С давних времен никогда не любил акафисты, кроме известного оригинального к Божьей Матери и Иисусу Сладчайшему. Не спорю, что существует достаточно хороших акафистов, но мне это все как-то не нравилось, ну хоть ты тресни! И все это происходило без влияния ненавистного некими интернета. Знаете, это как песня какая-то - не нравится, и всё. Так же как не нравится мне мелодия "Царице моя Преблагая". Молитва хорошая, но от этой мелодии меня тошнит.
И вот ходил я на акафисты, смирялся, пытался удержать свой ум в русских неугомонных "хайретизмах" (то бишь "радуйся") на пол страницы, - ну а чё, душа широкая, развернись плечо, размахнись рука,- и Господь смилостивился надо мной и послал мне следующий помысл.
Конечный возглас на молебне к Слову Божию "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше..." обличает наше невежество. Вместо того, чтобы сначала воздать славу Богу, мы быстро переключаемся на святых. Думаю, что это человеческое несовершенство, соединенное с невежеством и глупостью.
Благодаря общенародному пению акафист позволяет по максимуму почувствовать себя участником общей молитвы, в отличие от других богослужений, в которых хор присвоил себе право (не без поддержки священноначалия) молиться вместо народа. Несмотря на такое увлечение молебнами с акафистами, оные не дают молитвенно развернуться созерцательным людям, желающим в любой молитве предстоять Ведомому Богу, а не участвовать в богослужении для массовки и петь знакомые слова на незнакомом языке.
Если внимательно исследовать содержание такового молебна, мы увидим:
1. Начало обычное, т.е. "Благословен Бог наш..." "Царю Небесный",
2. "Бог Господь", тропарь, запевы.
3. Сам акафист.
4. Прокимен, Евангелие,запевы, кондак, сугубая ектения.
5. Молитва и отпуст.
Как видите, прямое обращение к Богу бывает здесь всего лишь в некоторые минуты! Это молитва "Царю Небесный", запев, Евангелие, ектения и часть отпуста "Слава Тебе, Христе Боже". Косвенные обращения - "Благословен Бог наш...", "Бог Господь", отпуст - относятся к назиданию, размышлению друг друга, призыванию к славословию Бога.
Все остальное время посвящено святому. И хоть даже в любом акафисте святому призывается "пети Богу: аллилуия", это не равно прямой молитве ко Господу.
И даже ектения у нас выходит в большей степени потребительской - особые прошения о болящих, путешествующих. Это все здорово, но нет ни одной содержательной молитвы ко Христу: благодарственной, славословной, просительной. Такой молебен и близко не стоит к насыщенной смыслами вечерне или утрене, не говоря уж о Литургии.
К святым обращаться более чем нормально, но, думаю, процентное соотношение с обращением к Богу должно быть разным, и никак не умалять Его. И святые даже не обидятся. Скорее, наоборот, будут радоваться вместе с Господом о заблудшей, но нашедшейся овце единой.
P.S. К нам в храм во второй раз привозят икону блж. Матроны и частицу ее мощей. Не перестану удивляться, что люди сразу начинают идти в храм и стоять перед ее иконой минутами со своими проблемами, однако в обычное время их чего-то не видать. Или Сам Бог нынче не в почете?
P.P.S. Всё жe молебен - это испорченная утреня.