об искусстве. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 364 с.: ил. - (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 22).
Записи из дневника Татьяны Алексеевны Мавриной значительно отредактированы составителями. При публикации дневников первый раздел книги - 1930-1940-е годы - практически полностью воспроизводит одну тетрадь, самую раннюю и объемную - Маврина назвала ее «Летопись». С 1930 по 1936 одна запись в год. С 1937 по 1943 год дневник велся более подробно. За 1944 год - всего одна запись. С 1945 по 1958 год записей не велось или их не удалось обнаружить.
Пропуски я обозначала: [...] - сокращение внутри записи за один день; <...> - пропуск дней.
Книга «Маврина Т. А. Цвет ликующий», 2006 - первое издание дневников Татьяны Алексеевны Мавриной. Издание подготовили, насколько я поняла из интернет-версии, Чуденцкая Анна Юрьевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, доцент факультета истории искусств РГГУ (на 30.04.2019) и Александр Григорьевич Шелудченко,
наследник Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина.
Чуденцкая Анна Юрьевна: «Татьяна Алексеевна не отличалась кротким нравом, к людям она относилась не всегда дружелюбно и справедливо. Не каждая ее колкость нашла отражение в этом издании, но тех, что остались, достаточно. Сначала у нас возникла идея попробовать расшифровать для читателя эти записки и предложить редакторские комментарии или же догадки, но потом мы отказались от этого, оставив лишь самые необходимые пояснения и предоставив читателю свободу интерпретаций.»
Книга:
readli.net,
flibusta.
10.
1944. Слава героям трудового фронта! Наш боевой привет и поклон вам! Художник Виктор Уфимцев. Окно УзТАГ, Ташкент, 1944. Трафарет. 81,5×60 см. Коллекция Фонда Марджани.
Source Ссылки: ранее по теме Второй мировой войны в блоге «Искусство. История. Идеи.» (gorbutovich.livejournal):
Маргарет Борк-Уайт:
Переход от мира к войне. Американские радиорепортажи из СССР июля и фотографии мая-сентября 1941, 2016-05-06
Начало войны в рассказе и фотографиях американки Маргарет Борк-Уайт. Часть 1, 2016-06-27
Начало войны в рассказе и фотографиях американки Маргарет Борк-Уайт. Часть 2, 2016-06-29
Фотографии из Finnish Wartime Photograph Archive:
Фотографии, сделанные финнами во время Второй мировой войны, 2014-05-30
Война на фотопленке союзников Германии. Июль 1941 - январь 1943, 2016-05-08
Человеческая война, 2014-05-10
Германия:
Рождество и Гитлер, 2017-01-02
Гитлер и восторженные толпы - цветные фотографии, 2014-02-26
Отказался поднять руку в нацистском приветствии, 2014-02-20
Шпигель: Если бы Гитлер победил, 2013-12-13
Бухгалтерия военной разведки и другие рассекреченные документы кануна войны, 2016-06-22
Военные тайны Кремля от ФСО и Росархива, 2015-05-22
Происхождение Второй мировой войны. Лекция Валерия Горохова, МГУ, 2019-09-02
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, 2019-09-01
Безбожные пословицы Великой Отечественной войны, 2015-05-08. Из истории общественно-политической мысли 1940-х-1960-х годов
День Победы в Лондоне, 1945. Видео, 2015-05-09