Angélique, marquise des anges / Angélique I. Франция - Бельгия - Чехия - Австрия, 2013. Авторы сценария - Филипп Бласбан, Ариэль Зейтун (по романам Анн Голон). Режиссер - Ариэль Зейтун. Оператор - Петер Цайтлингер. Композитор - Натаниэль Мешали. Художник - Фанни Стофф. Костюмы - Эдит Весперини. В ролях: Нора Арнезедер (Анжелика де Сансе де Монтелу), Жерар Ланвен (Жоффрей де Пейрак), Давид Кросс (Людовик XIV), Томер Сислей (Филипп де Плесси-Бельер), Матье Кассовиц (Никола / Каламбреден), Симон Абкарян (адвокат Франсуа Дегре), Матье Бужена (маркиз д’Андижос), Мигель Херц-Кестранек (маркиз де Плесси-Бельер), Фабрис Родригес (принц Конде), Патрик Декан (архиепископ Тулузский), Мишель Карлье (шевалье де Жермонтаз), Саломе Дегеер (юная Анжелика) и другие. 113 мин.
В августе 2008 года 87-летняя
Анн Голон приезжала в Москву, чтобы представить первую книгу обновленной анжеликиады на русском языке. По ее словам, первые издания романов об Анжелике, выходившие с 1956 года, были сильно порезаны издателями, которые посчитали многочисленные исторические, культурные и научные подробности слишком утомляющими читателя, которого интересуют приключения и любовь, а не всякое умничание. В 2000-х годах писательница восстановила все сокращенные фрагменты, что-то дописала и переписала заново, создав значительно отличающуюся по объему версию эпопеи (если раньше «Маркиза ангелов» была 160-страничной частью первой тома, то теперь она стала 300-страничной отдельной книгой, и т. д.). С обложек было снято имя ее супруга Сержа Голона, помогавшего ей в сборе материалов, но не писавшего книг об Анжелике - мужское имя было также добавлено издателями в 50-х- 60-х для придания им большего веса, мол, это все-таки исторические романы, а не просто дамское чтиво.
В интервью и на встречах с читателями в Москве Анн Голон говорила и о том, что ее не удовлетворяют фильмы Бернара Бордери (1964-68), что героиню она видит более интеллектуальной и глубокой, чем ее сыграла Мишель Мерсье, и она намерена инициировать новую, более аутентичную экранизацию своих романов.
В декабре 2013 года первый фильм нового цикла смогла увидеть публика. Российская премьера «Маркизы ангелов» состоится 9 января 2014-го.
Если суммировать одной фразой разницу между двумя киноверсиями, я бы сказал, что первая сделана более гламурненько, вторая - более готичненько.
Мишель Мерсье остается в памяти как истинная «маркиза ангелов», роскошное, светящееся золотоволосое существо, бросающее вызов Королю-Солнцу, и темная сторона, и дно парижской жизни - не более чем эпизоды ее полной коловращений биографии. В новой картине большая часть сцен происходит ночью или в пространствах с причудливым искусственным светом; стиль и колорит мрачнее и контрастнее. Бордери смотрит на XVII век как салонный академист, Ариэль Зейтун - как караваджист и «латурист» (видимо, не случайно он пригласил оператора Петера Цайтлингера, в 90-х-2000-х снимавшего все фильмы Вернера Херцога). Да и сама героиня последнюю треть фильма - коротко остриженная брюнетка.
Вряд ли стоит удивляться, что современный фильм динамичнее по темпу, жестче и брутальнее. Чего стоит сцена дуэли Пейрака с Жермонтазом (опять же ночная). Писательница описывает ее как уверенную победу искусного фехтовальщика Пейрака, ловко перепрыгивающего через перила; напротив, кинематографисты делают акцент на хромоте героя, которая почти не позволяет ему двигаться с места. Оба бьются на шпагах и стилетах. Жермонтаза играет Мишель Карлье, постановщик трюков и боев. Это не обещает ни малейшей поблажки протагонисту, и если бы не меткий кинжал д’Андижоса, пробивающий лоб предателя-шевалье, история должна была развернуться по-другому. Жестокие мужские разборки так потрясают чувства и инстинкты Анжелики, что она наконец прекращает затянувшуюся оборону и отдается своему ужасному и великолепному супругу. Эротическая сцена длится достаточно долго, чтобы мы успели сообразить, что доминирование героини в позициях сверху тоже связано с увечьем ее мужа.
Кастинг и готовый фильм получили полное благословение 92-летней Анн Голон, признавшейся в интервью, что она мечтала, прежде чем ей исполнился 100, увидеть такую экранизацию «Анжелики», которая ей понравится: «И это случилось! Благодаря этому фильму у меня будто жизнь началась заново!.. Теперь можно и умереть, потому что я видела, как ожили мои герои. Они принадлежат и XVII веку, и этому».
Однако в интерпретации главных персонажей режиссер Ариэль Зейтун и сценарист Филипп Бласбан позволили себе даже большие вольности, чем их предшественники Бернар Бордери и Даниэль Буланже.
В версии 2013 года Жоффрею де Пейраку (Жерар Ланвен) не за 40, а все 60 лет. Зейтун увеличил возрастной разрыв между ним и Анжеликой и подчеркнул физический изъян Пейрака - шрам деформирует всю его правую щеку в отличие от рубца Робера Оссейна (который от эпизода к эпизоду становился бледнее и глаже), чтобы сделать историю сближения «красавицы и чудовища» еще контрастней и эффектней. Образ героя, с одной стороны, наполняется большей мудростью, мужественностью, внутренней силой, с другой - демонизируется. По внутренним качествам Пейрак - эталонный мужчина, по внешним проявлениям - истинный дьявол, хромой, всеведущий, сверхъестественно богатый, соблазнительный и опасный, что закономерно и ведет его к костру. То, что в книге Анн Голон тулузский граф - ученый, изобретатель, воин и страстный любовник - еще и «золотой голос королевства», - этот атрибут создатели обеих экранизаций посчитали кучерявым излишеством; слава Богу, Жерар Ланвен ничего не поет.
Анжелика де Сансе де Монтелу (Нора Арнезедер) версии 2013 года воспринимается как вполне современная девица. На свадьбу, которая ей ненавистна, она заявляется в курточке-унисекс, черных колготках и высоких сапогах выше колена (все в шоке, зато Пейрак восхищен: «Мне говорили, что вы остроумны, и я не разочарован!»). Арнезедер хороша собой, но режиссер и оператор как бы не выпускают ее на территорию Мишель Мерсье, не дают ей возможности звездить, что превратилось бы в наивное соревнование или перепев порывистых блондинок 60-х (первоначально, как пишет в воспоминаниях Брижит Бардо, продюсеры предлагали роль Анжелики ей; ББ отказалась, а потом, когда прочитала книги, искусала локти, найдя в героине свой типаж). Если вы видели Киру Найтли в ролях жены короля Артура, предводительницы стрелков из Шервудского леса и карибских пиратов, Анны Карениной и т. д., то можете представить Анжелику Норы Арнезедер. Она демократична: если Мерсье играла мечту каждой девушки, то с Арнезедер каждая девушка может идентифицировать себя здесь и сейчас.
Персонажи второго плана по-своему любопытны: молодой король (Давид Кросс), Никола-Каламбреден (Матье Кассовиц), адвокат Дегре (Симон Абкарян) со своей Сорбонной - последняя настоящий хаунд Баскервилей; любовницу Пейрака (Анна Орландо) зовут comtesse de Lazareff (в 1661 году! как еще не боярыня Морозова?).
В фильме Зейтуна, охватывающем содержание первых пяти книг анжеликиады (в последней авторской версии): «Маркиза ангелов», «Тулузская свадьба», «Королевские празднества», «Мученик Нотр-Дама», «Тени и свет Парижа», четче, чем у Бордери, прочерчены политические линии - Людовик XIV воздвигает вертикаль своей абсолютной власти, сокрушив независимого «олигарха» Пейрака и прижав к ногтю дворян-фрондеров, которым он прощает предательство и сжигает представленный Анжеликой компромат. Отчаявшись выиграть дело в послушном королю суде, она поднимает люмпенизированные массы Двора чудес на бунт, чтобы решить собственную задачу - освободить мужа. Из этого ничего не получается - было бы естественно ожидать, что король применит против бунтовщиков жесткую силу, но в первоисточнике не нашлось такого материала…
Несмотря на зрелищные достоинства и современный взгляд на первоисточник Анжелика XXI века едва ли станет таким же культовым киносериалом, каким была Анжелика 60-х для двух поколений зрителей советской России. Та Анжелика явилась из-за железного занавеса посланием о другой жизни, полной эпической любви и личной энергии, побеждающей любые препятствия. Эта Анжелика похожа на нас и погружена в более хмурый и жестокий мир. Хватит ли ей энергии пройти весь путь романной Анжелики де Сансе де Монтелу де Пейрак де Плесси-Бельер на экране - увидим.
http://okino.ru/news/details/6489