Что такое хорошая фотография?

Jan 26, 2017 19:29




Я прямо чувствую, какую волну дискуссий и, прямо скажем, баталий может вызвать такой вопрос. Поэтому не хочу отстаивать никакие свои и чужие мнения, а предлагаю, как водится, порассуждать на эту тему. Ведь то, что в нас вызывает реакцию типа «нравится - не нравится» на чем-то должно быть основано. На чём? На нашем восприятии. А вот как устроено наше восприятие - это большой вопрос, котрому посвящены и научные труды, и философские трактаты, и всё изобразительное искусство.

Попробуем немножко «копнуть» эту тему. И первое, к чему мы можем обратиться, это к аппарату восприятия человека. И поскольку основная наша тема - фотография, то нас будет больше всего интересовать вопрос о том, что мы будем воспринимать как гармоничное изображение.
Так что мы уже наметили себе путь: первое - физиология восприятия человека и второе -понятие гармонии, насчет которой у природы для нас есть много подсказок.

Про восприятие человека
С одной стороны, всё просто: глаз видит, мозг анализирует и трактует. А с другой стороны, что видит глаз? Вернее, что он видит в первую очередь? Цвет? Форму? Контраст? Объект? И что из этого и каким образом переваривает мозг? Это очень обширный вопрос, но частично мы можем себе на него ответить.
Мы не будем заостряться на том, что человек в природе - хищник, что объясняет определенную оценку пространства вокруг себя и стратегию поведения (поиск жертвы) и соответствующие реакции на движение (скорее атаки, а не бегства). Это важные базовые инстинктивные вещи, заложенные в человеке, про которые вы можете поразмышлять самостоятельно и найти много интересных закономерностей, особенно если еще понаблюдать ну хотя бы за домашними животными.
Визуальное восприятие дает человеку около 80 % всей информации. Что в этом плане доступно человеку и зачем? Оценка расстояний и объектов. Физиологически это очень важная информация, поскольку определяет безопасность и возможности охоты. Цветовая информация - это оценка состояния природы и атмосферы, определение времени дня или года, погоды, зрелости плодов, чистоты воды и проч., и проч. Сюда же относятся и контрасты (цветовые и световые), которые могут быть определяющими или вспомогательными (например, зеленое или красное яблоко на фоне зеленой листвы или оценка объема какого-то объекта по свето-теневому контрасту). Вообще человек видит еще и огромное количество всяких мелочей (это касается и форм, и фактур, и цветов). Пока просто берем это на заметку.
Для иллюстрации приведу еще один пример: многие ядовитые животные имеют в своей окраске очень яркие цвета и не просто так человеку дано это видеть.
Можно отдельно сказать и о том, что визуальная оценка часто сопровождает тактильную или обонятельную: это оценка состояния поверхностей любых объектов и, например, здоровья животного или неиспорченности фрукта или ягоды, скажем.

Про гармонию
Гармония - это уже философская категория, но тем не менее выросла она всё из тех же природных основ, на которые наложились многотысячелетние наблюдения.
Человечество, будучи склонным к творчеству в самом широком смысле этого слова, прошло большой путь в направлении «надстройки» аппарата восприятия, а именно в сторону рукотворного создания гармонии.

В природе есть многое, что просто обращает на себя внимание: симметрия и равновесие, например. Симметрия очевидна. Равновесие - это более широкая категория, это касается взаимодействия разных видов животных и растений, воздействия природных явлений, смен времен года - одним словом, поразительному балансу между очень и очень разными силами, поразительному настолько, что создание мира практически во всех мифологиях имеет божественное начало. И этот природный баланс проявляется во всем, и в нем есть всё, что надо для жизни и нет ничего лишнего, хотя «участниками» этого баланса могут быть настолько разные существа, стихии или явления природы, что мы самостоятельно можем прийти к закону единства и борьбы противоположностей. А еще это можно назвать целостностью и неделимостью.
А теперь прочитаем определение гармонии:
Гармония (в философии) - согласование разнородных и даже противоположных элементов, в эстетике - слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.

Вот так и происходит рождение философии и искусства...

А вот теперь мы уже можем «перевести» всё вышеизложенное на язык изобразительного искусства, к которому и относится наш предмет обсуждения - фотография.
Давайте соберем пока в общую кучу всё, на что мы обратили внимание:
- равновесие и баланс,
- объекты и формы,
- пространство, перспектива,
- свет и контрасты,
- подобия,
- цвет,
- нюансы,
- фактуры.

И что любопытно: этот пока еще сырой список даст нам всю основу теории композиции и спектр изобразительных приемов в фотографии. А всё потому, что мы задумались над понятием гармонии и обратились за ответами к природе.

Так что в первом приближении мы уже можем сказать, что хороший кадр - это гармоничный кадр. Или немного подробнее: это сбалансированный по форме и по цвету кадр, в котором, как говорится, «ни убавить, ни прибавить», в нем есть всё, что должно быть для целостного восприятия и нет ничего лишнего, отвлекающего от этой целостности.

Многим, наверное, может показаться, что это не ответ на вопрос о том, что считать хорошей фотографией. Могу сказать больше: ответа более конкретного на этот вопрос и не существует. А вот когда мы начнем разбираться с каждым пунктом нашего сырого еще списка, перед нами постепенно будут открываться новые возможности понимания, осознания и трактовки. Скажу даже и еще больше: не это знание сделает ваши фотографии «хорошими», а новое вИдение мира, куда эти знания могут открыть путь, и возможность передачи этого вИдения понятным для зрителя способом.

Успехов! И до следующих встреч!

Фотография

Previous post Next post
Up