Сормовские "Whiskey" (3)

Jan 20, 2013 22:08


Приложение 1.
ТТД ДЭПЛ пр.613

Проектант:                                                                                                                        ЦКБ-18                                                                                                                                                                        Главные конструктора:                                          В.Н.Перегудов, Я.В.Евграфов, З.А.Дерибин
                                                                                                                                                                       Общее число построенных, шт:                                                                                            215

Заводы-строители (число построенных):                           №112 - «Красное Сормово» (116),
№189 - Балтийский (16),
№198 - им.Марти (72),
№199 - им.Ленинского Комсомола (11)
Тип:                                                                                                          2-корпусная, 7 отсеков
Водоизмещение, Т:                                                                                            Надводное 1045
Подводное 1340
Длина х Ширина х Осадка, М:                                                                             76.6 х 6.3 х 4.55
Запас плавучести, % 28
ГЭУ:                                                                                    Дизель-электрическая (2 греб.вала)
НХ (тип - N л.с. / об/мин):                                                    37Д - 4.000 (2 х 2.000) / 500
ПХ (тип - N л.с. / об/мин):                                       ГЭД: ПГ-101 - 2.700 (2 х 1.350) / 420
ЭД Эк.Х:                                                                                          ПГ-103 - 100 (2 х 50) /
Аккумуляторные батареи, - тип и марка:                                      Свинцово-кислотная, 46СУЧисло групп / число в группе:                                                  2 х 112
Емкость АБ, А/ч:                                                        11.500
Скорость max, уз:                           НХ / ПХ / РДП                                                      18 / 13.6 / 5
Дальность плавания НХ при V=10 / 8 уз:                                                              8580 / 13.000
Дальность плавания ПХ при V=13 / 2 уз:                                                                       13 / 353
Глубина погружения, М:                                                                                                 170-200
Автономность, суток:                                                                                                               30
Время непр.пребывания под водой, часов:                                                                         200
Экипаж, чел:                                                                                                                             52
Торпедное вооружение / боекомплект:                           4 НТА + 2 КТА - 533 мм / 16 торпед
(парогазовые и электрические, погрузка с воды) или 22 мины типа АМД-1000
Приборы управления торп.стрельбой:                                                УТС Л4-2
Зенитные aртустановки (до 1956 г):          Тип - число - калибр:        СМ-24-ЗИФ - 1х2 - 57
2М-8 - 1х2 - 25
Средства навигации:                                                                                                                  
Гирокомпас                                            «Курс-5»
Лаг:                                                             ГОМ-3
Эхолот:                                                       НЭЛ-3
Радиопеленгатор:                              РПН-47-03
Средства радиолокации:                                                                                                           
РЛС обнаружения надводных целей -  «Флаг»
СОРС -                                                   «Накат»
РЛС опознавания -                       Факел-МО-1»
Гидроаккустические средства:                                                                                                  
ГЛС -                                               «Тамир-5Л»
ШПС -                       «Феникс» («Марс-24КИГ»)
Средства связи:                                                                                                                         
Радиопередатчик КВ -               «Бриз-ИП-2», «Дельфин»Приемопередатчик УКВ -                                    «Рейд-И»

Радиоприемник КВ -                            «Пурга-45» (Р-670)
Радиоприемник ДВ -                               «Туман» (Р-672)
Оптические средства:                                                                                     перископ атаки
перископ зенитный nbsp;     Приложение 2.
Трудовые и материальные затраты на постройку ПЛ пр. 613 на «Красном Сормове»

ПЛ                 Трудоемкость                 Зарплата           Контрагент. поставки           Шеф-монтаж            Оснастка           Прочие расходы                 Всего                           
                        ( тыс.час )                     ( тыс.руб)                    ( тыс.руб)                       ( тыс.руб)               ( тыс.руб)              ( тыс.руб )                    (тыс.руб )
1-я                          1.560                             4.658                       20.537                            2.419                       9.420                      6.566                          57.800
5-я                          1.088                             3.833                       13.089                            1.269                      1.389                       2.112                          30.942
10-я                          846                              2.504                       10.177                            1.039                         997                       1.111                          25.487
15-я                          867                              2.610                         9.857                            1.263                         900                       1.525                          24.967

1. Цены приведены в рублях до реформы 1961 г.
2. Для сравнения - стоимость серийной ПЛ серии IX-бис в сопоставимых ценах составляла 15-16 млн.руб.

Приложение 3.

Памяти инженера-кораблестроителя.Всего трех лет не хватило жителю Хайфы Михаилу Исааковичу Лернеру, чтобы отметить столетний юбилей. Он был одним из ярких представителей поколения, создавшего подводное судостроение в СССР и внесшего весомый вклад в Победу.
Михаил родился 27 марта 1908 г в г.Брацлаве, еврейском местечке на Винничине, в многодетной и небогатой семье. Тем не менее, родители сумели дать ему образование в государственной гимназии. По воспоминаниям Михаила Исааковича, «в детстве пережил в полном объеме гражданскую войну, многовластие и безвластие, погромы банд Петлюры, голод, болезни».
В 20-е годы закончил Одесское техническое училище «Труд». Затем судьба забросила Лернера в Сормово.
Здесь, на судоверфи «Красное Сормово», он проработал почти 40 лет, пройдя путь от сверловщика до заместителя главного инженера.
Выпускник Индустриального института (окончил его без отрыва от производства), инженер-кораблестроитель М.И. Лернер стоял у самых истоков отечественного подводного судостроения. В начале 30-х, еще будучи студентом начальных курсов он принимал участие в закладке первых советских подлодок серии «Щ», знаменитых «щук», впоследствии топивших нацистов в годы Второй мировой войны.
Накануне Великой Отечественной войны Лернер был направлен в Кронштдат, где был назначен руководителем достроечно - сдаточной Кронштадтской базы. В условиях блокады
Ленинграда он участвовал в завершении строительства и передаче флоту трех лодок серии «С» - С-11, С-12 и знаменитой С-13. Именно экипаж этой «эски» во главе с Александром Маринеско (удостоен посмертно звания Героя Советского Союза лишь в конце «перестройки») уничтожил лайнер «Вильгельм Густлофф» и вспомогательный крейсер «Граф Штойбен» с живой силой нацистского рейха. Вернувшись в Сормово, Михаил Лернер руководил танкосборочным цехом (танки «Т-34») , а затем возглавил там же строительство подводных лодок. Из 15 лодок, принятых от судостроительной промышленности во 2-й половине 1941 г, 12 строились с участием М.И.Лернера.
За годы войны именно Сормовским заводом флоту были переданы 26 подводных лодок из 54 построенных в СССР. За заслуги в деле разгрома нацизма М.И. Лернер был награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Не обошли Михаила Исааковича и сталинские репрессии. В конце 30-х годов, после одного из рацпредложений молодого инженера, последовали резкая
газетная публикация об «антигосударственной деятельности инженера Лернера» и снятие его с должности начальника судомонтажного цеха. От ареста и ГУЛАГа Лернера спасли перемены в руководстве НКВД. В 1952 г., в период «борьбы с космополитизмом», он был уволен с завода «Красное Сормово», но после смерти Сталина - восстановлен.
Знания и опыт М.И. Лернера нашли воплощение в строительстве атомных субмарин, за участие в создании которых он награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями.
Практическая работа на заводе тесно сочеталась у Михаила Исааковича с преподавательской деятельностью на факультете кораблестроения в Горьковском политехническом институте, особенно в 60-е гг, когда он перешел в вуз на постоянную работу. Многие его ученики и ныне занимают ведущие посты на заводе «Красное Сормово». Все, кто с ним работал, кто получил от него знания, помнят его богатую эрудицию, неуемную энергию и трудолюбие, способность организовать производство, умение принимать неординарные решения. Михаил Лернер - автор трех книг по судостроению.
Талантливый ученый и замечательный человек, Михаил Исаакович Лернер, писал книги и статьи по истории флота, о событиях ХХ века, непосредственным участником которых был он
сам.
В 1990 г М.И.Лернер репатриировался с семьей в Израиль. Он до последних дней продолжал поддерживать связь с заводом, которому отдал всю жизнь, и с Союзом ветеранов-подводников. Об этом, в частности, говорится в юбилейных статьях, посвященных 95-летию Михаила Исааковича, опубликованных в Израиле и России. Теплую статью посвятила ему газета
объединения «Красный Сормович». В некрологе, подписанном Объединенным Советом ветеранов-подводников Музея подводных сил России им.Маринеско (еженедельная «Морская газета» Ленинградской Военно-Морской базы и высших военно-морских учебных заведений от 18 ноября 2004 г) говорится:
«даже проживая за рубежом, он не терял связи с Россией, с ее подводным флотом, оказывая неоценимую помощь ему в решении обширного круга разнообразных вопросов, внимательно относясь к вопросам и нуждам современных российских подводников. Человек компетентный, обязательный и отзывчивый, он до последних своих дней чувствовал себя в нашем строю».
Нельзя не отметить Михаила Исааковича как летописца славного боевого прошлого еврейского народа. В Москве, в Научно-Просветительском Центре «Холокост», сегодня хранится рукопись его книги о евреях в советском подводном флоте, офицерах - подводниках, сражавшихся в составе многих экипажей, не говоря уже о командирах, удостоенных высокого звания Героя
Советского Союза. Среди них - Израиль Фисанович, Вульф Коновалов, Самуил Богорад. Ценные материалы предоставлены им и по истории Холокоста в местечке Печора Винницкой области, где от рук нацистов погибло немало его родных. Все эти материалы находят достойное применение в работе НПЦ «Холокост» Мы верим, что светлая память о Михаиле Исааковиче Лернере сохранится в сердцах всех, кто его знал, будь то родные и близкие, товарищи по работе - сормовичи, ветераны-подводники, сотрудники НПЦ и Фонда «Холокост», работавшие с присланными им материалами и документами. Память - жива...

Президент Фонда "Холокост"                                                                     Алла Гербер
Сопредседатель Научно-Просветительского Центра «Холокост»         Илья Альтман
Региональный представитель НПЦ и Фонда «Холокост» в Израиле      Григорий Рейхман

Приложение 4.
Красный Сормович / 2004 год / № 67 /

Лернер Михаил ИсааковичАдминистрация ОАО «Завод «Красное Сормово» с прискорбием извещает, что на 97-м году ушел из жизни Михаил Исаакович Лернер. Почти 40 лет проработал он на нашем предприятии, прошел путь от сверловщика до заместителя главного инженера.
Главным делом своей жизни он считал подводное судостроение, которому отдал более 70 лет. Он принимал активное участие в строительстве первой подводной лодки, был ответственным сдатчиком второй сормовской «щуки», а в послевоенный период его знания и опыт нашли применение в воплощении проектов атомных субмарин. Награжден орденом Ленина.
Многие годы М.И.Лернер сочетал работу на заводе с преподавательской деятельностью на факультете кораблестроения в политехническом институте. Многие его ученики и ныне занимают ведущие посты на заводе.
В силу семейных обстоятельств последние годы он жил за пределами России, но душой и сердцем оставался в Сормове.
Несмотря на преклонный возраст, Михаил Исаакович до последних дней работал над историей строительства подводных лодок на нашем заводе, его очерки и воспоминания публиковались в газете «Красный сормович», в российских журналах и сборниках по судостроению.
Светлая память о Михаиле Исааковиче Лернере сохранится в сердцах многих сормовичей.
Previous post Next post
Up