Наш ответ г-ну Штепе - [часть 6]

Mar 16, 2007 10:26


Блеск и нищета прожектёрства: красноречивая самореклама пустоты

VIII

После агитационно-пропагандистского надрыва г-на Штепы находит недоумение: чем же всё-таки наша “соглашательская” Церковь, “Церковь партийного большинства” - привлекает людей образованных, людей мыслящих, людей столь разных политических убеждений и мировоззренческих ориентаций. Ведь уж во всяком случае - никак не отрубившимся от реальности розовоочковым оптимизмом, не упрямым противостоянием очевидности реалий, как уверяет сам Вадим. Почему так маниакально боится и ненавидит Православие заклятый идеолог «окончательного решения русского вопроса» Збигнев Бжезинский - этот новоявленный Розенберг ! Разве стоило бы столько драгоценного внимания уделять пустенькому «карнавалу внешней обрядности» !  Или наш патологический ненавистник, «специалист по России», вдруг на старости лет расчувствовался, и теперь, надрываясь всем сердцем, отечески беспокоится, как бы проходимцы-лихоимцы не сбили нас, несмышлёнышей, со спасительного пути благоденствия и демократии ?!

Нет, не зря нас недолюбливают - у нас большой опыт торможения всеевропейского прогресса. Не просто количественно, но, прежде всего - качественно, Россия являлась полюсом консерватизма Европы ! “Лапотная отсталость” каждый раз оборачивалась спасительным кругом для европейской цивилизации, насилуемой очередным “прогрессивным явлением”, очередным «всадником-оседлателем Мирового Духа». Россия останавливала вырывавшееся из под контроля «буйство прогресса» - жертвуя собственной кровью, собственными прагматическими интересами, собственной репутацией. Любопытно, но если мерять мерками секулярной-прогрессорской бухгалтерии - то, разумеется, и «деспот-вольнодумец» Фридрих Великий, ученик Вольтера, в случае своей победы в Семилетней войне, мог всю Европу сделать «садом Просвещения», и Наполеон был куда прогрессивней сокрушившей его России (экспертное заключение Гегеля прилагается), и венгерские большевики 1848-го года двинули бы прогресс до новых горизонтов, дай им волю. Но не дали: всякий раз «восточная деспотия» - царская Россия - сносила под корень большие надежды светлоголовых комиссаров прогресса в пыльных шлемах, геометров «светлого будущего»: бедный Энгельс, доведённый, так сказать, до крайней степени полного отчаяния, выпалил: «У Европы только одна альтернатива: либо подчиниться игу славян, либо окончательно разрушить центр этой враждебной силы - Россию».

Как известно, изыскания «последнего немецкого философа, искавшего Бога со страстью и болью» завершились знаменитым истерическим воплем. Но ведь какой парадокс: Ницше с пеной у рта вопил: “Бог мёртв !” - а на дворе стоял тот самый век -  век Святителя Серафима Саровского, век Святого Филарета и Святого Иоанна Кронштадского, век Оптинских старцев, век загадочного странника Фёдора Кузьмича, век страстного homo viator - пламенного богоискателя Владимира Соловьева. Наши славянофилы только-только открывали для себя святоотеческое наследие, Константину Леонтьеву предстояло ещё обратиться в веру праотцев - не книжным, а бесценным живым жизненным опытом, приобретенным на Афоне и в Оптиной пустыни. Пропагандист сверх-человеческого Ницше ставил крест на человечности, безоглядно экстраполируя знакомую ему по опыту филистёрскую угашённость духа на весь мир - а на востоке только-только набирала ход русская религиозная философия, отрываясь от голых рассудочных схем кантианства и гегельянства. Как наглядно показали Владимир Соловьёв и Владимир Эрн, правильность ответов во многом зависит от постановки вопросов - догматически-рационалистский стиль непротиворечивых и законченных философских схем, становясь век от века непротиворечивее и законченнее, в конце концов был вынужден признать необходимость выхода за пределы объективности для целостного, а не отрывочно-дробного восприятия мира. Характерно, что и наши верующие рационалисты Бердяев и Франк, прошедшие искус красно-либерального марксизма, искус сладкоречивого буржуазного либерализма, - по обретении веры ничуть не утратили своих способностей к трезвому рациональному мышлению, скорее наоборот - их мышление многое приобрело !

Миновало несколько десятилетий - и захлёбываясь кровью, Россия стала совсем непонятной для стерильно-позитивно мыслящего Запада: «...практичная Англо-Америка находит в этом мученичестве мазохизм». Так же непонятна была и далёкая Мексика, где католические священники и миряне принимали мученическую смерть от рук «прогрессивной» либеральной диктатуры, где кристерос, “воины Христа” - стояли в вере вопреки логике тупого прагматизма. И в самые сумерки ночи гитлеровской диктатуры в Германии находились католики и протестанты (кардинал Клеменс фон Гален, Клаус фон Штауффенберг, пастор Дитрих Бонхёффер) ведшие свою войну с нацизмом - опять-таки, вопреки логике очевидного, вопреки картезианскому raison [здравому смыслу], вопреки «давлению реальности», давлению массой большинства - и сам Эйнштейн признался в уважении к христианству. И, как прежде, -  сейчас - миллионы православных, миллионы католиков, миллионы христиан других конфессий не подозревают о том, что христианство утратило тайну  радостного вестника;  не замечаем мы этого  в упор - вот бедолаги !   Грош - цена патлатым истерикам, мнящим себя пророками !

«Сон разума рождает чудовищ !» - сущая правда, если только имеется ввиду настоящий - целостный - разум, а не просто логико-арифметические счёты плоского формального рассудка. В конце 19 - начале 20 века ультра-прогрессивная дарвинистская биология обнаружила в человеке много лишнего: большое количество рудиментарных органов - невыведенного “шлака” эволюции. Вывод был прост и понятен (позитивизм, ведь, вообще - система, на зависть, простых и понятных идей): - человеческий организм можно и нужно усовершенствовать, удаляя весь скопившийся “эволюционный мусор”. Только, правда, со временем выяснилось, что “бесполезная рудиментарщина” - никакая не бесполезная и никакая не рудиментарщина вовсе, - а степень самоуверенности позитивистов начала XX столетия оправдана лишь степенью их невежества! Так может ли цивилизация не просто куда-то двигаться, а хотя бы сохранить рассудок, вытравив из себя не какой-то там отдельный лишний орган, а сердцевину своей корневой системы - радостную весть Евангелий? Когда Достоевский бил в колокола, его высмеивали как кликушу, припадошного истерика. И вот наступил двадцатый век, своим апокалиптическим буйством превзошедший всё провидческое воображение Фёдора Михайловича. Однако нацизм не был последней ступенью безумия от одержимости рационализмом. На восторженно де-христианизируемом Западе возник ГУЛАГ мысли - Сартр, Камю и их последыши остервенело набросились на совесть как на первейшего врага. Адорно и Маркузе бросились доводить до конца раскрепощение человечества. Может ли после этого изумлять поразительная беспомощность благополучной, сытой Европы 60-70-ых перед обаянием нового сверхчеловека - “великого кормчего” ! Красный - маоистский, экстремизм стал достойным конкурентом экстремизму коричневому, нацистскому: “...период провокационного правого терроризма 60-х сменила эпоха экспериментального левого терроризма 70-х, начавшегося с искусственных студенческих “революций” 1968 года.”

Стоит напомнить ещё раз любителям класть козырным тузом мудрёные цитаты сертифицированных “гуру прогрессивного человечества”, что продолжатель дела Ницше, “профессиональный вольнодумец” Жан-Поль Сартр - один из виднейших искателей свободы в тотальном земном сепаратизме от всего небесного, с негодованием отвергший всякий намёк на угнетение и несвободу, и посвятивший жизнь поиску идеала свободы, нашёл в конце концов свой идеал в ... “лагерной утопии” маоизма. Эстетические идеалы итога своих исканий без-умный рассудочный логик выразил адекватно и недвусмысленно в интервью: “Я сжёг бы Мона Лизу.”  Конец очень нехороший - но нельзя сказать что он нелогичен. Сартр закончил грёзами пронумерованного “рая” - логичный итог исканий всех ревнителей чисто-рассудочного:“Не забывайте, что нынешний высший авторитет Страсбурга, философ Глюксман, в молодости был банальным маоистом”.

Именно чисто-рассудочные [не опирающиеся на “иррациональную” почву Православия] прожекты-технологии национального возрождения имеют обыкновение заканчиваться ... поисками наших собственных арийских корней [мол, Гитлер - великий фальсификатор - сам, будучи пародией на “канонический облик” великого арийца, он-де славную арийскую идею извратил, но мы-то, мол, знаем, что славяне на самом деле - тоже арийцы, да не абы какие - а всем арийцам арийцы]. Современные русскоязычные (не поворачивается язык русскими) нацисты, ревнители арийской славы и охотники за “ведическим наследием предков” - ужасающе пусты, примитивно-вторичны по отношению к первоисточникам (Мальтусу, Гобино и Чемберлену). Они беспомощно-рабски переносят западные образцы, чисто-механически заимствуют цитаты из “сокровищниц чужих раздумий о сверхчеловеческом” и всячески обезьянничают с чужеродных образцов. В общем, это то же самое ЧУЖЕБЕСИЕ, только гуру другие и подбор педалирумых мотивчиков особый ! Ну конечно же - “белокурые бестии” для приличия, согласны в свой винегрет - совершено не к месту, декоративно приклеить заверения в верности «идеалам Святой Руси» (но только, разумеется, если самого Христа им предварительно удастся обнаружить чистокровным арийцем), походить ряженым под православие карнавальными персонажами. Только вот на почве настоящей, одухотворённой Православием, любви к Родине, пронизанной корневой системой вековой преемственности, не приживаются западные опыты узко-племенной слепой страсти к своему через ненависть к чужому.

Конечно же, не стоит упрощать и гомогенизировать сам Запад. Общество, предающееся культу “иронического  гедонизма”, прожигающее великое наследие прошлого, и “благодарящее” предков-великанов хамскими плевками, - это далеко не весь западный мир -  ведь есть ещё и Запад Иоанна Павла II, Честертона, Вальтера Шубарта, Поля Клоделя, Клайва Льюиса, Джона Толкиена, Сент-Экзюпери и де Любака, Жилсона и Маритэна.  Остаётся ещё Запад, с которым можно вести диалог не только о погоде, о футболе или объёме продаж, но и о душе, о будущем мира, о путях спасения из тупика.

Рав Авром (Авраам) Шмулевич в печатной дискуссии привёл замечательный факт: первое упоминание древнееврейского народа в небиблейских источниках - это запись в древнеегипетских хрониках, звучащая безапелляционно однозначно: "Израиль совершенно уничтожен и никогда более не поднимется". В русской истории не раз бывали переломные моменты, когда эти же слова напрямую относились к  Руси и русскому народу. И каждый раз христианская «пассивность», «рабская забитость», «оторванный от жизни аскетизм», вдруг проявлялись необыкновенной деятельностью и мудростью, беспримерной стойкостью и мужеством: монахи и воины, князья и купцы, крестьяне и мореходы, воеводы и государи, - каждый вносил свою лепту - и приходило чудо. Сегодня мы снова на краю пропасти, опять видящейся многим - и не без рассудочно-логичных оснований - пределом русской истории. Новый грозный вызов обращён к России - и никуда не денешься, головы в песок не спрячешь - на него придётся отвечать. Русь умела подниматься из руин - удивляя мир картезианской логики переченьем очевидности геополитических раскладов. И сейчас - наш черёд показать миру,  как могуча и деятельна православная «пассивность», как созидательна и мужественна «рабская кротость», какие неоглядные пределы свободы в христианской «забитости и закрепощённости», какая вообще великая сила - смирение !

Это ложь, что пропасть поколений непреодолима, что нам не под силу освоить наследие гениев дореволюционной и эмигрантской русской мысли. Да, наше время другое, мы другие, наш опыт отличен от опыта предков, но тем поразительней открытие, что настоящая мудрость, глубокая мысль не имеют срока давности ! Ницше никак не будет вершиной мысли для русского человека, успевшего глотнуть мысли Пушкина, Гоголя, Хомякова, Достоевского, Эрна, Лосева, Бахтина, Соловьева, С. Трубецкого, Бердяева, В. Лосского ... . Напротив - при тотальной антеевской оторванности от корней, при неизбежной идейном и духовном вакууме,  свято место пустовать не будет никак - пустоты нашего сознания будут заполнять химеры чужих мифологем - либерализма, ницшеанства, социал-дарвинизма, национал-большевистской нечаевщины, а может и просто чьей-то заурядной психопатии... Практика показывает, что секулярная теплохладность не способна успешно противостоять радикализму и экстремизму: самые дикие, самые кошмарные порождения снов разума будут возвращаться и возвращаться - чтобы сотрясти страну новым приступом бесовской эпилепсии. Для того, чтобы не кинуться за дудочкой очередного гаммельнского крысолова, чтобы спор о Ницше не оборачивался родом рекламы певцу «зоологического жизнеутверждения» - необходимо заполнить пустоту, найти свои собственные опоры, собственные основополагания, сделав по-настоящему осознанный и осмысленный (упаси нас Бог - не только чужих, но и своих классиков читать бездумно-некритически !)  выбор.

В наше время - ещё по инерции одержимое верой прогресса, верой в заведомое превосходство всякой новизны над всякой стариной,  трудно не забыть о том, что есть вечное, не подлежащее переоценке, не подлежащее быть объектом никаких прогрессорских манипуляций. Есть ценности, переоценка которых, преодоление которых, отмена которых обессмысливает дальнейшее покорение научно-технических Эверестов. И в этом убеждении странным образом сходятся совсем уж разные языки, исповедания и философские школы: и славянофилы, евразийцы, и заокеанский консерватор Патрик Бьюкенан и даже умеренные либералы “Яблока”, - список можно продолжать и продолжать. Консерватизм - не слепая одержимость возвратом к старине любой ценой, консерватизм - это подлинный прогресс, сообразующийся с мудростью принципа: «Всё испытывайте - лучшего держитесь !». Не наша вина в том, что многие сокровища наследия прошлого безоглядное прогрессорство изволит считать пережитками и анахронизмами. Обращаться же к прошлому приходится вовсе не потому, что нас, консерваторов, одолевает какая-то слепая страсть к антиквариату, а по причине опрометчивой неразборчивости как раз «сливок прогрессивного человечества» в их пристрастии к новшествам, заставившего современную цивилизацию слишком уж многие ценности, принципы, вершины - плоды не своих, а чужих трудов и побед - с безоглядной лёгкостью разменять на блескучие побрякушки, стеклянные бусы сиюминутной моды. Если время безумствует - идти в ногу с таким временем, а уж тем более - вешаться за компанию - никак не стоит !

Вадим, если вы, наигравшись в консерватора, до сих пор убеждены в том, что дом строится с крыши, в том, что русский консерватизм не начинается с Православия, - то консерватором вы были не Бог весть каким - и все свои громы и молнии можете с полным правом отнести к своему собственному опыту кружковского “консерватизма”. Судя по заходам прожектёрства - заряд кружковства жив в вас и поныне. Не надо экстраполировать собственную утрату идеалов, утрату смыслов, утрату веры - на всё общество. - Вы можете говорить только за себя ! Пуст не возрождающийся русский консерватизм, а ваши представления о нём. В то же время ваша статья бесспорно примечательна - как своевременный сигнал тревоги, неопровержимо свидетельствующий, насколько же нам необходима скорейшая и широкомасштабная ликвидация безграмотности - религиозной безграмотности - перед угрозой полного одичания и вырождения.

Опыт тысячелетий показывает: далеко не всякий шаг вперёд оказывается шагом восхожденья. Хочется подвести итог апофатической формулой подлинного консерватизма - замечательными словами  Андрея Вознесенского:

“Все прогрессы реакционны, - если рушится человек !”
Previous post Next post
Up