Сейчас читаю «Госсмех» Евгения Добренко. Чувствую, что это надолго. Я там с конспектированием, вдумчиво. Так что выложу пока прочитанное за последние месяцы, без учета Гамлета, муми-тролля и прочего по десятому кругу с учениками.
Начну с недочитанного:
«Сокровище господина Исаковица» Данни Ваттин
Дедушка, папа и сын лет 11-ти отправляются в Польшу найти клад, закопанный их родственником во время второй мировой. Очень много про адаптиацию евреев в Нидерландах. Абсолютно неинтересно написано. Плюс дедеушка и папа постоянно ссорятся, как-то так однообразно показано их недопонимание.
«Лопе де Вега» Сюзанн Варга
Взяли с ученикми «Собаку на сене», решила углубить знания об эпохе и авторе. Не углубила. Не дочитала. Вообще, заметила, что биографии серии ЖЗЛ я очень редко дочитываю. Думаю, что одна из причин - слишком долгое повествование. Дочитать до конца удалось только книгу про Аркадия Аверченко. Она как раз лаконична.
«Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение» Алексей Юрчак
Автор рассматривает следующий феномен: как советский союз одновременно казался всем таким вечным, сильным, но, когда он развалилися, все это восприняли как само собой разумеющееся.
Не смогла много осилить. Для меня очень абстрактино - «Гегемония формы», «Идеологическая поэтика», «Вненаходимость как образ жизни». Это названия глав и разделов, но там и сам текст такой, не смогла пробиться.
«Неизбежное зло» Абир Мукерджи
Это вторая книга про капитана Уиндема и сержанта Банерджи, его помощника-индуса. Действие также происходит в Индии в 20-ые годы прошлого века. В этот раз убивают принца одного из богатейших королевств Индии. Капитан Уиндем и сержант едут расследовать преступление в это королевство. Высшее начальство, как и в прошлый раз, пытается вставлять палки в колеса.
Вроде все неплохо, но как-то так затянуто. Вторая часть хуже первой.
«Бот» Максим Кидрук
Книга украинского автора. Если б кто подробно описал вначале, то читать бы не стала. Вообще не мое, на первый взгляд, а так начала, втянулась, зашло. Итак, научная фанатастика пополам с ужасами. Украинский программист несколько лет назад написал код для неизвестного заказчика. Теперь нужно полететь к этому заказчику в Южную Америку и что-то там непонятное отладить в коде.
Динамично, отличный язык, жестокость и некоторые неприличные сцены сексуального характера не раздражают, научных справок столько, сколько нужно.
“Очень-очень особенный детектив» Ромен Пуэртолас
По-моему, можно уже создавать поджанр детектива, в котором главными сыщиками выступают люди с разными ментальными особенностями. В этой книге главгерой Гаспар имеет синдром Дауна. Он работает на двух работах, имеет счастливую семью, но неожиданно ему приходится стать детективом. Произведение небольшое, я бы отнесла к повести. Неожиданный финал. Изложение вроде очень фантастическое. Но трогательное, щемящее. Если б я ставила оценку, то выставляла бы наивысший балл, как для детектива.
“Кот, который любил книги» Сосукэ Нацукава
Увидела рекламу книги на польском, понравилась обложка. Скачала на русском. Там тоже симпатичная обложка. Возможно, книга так и висела бы неопределенное время в читалке, но тут младшая (ей 7 лет - это важно) запросила что-нибудь про кота. И мы начали читать.
У Ринтаро, подростка лет 15-ти, умирает дедушка. Родителей давно нет в живых. Поэтому Ринтаро должна забрать к себе тетя. Но пока Ринтаро еще у себя дома, а точнее в букинистическом магизинчике, которым владел дед. Ринатро неуверенный в себе, без друзей, очень любит и понимает книги. И тут с ним происходит чудо. Из ниоткуда появляется кот, который ведет Ринтаро по лабиринтам спасать книги от людей, которые книги не понимают.
Мой корявенький пересказ мне кажется интереснее, чем сама книга. Герой просто ходит по лабиринтам и философствует на книжные темы, экшена вообще нет никакого.
Вот есть такие книги, где автор пишет: «пейзаж, в котором царила возвышенная разруха декаданса», а ты этого не чувствуешь. Или про кота - герой постоянно говорит, что тот ядовит на язык, но этого нигде не было заметно, ядовитости этой. Вообще, диалоги ужасны - неинтересные, малоинформативные, неживые, длинные, банальные. Ринтаро мастерски перевоспитывает людей, которые плохо обращались с книгами. Но слово «мастерски» следуюет взять в кавычки, потому что это долгие монологи с кучей штампов. Возможно, проблема перевода, не знаю.
И оказалось, что книга для неопределенного возраста. Вроде не для маленьких детей, я думаю, планировалась. Но, по факту, именно семилетке такое очень простое изложение и подошло.
„Фортуна на стороне мертвеца” Стивен Спотсвуд
Еще одна неудачная книга последнего времени.
Это первая книга их серии про женщин-детективов Лилиан Пентекост и ее помощницу Уилл Паркер. Книга начинается со знакомства будущих коллег. Дальше - они расследуют убийство богатой вдовы во время празднования Хелоуна.
Вначале вроде как понравилось. Потом напрягать стал косплей с “Ниро Вульфа” Рекса Стаута. Напоследок добил сплошной лгбт.
Про косплей подробнее. Несмотря на то, что сам автор отрицает связь с Ниро Вульфом, она точно присутствует. То же время - середина 20 века. Большой особняк частного детектива. Та же атмосфера - богатые клиенты, джах, танцы. Сыщица часто не выходит из дома, а всюду мотается ее помощница. Помощница, также как и Арчи засматривается на красивых клиенток. У них работает хороший повар, послабее Фрица Бреннера, но тем не менее. Есть друг-враг из полиции. Даже фрахочки есть похожие. Возвращаясь с вылазки по добыче инфомрации, помощница спрашивает у начальницы: «Хотите услышать полный отчет или только главное?»
Отличия в том, что все построено на женском вопросе, кругом женщины. Сыщицы - женщины, повар - женщина. По субботам двери дома Лилиан Пентикост открыты для всех женщин, которые нуждаются в околоюридических консультациях в свяхи с насилием в семье, проблемами на работе и пр. А Уилл даже обучает женщин самообороне. Вообще, мне показалось, что автор точно хотел пнуть Ниро и Арчи в их эгоизме. Мол, смотрите на Лили и Уилл, вот как вам можно было себя вести.
Есть продолжение, но читать не буду: книга - сплошные недостатки. 1) все преступленияя совершены исключительно из-за того, что героям не разрешили быть самими собою. 2) зло не было наказано, 3) было много сюжетных линий, но мало какие их них получили развязку, вопросов еще осталось много, 4) несмотря на сцены насилия, книга вся такая вегетарианско-гуманная, 5) автор чересчур морализаторствует, по-моему, замахнулся поменть мировоззрение читателя.
“Оскар и розовая дама” Эрик-Эммануель Шмитт
У нас учат в шестом классе. Раньше книгу не читала. Было у меня предубеждение в отношении нее. После чтения предубеждение осталось.
Пересказывать не буду. Описывать свои впечатления - тоже. Обсуждение на уроках (аж на трех) прошло активное, детей книга зацепила. А я подкинула в связи с ней вопросы жизни, смерти, смеха.