Наш ответ г-ну Штепе - [часть 5]

Mar 16, 2007 10:21


VII “Догматика” на службе «структурных феноменов»

Просто философским учением, зацикленным на нудном морализаторстве, может представлять себе христианство образованец в состоянии рассудочного одичания, рассудочного умопомешательства, проверяющий всё на свете критериями рациональной непротиворечивости, - то есть, методом очень напоминающим тесты на арийскость с антропометрическим циркулем.

В своём увлекательном трактате «Ортодоксия» Гилберт Кийт Честертон приводит мысль простую и поразительную: человек может исколесить весь свет, узнать многое о чужом, но это имеет какой-то смысл, лишь если в конце концов он сделает главное открытие - открытие собственного отчего дома, своей собственной Родины, своей собственной Традиции: «Что может быть упоительнее, чем пережить разом все пленительные ужасы путешествия в чужие земли и высшую человеческую радость надежного возвращения домой?» Обвинение Церкви в утрате радостного дара - в пожертвовании пронзительной радостью благой вести во имя осязаемо-земной массовости - может отражать подспудное стремление самих подозревателей из мыслящей элиты к выделению себя, замыканию в кружок избранных. И именно этот, донатистский, путь был отвергнут Церковью в III-IV вв., заплатившей дорогую цену расколами, смутами и постоянными обвинениями в несоответствии практики теориям. Да, Церковь, как сообщество живых людей, - никогда не будет безупречна. В одной лодке с праведниками, земными свидетелями Царства, и искателями всегда будут плыть фарисеи, приспособленцы, ренегаты. Фарисейство - серьёзная болезнь, но эта болезнь кроется не в природе религиозного сообщества, - вирус недуга гнездится внутри каждого отдельно-взятого человека (кстати, и в стане «объективно-мыслящего» позитивизма своих фарисеев хватает). Напротив, - Церковь с Божьей помощью занимается врачеванием всяких болезней тела, души и духа - и фарисейства в том числе !

Снисходительно-отвлечённо рассматривая “структурный феномен "церкви", с ее догматами и амбициями”, автор не уточняет, какой из догматов он определяет в самые мракобесные и противоречащие здравому смыслу ? И вообще заметно, что пресловутые  “догматы” для Вадима - что-то неопределённое и плохо знакомое, какая-то  отвлечённая абстракция, что-то вроде истрёпанного манускрипта, сношенной бутафории, за которую вопреки здравому смыслу цепляются “ретрограды-церковники” - чтобы, ясное дело, сподручнее было угнетать разум и достоинство человека. Вот только чтобы полемизировать с Церковью серьёзно - надо иметь багажа побольше, чем просто содержательные брошюрки по научному атеизму и обрывки диссидентской трепотни. Догматы не изобретаются, а открываются. Мистик не изобретает тайну, а открывает её. Точно также невозможно изобрести и русскую идею - можно лишь чудесным образом обрести её !

В определённых кругах стало модным видеть в христианстве особый род утопизма - какой-то больной на голову маниловщины, тянущей на все лады: «это очень хорошо что пока нам - плохо!», новой формулой “руковожденья и направленья”. На подобные “прозрения” можно ответить коротко и просто: «Кто ищет мировой заговор - всегда его отыщет!». Когда человек болен паранойей, то бесполезно заверять его, что всемирного заговора не существует - он-то как раз с каждым шагом, вдохом, чихом находит всё больше и больше следов преступной паутины глобального комплота. Маниакальное представление о Церкви - прямо скажем, как о партии, вступление в которую является нынче добровольно-принудительным, маниакальное представление о воцерковлённости как о некоей партийности, открывающей потенциал карьерного роста и доступ к прочим мыслимым и немыслимым ресурсам - это печальные издержки рассудочной невменяемости, параноидального рефлекса - за каждым шорохом куста прозревать козни ГБ.

***

Но автору не до углубления в “мелкие детали” - его хватает очередной фельетонистский пароксизм:

“. .. самоуверенная в своей "правильности" поповская иерархия” - Вот он - долгожданный образ гнетущих нас тёмных сил, востребованный образ пугала, которого так недостаёт носителям прогрессивности, «штольцам наших дней», чтобы потеснее сплотились их ряды под кумачом! Не хочу говорить за всех - но вот мне лично куда больше знакома самоуверенная в своей непогрешимости образованщина, зацикленная в поиске врага, занятая исключительно собою и предпочитающая ведение диалога с заткнутыми ушами. Люди, начинающие действительно вдумчиво разбираться, честно осмысливать, серьёзно проникать во всю сложность, многообразность, многомерность мира и человека, прощаются с набившими оскомину штампами стандартной позитивистской мифологии.

Вадим утверждает следующее: «Ален де Бенуа на этот счет заметил: "Ницше не противопоставляет религии отсутствие религии. Он противопоставляет подлинную религию, подлинное чувство священного   упадку религии в ограничивающей форме морали".»

Не это ли самое “ подлинное чувство священного” прекрасно выразил некогда Верховный жрец витальности: “Я освобождаю вас от химеры совести”. В одном ряду ненавистников  “химеры совести” оказались и бесноватый фюрер, и “антифашисты” Сартр с Камю, и марксистский Геббельс (виртуозно преобразившийся в Геббельса либерального) - А. Н. Яковлев [в бытность свою верным ленинцем, в своём знаменитом опусе “Против антиисторизма” будущий “отец русской демократии” торжествующе потрясал невероятной силы  неопровержимым доводом: “Ленин в свое время, как известно, говорил: «Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем». ”]. Профессор Ю. Н. Давыдов горько разводит руками констатируя, что на родине Вольтера его: «Раздавите гадину!» приобрело для современности новый смысл - под гадиной стала подразумеваться уже не католическая церковь, а вообще - “химера совести”. В кривых зеркалах формального рационализма появилось новые призраки - горгульи-химеры готических соборов ожили в умах.

Логика жизни отомстила Ницше - его “открытия” стали предметом ширпотреба, из трудов было выжато всё, что могло пригодиться воинствующему гедонизму, религии наслаждения, в борьбе с человечностью. ФН растащили на цитаты, освоили большими тиражами - но единственно затем, чтобы Ницше стал не столько властителем умов, сколько обслугой прикладных идеологий и политтехнологий.  Успех сверхчеловеческого до пошлости прост: он заключён в падении, а не в качественном взлёте целостного, умственного, развития.

И вот, картинно-пафосно разоблачив, якобы,  утопизм и нежизнеспособность христианства, Вадим решается подать пример настоящего масштабного и реалистического мышления. Воплощением подобного реализма, не разменивающегося на журавлей в небе, ставящего конкретные достижимые цели, для В. Штепы является ... прожект смешивания в оптимальных пропорциях дионисизма и аполлонизма. Он ждёт появления из этой колбы чудесного гомункула «светлой» античности. Что ж, фанату-энтузиасту вольно верить в возможность добиться такой мудрёной алхимической операцией ощутимого, осязаемого результата. Но вот каким будет этот самый осязаемый результат ? Вопрос - как вообще отмерять дионисизм - как дозировать бесконтрольную стихию ! Как определять дозировку, если всякий сознательный контроль и обуздание стихии бессознательной витальности, самопроизвольного исторжения своего “подвального Я” - это насилие над “священными правами природы”.

Попробовать, конечно, можно - вот только неужели ж нам не достаточно уже полученных страшных и убедительных уроков: идиллически-безмятежного земного рая, рисующегося чьему-то буйному воображению [будь то светлой античностью, ослепительными дворцами Атлантиды, первобытным эдемом папуасов, исполинскими храмами знойной Лемурии или чем-то ещё, столь же масштабно-впечатляющим в меру богатства фантазии и степени фанатской увлечённости эпохой] - не было в прошлом - его нет, и не будет ни в каком будущем. Мир до скончания времени будет полон противоречий, битв и столкновений ! А истерические критики христианства, маетные обличители Церкви, оголтелые почитатели революционной новизны, сами могут предложить взамен лишь красноречивый утопизм, близорукий схематизм, и маниловские прожекты телесно-земных “райских” кущ, - в общем, в очередной раз поманить человечество болотными огоньками над трясиной.

Вадим преподносит дионисизм, как уникальную находку Ницше - преданную незаслуженному забвению, до наших дней пропылившуюся без дела в архиве. И это когда - весь двадцатый век нахлебался дионисизма - до кровавой рвоты ! Dritten Reich - так, кажется, назывался поставленный рекорд по охвату вакхическим исступлением широких масс. Вот где, сверх всякой программы, осуществилась мечта ревнителя витального возрождения - пол-Европы впало в экстаз безудержного “жизнеутверждения” (вековая история великой немецкой культуры не оказалась неодолимым препятствием на пути “великого зоологического освобождения”). Немцы пережили транс стадного единства - торжество бессознательного задушило все страсти, все устремления, все шевеления - всё стало общеслитно-коллективным. В дионисическом экстазе “Триумфа воли” утонуло всё индивидуальное, всё личностное,  всё человеческое !
Previous post Next post
Up