Серия о кроликах (
0,
1,
2,
3,
4,
5,
6)
Да, вот ещё персонаж, о котором я пока ничего не сказал:
В описаниях этой картины его именуют Эросом, Амуром или Купидоном. На самом деле - это Антерос, братишка Эроса - бог ненависти, порождаемой любовью, а иногда - неразделенной любви. Отличается от брата ещё тем, что крылья у него - бабочкины, стрелы - свинцовые, волосы - иногда длинные.
Кстати, заодно уж, в Лондоне на площади Пикадилли стоит статуя совсем не Эроса, а Антероса (причем, впервые из алюминия), символизируя там, как ни странно, по утверждению её автора Альфреда Гильберта: «сознательную и зрелую любовь, в отличие от Эроса или Купидона, легкомысленных тиранов» (моделью для скульптуры послужил студийный помощник Гилберта: 16-летний итальянец Анджело Коларосси, род. 1875 г).
Впрочем, статуя известна также как «Ангел христианской благотворительности» и поставлена на мемориальном фонтане в 1892-93 гг. в честь филантропа лорда Шафтсбури.
Именно из-за родственных связей Антерос - это ещё и околоземный астероид
группы амуров.
А видимо из-за крыльев - существует и
род бабочек Anteros (состоит из 20 с лишним видов), входящий в семейство риодининовых, относящихся к надсемейству булавоусых, куда входит и
знаменитое, благодаря Набокову , семейство голубянок.
Для примера: Anteros allectus ♀ PANAMA: COLON: Pina, 24-I-73 FSCA:
.
Но оставим, наконец, бабочек, астероиды и Пиккадили.
А вот духовая трубка, из которой стреляет Антерос, она ведь направлена прямо в гениталии Вулкана.
Более того, если продлить линию трубки в противоположную сторону, то она упрётся в соответствующее место Венеры (между прочим, законной супруги Вулкана, но, понимаете, в обнимку с Марсом, почему, собственно, Вулкан так кипятится в своей кузнице).
То ли сам Мантенья, то ли ещё какой-то шутник, ведь действительно продлил на оригинале картины эту линию трубки до причинного места Вулкана:
А между ног Вулкана ещё такая позорная струйка брызжет, хотя и струится со свода пещеры. И сучок над его головой на этом своде тоже вполне оригинальной формы. Но на сучке другого дерева, как видим, уже висят тонкие и крепкие сети, которыми вскоре накроет Вулкан увлекшуюся парочку, на потеху всем богам Олимпа.
Дальше есть совсем уж невозможное предположение. Но, тем не менее.
Так, ещё раз, внимательно - взгляд на голову Вулкана.
А теперь: на портрет Франческо Гонзага - мужа Изабеллы д’Эсте (которая и заказала эту картину) - изображенного тем же Мантенья на картине «Мадонна Победы»:
Странные всё-таки бывают сближения!
Но, уж в любом случае, этот Франческо ну никак не похож на того Марса, что обнимает Венеру.
Теперь, надеюсь, понятно, почему приятель Андреа Мантенья - Батиста Фиера (см.
Кролики-1) всё время упорно твердит Изабелле д’Эсте:
Венеры красивые формы для тебя Апеллес наш рисует,
Но нарисован был им облик лишь твой, Изабелла…
…О! Изабелла, поэт виноват, назвав тебя тоже Венерой…
И всё время в этой поэме выкручивается, что, мол, он не разглядел на картине Вулкана, и только аллегорически сравнил Изабеллу с Венерой, никак не имея в виду, и так далее. И даже через 17 лет всё ещё подправлял свои стихи для полной ясности.
Есть ещё одна «красная» линия.
(Как в анекдоте: - Доктор, где вы берёте все эти картинки ?)
Та муза, с которой переглядывается Меркурий, оказывается, смотрит с легкой улыбкой совсем не на него, а на определенный эротический жест, сложенный шаловливыми пальчиками её подруг:
Линия, соединяющая этот жест и указательный палец левой руки одной из этих муз, устремляется , ясное дело, снова в причинное место, но уже теперь не Вулкана или там Венеры, а Марса.
Да, бывает такое на картинах. Вот, например:
Мастер взятия Таренто «Триумф Венеры с поклоняющимися ей Ахиллом, Тристаном, Ланселотом, Самсоном, Парисом и Троилом», середина XV в., дерево, диаметр 51 см.
Что касается двух гроздей винограда, черного и белого, висящих у входа в кузницу Вулкана, то тоже были всякие игривые предположения, что, мол, слово “grappolo” имеет, кроме значения «гроздь, кисть», второй смысл. Особенно в сочетании с множеством лимончиков, растущих за плодовитым Марсом, и единственным лимоном рядом с Венерой.
Но пора опомниться, остановиться и просто вспомнить, что у Плиния старшего в «Естественной истории» в книге XIV, посвященной ботанике и садоводству,
сказано (44-48) :
«Аминиев виноград, более крупный и плотный, надежно хранить, подвесив, например, в кузнице кузнеца, для изготовления изюма».