Putin's Games. Германия - Израиль - Австрия, Saxonia Entertainment GmbH - Satel Film, 2013. Авторы сценария - Александр Гентелев, Виктория Куракова. Режиссер - Александр Гентелев. Операторы - Константин Овчинников, Ежи Палац, Авнер Шахар, Вячеслав Сачков, Франц Кох. Композиторы - Пол Галлистер, Вилли Токарев. Продюсеры - Симона Бауманн, Саша Кляйн, Генрих Амброш, Беттина Кун. 90 мин.
В начале фильма Борис Немцов говорит: Если смотреть на карту России, на ней трудно найти место, где никогда не бывает снега. Но Владимир Путин нашел такое место - и именно там предложил провести зимние Олимпийские игры. В Сочи.
ПОЧЕМУ ТАМ?
Есть известный принцип, называемый «бритвой Хэнлона»; в короткой версии он звучит: «не ищите заговор там, где просто облажались» (cock-up before conspiracy).
Авторы фильма не считают российского президента капризным самодуром, похожим на принцессу из сказки Маршака «Двенадцать месяцев», которая своим декретом вздумала поменять местами времена года. Они ищут рациональный ответ, и в кадре его озвучивает другой лидер российской оппозиции - Гарри Каспаров. Ответ - в комплексе федеральных законов, вносящих поправки в Гражданский, Земельный и Жилищный кодексы и обеспечивающих ускоренное изъятие земли под строительство олимпийских объектов. Таким образом российский олигархат без дополнительных хлопот приватизирует лучший и самый выгодный участок земли, существующий в стране. Зимняя Олимпиада - 2014 не что иное, как прикрытие этой сугубо рейдерской акции, заодно позволяющей вкачать баснословные инвестиции в его рекламу и инфраструктуру.
Но если смотреть фильм целиком, здесь хватит всего - и conspiracy, и cock-up. Мы видим гремучую смесь властного произвола и бандитского бизнеса, умноженную на идиотизм и полную безответственность. В произведении - 45-50 млрд долларов США (по официальным данным - более 1,5 трлн рублей), потраченных только на строительство. Притом что годовые бюджеты всех субъектов РФ составляют 6 трлн рублей.
Основной конкурент Сочи за место проведения игр - австрийский Зальцбург планировал вложить в модернизацию своих спорткомплексов 1,2 млрд дол., а в организацию, проведение и обеспечение безопасности соревнований, - 965 млн дол. Когда в июле 2007 года на проходившей в Гватемале сессии МОК президент России пообещал потратить 12 млрд дол., это уже показалось астрономической суммой и решение было принято в пользу Сочи.
По художественному приему «Путинские игры» напоминают сюжет «Фитиля», советского сатирического киножурнала 1960-80-х, расширенный до полнометражного фильма: официальное лицо, опрометчиво согласившееся на съемку (в данном случае мэр Сочи Анатолий Пахомов), бодро рапортует о том, как всё замечательно, но другие участники и весь контекст и изобразительный ряд представляют прямо противоположную картину. Эффект возникал комический, и за это зрители предпочитали «Фитиль» всем видам «документальной» пропаганды. Так и здесь: не смешно, а смеешься. Кроме Пахомова никто из главных российских фигур, имеющих отношение к организации и подготовке игр, появиться перед камерой не согласился. Но о том, что происходило и происходит, рассказывают экс-президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев; лыжник Карл Шранц, бывший австрийский олимпийский чемпион и личный советник Путина по приведению Олимпиады в Сочи; австрийские предприниматели - партнеры сочинских строек; бизнесмен-политэмигрант в Лондоне Валерий Морозов, 17 лет создававший горнолыжную трассу и зимнюю турбазу в Красной Поляне, - фирму «Альпика Сервис» закрыли под предлогом того, что она «не провела командно-штабные учения на случай возникновения войны», а на самом деле - за отказ платить баснословные откаты; жители города, выселенные из своих домов и превратившиеся в бомжей вопреки гарантиям, якобы предоставленным законом об ускоренном изъятии земли; журналист ИА «Кавказский узел» Светлана Кравченко и директор центра антикоррупционных исследований «Transparency International» Елена Панфилова; политики Борис Немцов и Гарри Каспаров.
На черноморском побережье Западного Кавказа действительно есть снежное место - горно-лыжный курорт Красная Поляна, который в середине 2000-х годов облюбовал президент Путин, приезжавший туда тренироваться более 300 раз. Но Красная Поляна - слишком маленькое пространство для строительства стадионов. Их пришлось возводить на Имеретинской низменности, представляющей собой, по сути дела, болото, в котором 40-метровые сваи тонут без следа. Трамплин обрушился из-за оползня. Инфраструктура Сочи и региона настолько изношена, что ее потребовалось создавать заново, к чему в добровольно-принудительном порядке был привлечен весь крупный российский бизнес (впрочем, и Потанин, и Дерипаска, и Вексельберг, и многие другие получили кредиты во Внешэкономбанке, большая часть которых оценивается как невозвратные). Грузовой порт, построенный Олегом Дерипаской на личные деньги, в 2009 году был смыт штормом - 9-метровые волны снесли некачественно установленные сваи; он был отстроен заново, но оказался ненужным, потому что основная доставка грузов пошла по железной дороге, и теперь само содержание порта легло на инвесторов бессмысленным бременем. Курортная зона оказалась практически разрушена и превращена в громадную свалку строительных отходов. Река Мзымта, снабжавшая весь город питьевой водой, потеряла значительную часть русла из-за строительства дороги. Снесены целые жилые районы, а на их месте - пустота (место потом продадут, но другим людям и за другие деньги). Что ждет грандиозные построенные объекты в регионе, живущем за счет курортного сезона, после февраля 2014 - тоже вопрос. Контролировать происходящий процесс невозможно - если лондонскую летнюю Олимпиаду провела фирма, насчитывавшая всего 33 сотрудников, то для организации сочинской создано 40 департаментов…
Я могу что-то переврать в деталях и цифрах - я не эксперт по спорту, по коррупции, по экологии, а всего лишь зритель фильма. Но картины постапокалиптической помойки и лица людей, у которых отняли родной город, которых выселили из родного дома «по закону», - тут-то что понимать? Всё это не вызывает гордости за страну, по старинке называющую себя «державой»…
Германо-израильско-австрийский фильм, поставленный режиссером из Тель-Авива Александром Гентелевым, снимался в течение двух лет. По словам продюсера Симоны Бауманн, некие лица, связанные с российским кинопроизводством, трижды предлагали ей продать картину, даже не видя и не зная, что получится. Видимо, 600 тыс. фунтов тоже были бы списаны на бюджет XXII Белой?
«Люди, которые предлагали выкупить фильм, от кого-то. Дальние знакомые, я знаю, что они связаны с Россией. Эти люди - не представители государства, они делают совместные проекты России с Германией. Не думаю, чтобы они просили для себя. С другой стороны странно - фильм был еще не готов, никто ничего не видел. Я думаю, что это психология такая: они думают, что мы там делаем, может, какая-то пропаганда против Олимпиады, антироссийский фильм. Они уже сразу так думают. У нас это вообще не было целью, и фильм не антироссийский, я считаю, вообще. Мы старались послушать все точки зрения». Продюсеры отказались. Фильм был показан на фестивале документального кино IDFA в Амстердаме, а в начале декабря - на московском кинофестивале «Артдокфест». Спасибо Виталию Манскому и всем организаторам.
http://okino.ru/news/details/6446