отчет январь - часть февраля

Feb 18, 2023 15:30

«Хороший немец» Джозеф Кэнон (книга вышла в 2001)
Лето 45-го, Берлин. Город уже поделен на оккупационные зоны. В книге три линии: мелодрама - Джейк Гейсмар, американский жерналист, приезжает в Берлин, чтобы найти свою любимую женщину, с которой он расстался 4 года назад. Детектив - расследование убийства американского сержанта Тилли. Военная - расследование преступлений нацистов, последствия войны, поиск виновных, триумф союзников. В сегодняшних реалиях - интереснее всего последняя линия. Не знаю, что там автор изучал, на каких исторических документах основывался, но рассуждения о войне очень похожи на наши сегодняшние, фейсбучные. Ответа на вопрос «как это произошло?», правда, так и нет, вероятно его и в природе нет.
Ну и одна их главных проблем сформулировано идеально:
„… Никто же не планировал заниматься управлением страной. - Он заметил, что Джейк вздернул брови. - Не таким образом. Обучили нескольких людей где-то в Вирджинии - помочь немцам в переходный период, - сказал он, растягивая это слово. - Переходный период. Не знаю, чего они ожидали. Последней войны, наверное. Подписать мирный договор, передать страну хорошим парням и уехать домой. Но на сей раз не вышло. Передавать оказалось некому. Двенадцать лет. Даже почтальоны были нацистами. А страна - сами видели, пошла псу под хвост. Никто не ожидал, что они будут биться до конца. Зачем? Никто не думал, что вся страна дойдет до самоубийства”.
Не знаю, кстати, почему россияне так возмутились как показана советская армия. Там ни одна сторона положительно не выведена (ну кроме французов, они в книге вообще отсутствуют).

Н. Громова «Узел. Поэты. Дружбы. Разрывы. Из литературного быта конца 20-х-30-х годов»
Это не первая книга Натальи Громовой, которую я прочла. О чем - подробно написано в заголовке. Мне кажется, эта книга более сумбурная, чем предыдущие. Прыжки между литераторами очень неожиданные, не всегда сразу очевидные. В голове приходится держать много писательских судеб, но, тем не менее, читается легко.
На что в этот раз обратила внимание (возможно, в свете войны): 20-ые годы, уже припекает, многим осталось немного - и вместе с тем, между литераторами идут какие-то детские разборки. Вспомнилось соврешенно взбесившее меня в свое время «На берегах Невы» Одоевцевой, где она такая с бантом восторгалась Гумилевым в холодном и голодном Питере. У нее рухнула жизнь, существовать дальше в таких обстоятельствах невозможно. А она девочкой-припевочкой порхает по темному городу. С трудом дочитала, помню. Вот тут то же самое. Письма Пастернака, например. Потом, правда, он исправился, стал бойцом. Но вначале! Наталья Громова назвала это «литературой капитулянства». Отличный термин, запомню, идеально подходит.
Вот сейчас то же самое в российском либеральном сегменте. Вроде они и за нас, даже про чей Крым правильно отвечают, но вот эти сопли. А Пастернака я все равно люблю, но это все элои. А еще есть морлоки. И все, больше никого. То есть нет никакой решительной созидательной силы, по ходу, нет и не было. Сука. А от Харькова до границы 30 км.
А в конце дневник Маргариты Алигер. 39-й(!!!) год. Девочке медальку дали и девочка в эйфории: «Еще я понимаю, что, если большинству писателей дали ордена как награду за сделанное ими, то нам, молодежи, эта награда дана в знак большого к нам доверия, уверенности в том, что мы это доверие оправдаем, сделаем настоящие вещи. Нам, молодежи, эта награда дана, потому что у прекрасных, больших, сильных и мудрых людей очень внимательные, очень заботливые глаза, и вот эти-то глаза сумели разглядеть в ворохе того, что мы сделали, крупицу настоящего, зернышко таланта, т. е. то, что поможет нам впредь создавать все лучшие и лучшие вещи, то, что в людях дорого ценится и нечасто встречается, что нужно беречь, чему нужно помогать.
Итак, вот, спасибо этим заботливым глазам. Еще я хочу сказать, что чувствую, какую большую и гордую ответственность возложила на нас всех эта награда.
Надо работать, вдохновенно и увлеченно работать. Надо писать такие вещи, чтобы им, тем, кто будет жить много лет спустя, стало понятно, какое суровое и справедливое было время, какая трудная и прекрасная была жизнь, как возникали в сердцах людей новые чудесные чувства».
Не видела? Не хотела видеть!

Полина Кулакова «Дівчина, яку ми вбили»
Очень слабый детектив украинского автора, читала исключительно из-за исследовательского интереса.

«Загадочное убийство в Эрфуте» Оллард Бибер
Вторая мировая закончилась. В лагере для военнопленных умирает молодй барон-офицер. У него с собой ценный фамильный медальон. Его надо передать на волю жене, но как? Барон идет на риск и отдает медальон с фотографией солдату-американцу, который сторожит военнопленных. Солдату удается выполнить просьбу аж через 40 лет. И всплывший медальон подталкивает серию убийств.
Вроде интересная завязка, но потом все свелось к каким-то нелогичным, нарочито глупым поступкам героев.

«Чисто шведские убийства. Отпуск в раю» Андерс де ла Мотт и Монс Нильссон
Комиссар Петер Винстон, возможно, болен, ему дают больничный, чтобы он отдохнул, пока не придут анализы обследований. Поэтому комиссар со спокойной душой едет в симпатичное местечко Эстерлен, где теперь живет его бывшая жена с дочерью и новым мужем. Разумеется, и там комиссару предстоит расследование. Убита (практически на глазах комиссара) Джесси Андерсон, знаменитый риелтор и телезвезда.
Совсем не мрачный скандинавский детектив, а светлый и теплый. Но что-то там с детективами не так, прям, как у нас. Две трети книги - отличные. Потом начинает подбешивать то, что очевиднейшего подозреваемого (и, в конце концов, убийцу) не берут в рассчет до последнего. А при разоблачении никаких абсолютно улик предъявлено ему не было. Он сам признался.

Стивен Коткин «Предотвращенный Армагеддон. Распад Советского Союза, 1970-2000»
Книга написана в начале 2000-х, когда еще этот треш на россии не был все очевиден (мне, например, не был). Не помню, откуда я про нее узнала (опять жалею, что не веду учет еще и этого). Описаны экономические, политические, внешнеполитические причины распада. И одна примечательная цитата:
«Ощутимое сожаление об утрате Союза и распаде социалистического лагеря не означало желания - по общему мнению тщетного - вернуть прошлое назад. Реальность была такова, что сохранить, а затем трансформировать Союз (без трех прибалтийских республик), не прибегая к серьезному кровопролитию, было бы просто невозможно. Но поскольку идея «великой России» тесно переплелась с коммунистической идеологией, крах последней создал зияющую пустоту. В 2000 году у национального гимна России все еще не было слов. Президент Путин пошел на то, чтобы вернуть советский гимн - с модифицированным текстом. Его музыка впервые прозвучала в 1943 году, вдохновляя людей на войну с нацистской Германией. Путин вернул также советское красное знамя - но лишь для российской армии и без серпа и молота. В 1945-м красный флаг был водружен над немецким Рейхстагом. Этот ключевой в истории России XX века эпизод, ставший во многих отношениях ее кульминационным пунктом, эмоционально остался тем немногим, что смогло пережить конец коммунистической эпохи».

«Под палящим солнцем” Джейн Харпер
Австралия, какая-то абсолютно адская местность - пустыня, люди практически не живут здесь, одна ферма занимает площадь Уэльса. Нравы грубые. Днем +50. Если ты застрял в пустыне, то у тебя при себе должен быть запас еды и питья, пока к тебе прибудут спасатели, которых ты вызвал по рации. Словом, странно, что там вообще кто-то живет. И вот посреди пустыни находят местного успешного фермера, умершего от обезвоживания. Все говорит о самоубийстве или нечастном случае.
Понравился язык, информация о таком диком уголке Австралии. Все остальное - настолько надоело, тяжелое детство, последствия этого во взрослой жизни. Дочитывала с трудом.

«Неизбежное зло» Абир Мукерджи
Это вторая книга про капитана Уиндема и сержанта Банерджи, его помощника-индуса. Первая мне очень понравилась. Действие второй книги также происходит в Индии в 20-ые годы прошлого века. В этот раз убивают принца одного из богатейших королевств Индии. Капитан Уиндем и сержант едут расследовать преступление в это королевство. Высшее начальство, как и в прошлый раз, пытается вставлять палки в колеса.
Вроде все неплохо, но как-то так затянуто.

читанка

Previous post Next post
Up