Съемка в горах

Dec 03, 2016 03:45

В обсуждениии предыдущего поста прозвучал интересный вопрос про съемку в горах. Не просто в горах, а высоко в горах, где нет практически ничего, кроме снега (в лучшем случае камней).
Как почти для любой съемки, речь пойдет про планы, перспективу, ракурсы и свет.





ПЛАНЫ и ПЕРСПЕКТИВА

Вопрос интересный, потому что в основном съемка пейзажа приветствует (или по крайней мере часто подразумевает) передний план. И часто именно передний план “делает” кадр.
Не все приведенные здесь примеры - это съемка именно высоко в горах, но по сути своей должно быть понятно, что имеется в виду.

По этим двум примерам давайте подумаем, что нам дает передний план? Да, он нам дарит пространство между тем, что находится рядом с нами и задним планом. Часто в пейзажной съемке главное - пространство.
Мы уже обсуждали про передачу трехмерного пространства на плоскости, просто съемка в горах требовательнее к этому.


Вот еще пример (это фотографии не мои, а Валерия Манинова, альпиниста)


На фото слева передний план есть, но он не совсем «передний», а еще загораживает перспективу, поэтому нет такого ощущения пространства, как на правой фото.

Если немного развить эту тему, то получится, что дело не только в переднем плане, а в планах вообще: это может быть только передний и задний планы, из может быть три, четыре, пять или вовсе много. И вот эта самая разноплановость и дает нам пространство.
Давайте поговорим про вот эти фотографии. Просто порассуждаем.
Одна ремарка: не ищите простого ответа типа «правильно» / «не правильно». Ваша фотография - это ваше решение, что и как снимать. Мы же с вами стремимся к тому, чтобы ваша идея была представлена грамотно и отражала ее максимально хорошо. Именно для этого и нужно анализировать и проговаривать себе какие-то вещи.
Ну так вернемся к обсуждению про многоплановость.

Вот еще несколько примеров:


На первой фото планы есть, но то, что можно назвать передним планом, находится далековато, плюс еще синяя дымка перспективы - и мы получаем не очень объемный кадр, скорее этакий рисунок линий гор.
На второй фотографии гораздо более выраженный передний план, что дает приличную перспективу, поскольку передняя часть изображения находится буквально под ногами, так что он и выглядит «повеселее».
На третьем кадре передний план - это куст, так что перспектива усиливается еще и контрастом большого куста и маленьких гор.


В этом примере горы-то одни и те же, много планов, тоновая перспектива по сути одинаковая. Только на правой фото есть деревья, они нам и перспективу лучше рисуют, а еще масштаб задают.



Высоко в горах вопрос масштаба очень актуален. Там можно использовать для масштаба народ, например. Первые две фотографии - это одно и то же место, слева масштаб мало понятен, справа из-за палаток и человека очевиден, да и перспектива глубокая.

РАКУРС

В горах сложно показать наклон. Это и понятно: снимая сверху вниз, мы на фото видим просто плоскость, снизу вверх - тоже. Какие тут варианты? Вариант первый: снимать сбоку, но это далеко не всегда возможно. Значит надо показать наклон каким-то другим способом. И опять нам в помощь перспектива и подобия.




Вот пример. Фотография никаким образом не показывает нам крутизну склона, об этом нам приходится догадываться по косвенным признакам. Это ракурс на городок сверху, то есть снято с приличной высоты. Городок далеко, потому что на переднем плане человек показан крупно. Есть второй человек (поменьше и за пригорком), так что мы знаем, что есть уклон.


И еще про ракурс. Человек воспринимает окружающее с высоты своего роста. Как только мы даже немного меняем точку съемки, кадр становится необычным. Вот простой пример. Первый кадр снят стоя, второй - немного присев.
Если не получается залезть куда-то немного повыше, то можно присесть или прилечь :)

Во всей этой теме есть вот такой еще момент, который касается композиции кадра. Ни для кого не секрет, что композиция может быть статичная (например, центральная симметрия), может быть динамичная (движение). Поскольку фотография - это фиксация момента, то статична она по определению, мы не видим на ней движущихся объектов. Значит, мы должны показать каким-то способом, что движение есть. Возьмем простой пример. Проще всего показать, как работает композиционное решение на машине, поскольку сам объект - машина - не содержит в себе никаких указаний, стоит он или едет. В отличие от человека, например. По тому, в какой позе находится человек, мы уже можем сообразить, стоит он или идет.




Первый рисуночек. Машина в середине кадра, дорога горизонтальна. Кадр совершенно статичен. По самому кадру мы не можем понять, едет машина или стоит.
Вторая картинка. Поворотом камеры мы задаем наклонную плоскость. И уже сам кадр содержит в себе движение, хотя про машину по-прежнему мы ничего не знаем, но она уже скорей движется для зрителя, чем стоит.
Третий рисунок. Поворот камеры задает движение, ракурс дает перспективу, сама машина сдвинута немного влево в кадре, чтобы перед ней оставалось пространство для движения. Вот такой кадр гораздо более информативен, чем первый. То же самое касается и съемки в горах.

Вообще-то вопросы композиции - это огромный пласт, который затрагивает много отдельных тем, поговорим про это отдельно.




Вот прекрасный кадр в горах: наклон виден (съемка сбоку), даже не просто наклон, а его масштаб (потому что люди справа сверху больше, чем человек слева снизу), видна перспектива.

СВЕТ

Свет столь же важен, как и всё остальное, а то и больше. Правильное освещение делает плоские предметы объемными, дает хорошие контрасты цвета, света и тени. На эту тему ничего нового я, наверное, не скажу, уж во всяком случае в съемке пейзажа. Конечно, лучше утренний или вечерний свет.


Эти два кадра изображают одну и ту же скалу, а какое разное впечатление! В первом случае скала - фон для переднего плана, во втором случае кадр вообще гораздо «богаче»: скала уже не фон, а часть перспективы, которая начинается контрастным и ярким передним планом.

Еще и еще повторюсь: никакой из этих кадров не «лучше» и не «хуже». Да и вообще фотограф должен уметь из любого предложенного ему природой сюжета сделать хорошую фотографию. Она может быть не столь рекламна и ярка, как сейчас модно, но она будет содержать какую-то свою тонкую эмоцию, а законы композиции и приемы просто должны помочь фотографу донести свою мысль.

Успехов!

фотография

Previous post Next post
Up