ФЭД, Джотто и китайские ландшафты

Jan 08, 2012 01:02


В 1934 г. в трудовой коммуне ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского (см. А.С. Макаренко «Педагогическая поэма») в пригороде Харькова стали собирать фотоаппараты «ФЭД», бывшие копией аппарата «Leica II».
ФЭД - означает Ф. Э. Дзержинский.



В том же 1934 г., но уже в Японии, стали собирать фотоаппараты «Kwanon», также бывшие подобием аппарата «Leica II».
Kwanon - это имя буддийской богини милосердия.


.
.


Вскоре эта фирма несколько изменила название, на более знакомое:



Что же касается буддийской богини Каннон (она же Гуаньинь), то тут такая история.
В Японии в начале 17 века в районе г. Симабара большинство крестьян исповедовало христианство - в результате деятельности иезуитских миссий.
Но с конца 16 в. власти их стали преследовать и произошло восстание, которое в конце концов было подавлено, 37 тыс. повстанцев обезглавили, въезд иностранцев в страну был запрещён, отношения с Португалией и Голландией были прерваны. Японцам запретили покидать страну под страхом смерти, а тем, кто находился за границей - возвращаться. Одним словом, Япония стала абсолютно закрытой страной. Политика самоизоляции от внешнего мира (сакоку 鎖国, «страна на замке») действовала в течение двух столетий по1853 год.
Но ещё остававшиеся общины тайных христиан маскировались под буддийские секты и, молясь богине милосердия Каннон, на самом деле отождествляли её Девой Марией.

И даже были статуи, которые сейчас называют Мария Каннон, с таким вот или подобным крестом:
(почти все картинки можно щелчком увеличить)




Да и вообще, независимо от этих событий, милосердная Гуаньинь, спасающая людей от страданий, подательница детей, помогающая в родах, нередко изображалась с ребенком, совершенно напоминая Деву Марию:




Хотя, Гуаньинь является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, который не имеет пола и может проявить себя повсюду и в любой форме: установлено, что до периода империи Сун (960-1279 гг.) божество имело мужское обличие, потом появились признаки обоих полов, а женский вид установился в период империи Юань (1206-1368 г.) и стал традиционным с 15 в. (империя Мин).

Вопрос о том, повлияла ли деятельность в Китае никонианцев в 7-9 веках и францисканцев в 14 веке на формирование облика Гуаньинь остаётся дискуссионным.

Но, вот, для примера:
слева - Гуаньинь. Художник Тан Инь (1470-1524).
справа - «Salus Populi Romani» («Спасение римского народа») - икона Богородицы VI века, хранящаяся в римской базилике Санта-Мария-Маджоре.


.

А вот несторианская стела, установленная в 781 г. в столице Империи Тан Чанъане (ныне Сиань):
слева - общий вид, справа - верхняя часть.


.


(перевод текста стелы на англ.)

Установление Pax Mongolica в 13-14 веках благоприятствовало устойчивым связям и обмену между Западом и Востоком.
Братья францисканцы открывали монастыри в Китае, по транспортной артерии Шелкового Пути двигались во взаимных направлениях товары, идеи, знания и умения.

Но вот у генуэзского купца Доменико де Вилиони в Китае случается беда -в июне 1342 г. умирает его дочь Катарина, он её хоронит в г. Янчжоу и устанавливает такой могильный камень с соответствующей надписью на латыни и изображениями мученичества Св. Екатерины Александрийской:




Ещё могильные камни из Цюаньчжоу - китайские, но с христианскими крестами: Лю Игон (1324 г.), Ян Вэншэ (1314 г.), Чжу Янькэ (1311 г.) Е Ши (начало 14 в.)


.
.
.

А надписи на них сделаны монгольским квадратным письмом, которое создал тибетский Пагба-лама для Хубилай-хана, правителя монгольской династии Юань (1271-1386 г.) в Китае, как единое письмо для языков всех народов, подчинявшихся этой династии:
(верхний ряд - транскрипция, второй - стандартный шрифт, третий - печатное письмо, нижний - «тибетские» формы)




Есть и в Юникоде от U+A840 до U+A87F:
ꡂ ꡁ ꡀ ꡃ ꡊ ꡉ ꡈ ꡋ ꡆ ꡅ ꡄ ꡇ ꡎ ꡍ ꡌ ꡏ ꡤ ꡰ ꡤ ꡓ ꡒ ꡑ ꡐ ꡛ ꡕ ꡆ ꡅ ꡄ ꡮ ꡚ ꡜ ꡣ ꡯ ꡖ ꡗ ꡝ ꡭ ꡙ ꡔ

Так, ну теперь пора наконец вспомнить и Джотто, обещанного в заглавии поста.

Джотто ди Бондоне. Деталь фрески Рождество Христа в капелле дель Арена в Падуе. 1304-06 гг.



Да-да, вот эти самые золотом вышитые надписи.

(Я уже как-то писал об азиатских коврах в живописи возрождения, о Св. Иосафе и Бодхисатве ( 1, 2, 3), и, наконец, о «татарских» шелковых тканях насидж, производившихся в империи Юань, и впервые появившихся на фресках Джотто в 1300 г.)

Так вот, теперь ещё и монгольское квадратное письмо, ну, или по меньшей мере - его имитация.

Вот ещё по кромке одежды:
Джотто ди Бондоне. Деталь фрески Воскресение Христа (Не прикасайся ко Мне) в капелле дель Арена в Падуе. 1304-06 гг.



Мало того, есть основания полагать, что переход от плоской византийской живописи к проторенесансу (с дальними планами, деталями и ландшафтами) произошел под влиянием рисунков в китайских свитках, которые стали поступать в Италию (вместе с шелками, пряностями, списками буддийских сутр, писанных золотом по лазурному фону, и пр.) в конце 13 века.

Слева - Янь Цыюй. Постоялый двор в горах (деталь). 1160-1180 гг.
Справа - Джотто. Легенда о Св. Франциске. Чудо с источником. 1297-1300 гг.


.


Слева - Чжао Мэнфу (1254-1322). Лошадь с конюхом на ветру.
Справа - Джотто. Франциск отдает свой плащ некогда богатому, а теперь бедному воину. 1297-1299 гг.


.


И просто стоит взглянуть на эту чудную панораму:
Ся Гуй (ок. 1180-1230) Чистые и далёкие горы и реки. Тушь, бумага. Свиток 46,5 × 889,1 см
(по щелчку полный вид 3,84 Мб)




И прочие детали:
Слева -Джованни Беллини. Пиршество богов (деталь). 1514 г.
Справа - Китайская чаша. 1426/1435 г.


.


Джотто. Распятие. (надпись на шлеме). Около 1330 г.




Ну и так далее и тому подобное :)


.

будда, живопись, япония, детали, джотто, франциск ассизский, время, история, ренесанс

Previous post Next post
Up