Женщина или лошадь?

Nov 23, 2016 17:30

Из сочинения Палладия епископа Еленопольского (ок.367-ок.431) «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов», написанного в 419-420 годах по заказу евнуха Лавса, препозита (начальника) священной опочивальни византийского императора Феодосия:



Horse. Harley 1585, f. 69v. Medical miscellany of a pharmacopeial compilation, including a herbal and bestiary illustrating the pharmocopeial properties of animals. Origin Netherlands, S. (Mosan region), or England? Date 3rd quarter of the 12th century. Language Latin. Script Protogothic. Dimensions in mm 215 x 155 (165 x 115) in two columns. Official foliation ff. 92. Contents: (Pseudo-?) Sextus Placitus, Liber medicinae ex animalibus (ff. 58-78v). The British Library. Source 1. Source 2

" Прежде расскажу о добродетелях Макария Египетского, который жил девяносто лет и из них шестьдесят провел в пустыне. <...>

Один распутный египтянин предался любви к благородной женщине, которая была замужем. Не успев обольстить ее, потому что она была верна своему мужу, за которого вышла девою, бесстыдный прибег к чародею и говорил ему: «Или заставь ее любить меня, или сделай своим искусством то, чтобы муж бросил ее». Чародей, получив от него хорошую плату, употребил свои чары и заклинания. Но, не могши возбудить любви в ее сердце, он сделал, что всем, кто только смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, пришедши домой, увидел жену свою в образе лошади. Позвав пресвитеров селения, он ввел их в свой дом и показал им ее, но и они не поняли постигшего ее несчастия. Наконец, к прославлению Бога и к явлению добродетели святого Макария, пришло на мысль мужу отвести ее в пустыню к преподобному.


2.


BL Harley 1585, f. 69. Horse. 3rd quarter of the 12th century. Netherlands, S. (Mosan region), or England? Source

Когда они пришли, братия стояли у келии святого Макария и, не допуская мужа этой женщины, говорили ему: «Зачем ты привел сюда эту лошадь?». Муж отвечал им: «Чтобы помогли ей молитвы праведного». Они сказали ему: «Что с ней случилось худого?». Он отвечал: «Эта лошадь, которую вы видите, была несчастная жена моя, и я не знаю, как она обратилась в лошадь. Ныне вот уже три дня, как она ничего не ела».

3.


BL Harley 1585, f. 68v. Horse. Source

Братия, услышав сие, сказали об этом рабу Христову Макарию, который молился уже об этой женщине в своей келии, ибо, когда они еще шли к нему, ему было уже откровение от Бога. Он молился, чтобы ему открыта была причина случившегося, и во время молитвы узнал он все, как что было.

4.


BL Harley 1585, f. 69v. Horse. Source

Когда же братия объявили святому Макарию, что кто-то привел сюда лошадь, он сказал им: «Вы смотрите не своими глазами: это женщина, какою и создана, она не превратилась (в лошадь), а только глазам обольщенных кажется такою» [*]. Когда привели к нему ее, он благословил воду и, облив женщину с головы, помолился над ее головою и тотчас сделал, что все смотревшие на нее увидели в ней женщину. Приказав принести ей пищу, он дал ей есть и, таким образом исцелив ее, отпустил с мужем; и они благодарили Бога.

5.


Художник Виктор Качалин. Святой Макарий Великий разрушает чародейство, когда всем, кто смотрел на благородную женщину, она казалась лошадью. Источник: hoddion: Макарий и женщина-лошадь

А человек Христов дал ей следующее наставление: «Никогда не оставляй посещать церковь, никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастие случилось с тобою оттого, что ты уже пять недель не приступала к пречистым Таинам Спасителя нашего». "

Епископ Палладий Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов // Часть 1. О Макарии Египетском


[*]  Руфин так передает слова святого Макария: «Я не вижу в ней ничего скотского; о чем говорите вы, это не в ее теле, а в глазах смотрящих на нее. Это обольщение демонов, а не истина вещей» Руфин. Жизнь пустынных отцов. Гл. 28.

Из рассказа следует, что не причащаться пять недель во времена Макария Великого (ок.300-391) - невероятно долго.

А вообще история - почти что фильм «Shallow Hal» /«Любовь зла» Братьев Фаррелли, только наоборот.

Предуведомление к изданию «Лавсаика» на русском языке

" Писатель этой книги Палладий, родом галатянин, сперва путешествовал несколько лет по разным странам Египта, потом отправился в Палестину, откуда прибыл в Вифинию, где рукоположен был в епископа Еленопольского и имел близкое общение со святым Иоанном Златоустом. Но, защищая святителя от нападений врагов его, он сам принужден был скрываться одиннадцать месяцев в уединенной келии. После того был он в Риме. Все означенные путешествия Палладия, как можно видеть из содержания книги, относятся ко времени с 388 до 404 года по Рождестве Христовом.

6.


Святой Макарий Египетский. via

В продолжение сих путешествий Палладий с большим усердием собирал сведения о жизни святых и блаженных отцов и некоторых жен и собранные сведения предложил в этой книге, как сам говорит в Предисловии, «для возбуждения ревности к подражанию в мужах, желающих вести жизнь небесную… и в пример любви к Богу для жен, хотящих украситься венцом воздержания и чистоты».

7.


Макарий Египетский. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в камере на хорах. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. Source

Эта книга написана по желанию и убеждению (как видно из Предисловия) одного знаменитого мужа, занимавшего при императорском византийском дворе весьма важную должность [В Предисловии книги Палладий называет его хранителем богопросвещенного и благочестивого царства, а в Заключении - начальником при царском ложе, или постельничим], по имени Лавса, поэтому и книга посвящена сочинителем ему же и от имени его получила наименование «Лавсаик».

8.


Макарий Египетский. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в камере на хорах. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М.: Искусство, 1987. Source

Cократ в четвертой книге своей «Церковной истории», сказавши кратко о египетских отцах, желающим более знать о них указывает на книгу, написанную Палладием, и говорит так: «Кто хочет знать, как они (отцы египетских пустынь) жили, что делали, что говорили на пользу слушающих, как им повиновались и звери, - есть особая книга, составленная монахом Палладием, учеником Евагрия. В этой книге он предложил подробные сведения о них, упоминает и о женах, по своей жизни подобных тем мужам, о коих выше сказано».

Православная Церковь дает свое свидетельство о важности сей книги для чад ее тем, что издревле постановила правилом на утрени Великого поста из числа четырех положенных чтений заимствовать два чтения из «Лавсаика» во все дни Святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений. "

Текст: Епископ Палладий Еленопольский. Лавсаик
Российская государственная библиотека, список «Лавсаика» XVII века: Лавсаик, рукопись Ф.173.4 № 4, последняя треть XVII в.

Ранее:
Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде - фильм и письмо Епифания Премудрого игумену тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу, около 1415 г.
Фильм: Спасо-Преображенский Мирожский монастырь во Пскове
Фильм: Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия

святые, 12 век, 5 век, христианство, Византия, бестиарий, средние века, литература

Previous post Next post
Up