Господско-Богородичный тропарь.

Sep 29, 2014 03:12

Хочу предложить интересную тему для обсуждений. В одном из постов http://golovschik.livejournal.com/37321.html я уже говорил об особенности нашего храмового тропаря. Хоть наш храм и посвящен в честь Божией Матери - иконы ее "Неопалимая Купина", но тропарь, почти что вопреки (здравому смыслу) нашей человеческой логике, обращен ко Христу. Да, вот такие делишки.

Дело в том, что по нашему всеми любимому Типикону в зависимости от посвящения храма Господу или Божией Матери, существуют разные схемы исполнения тропарей на Литургии в тот или иной период года. Так, во время попразднства Господского праздника в храме, посвященном в честь Господа и во время попразднства Богородичного праздника в Богородичном храме тропарь и кондак храма оставляются. Весьма логично, учитывая, что непрактично петь два тропаря одному лицу. Хотя такое бывает.

Так вот, в чем вопрос? Как петь тропари в нашем случае? Наш храмовый тропарь - Господский или Богородичный?

Все зависит от того, насколько процентов мы (фарисеи) книжники-законники. Чисто формально - раз храм Богородицы, то и тропарь Богородичен. Тогда пляши Устав, ликуй вселенная.
А фактически - тропарь-то Господский.

Итак, у нас два варианта:
1. Петь по букве (ну или по традиции еще) Устава, что, в общем, так у нас и делают.
2. Поступить осмысленно, по духу, считая тропарь Господским по факту обращения в нем к Нему.

UPD. P.S. В этом году - в попразднстве Воздвижения - мы были участниками замечательного совпадения праздников по смыслу. Понятно, что Воскресение Христово не может праздноваться без Креста. Но вот не все воскресные тропари, - вернее, даже всего два - пятого и седьмого гласов, - подчеркивают это. И как раз в это воскресенье пелся тропарь 7 гласа: "Разрушил еси Крестом Твоим смерть".
ИМХО, после такого совпадения тропарь Креста (который о самом Кресте вообле ничего не говорит) я бы вообще не пел, раз о нем упоминает воскресный тропарь.

Литургика, Устав, Система, Гимнография, Богослужение

Previous post Next post
Up