На протяжении двух недель в Москве прошли два международных кинофестиваля, родившихся из проекта Ивана Дыховичного «2morrow/3автра». Один из них, возглавляемый креативным директором Ольгой Дыховичной, программным директором Антоном Мазуровым и поддерживаемый фирмой «Audi Россия», унаследовал прежний брэнд. Второй, во главе с генеральным продюсером Ренатом Давлетьяровым и программным директором Алексеем Медведевым, получил название «2 в 1». Два в одном - это стремление современного кино к совмещению разнонаправленных тенденций: авторского самовыражения и зрительской привлекательности, игры и документальности, углубления традиций и новаторского поиска.
Оба фестиваля унаследовали одни и те же площадки - кинотеатры «35 мм», «Пионер» («Завтра» шел и в «Ролане»). Было вполне очевидным, что «2 в 1» организован более гладко: и публики, и критиков на показах было заметно больше; многие фигуры, не почтившие присутствием «Завтра», были на «2 в 1»; вместо полуприватных пресс-брифингов проходили полноценные пресс-конференции с создателями фильмов; да и само пространство «35 мм» выглядело привлекательнее - без жлобов-охранников на лестнице, гардероб работал с утра и т. п. (завет великого скульптора «мелочи создают совершенство, но совершенство - не мелочь» вполне приложим и к фестивальному менеджменту).
Концептуальное различие фестивальных программ также было ощутимо, но это уже не область, где применим критерий «лучше - хуже». В целом «2morrow/3автра» оказался сориентирован на более поисковое, экспериментальное, возможно, даже маргинальное крыло артхауса, «2 в 1» - на «фестивальный мейнстрим», на более зрительски потребимое кино. Перефразируя анекдот, можно сказать, что «Завтра» - фестиваль для тех, кто «еще ищет», «2 в 1» - для тех, кто «уже нашел».
Конкурсную программу «2 в 1» судило замечательное жюри: Кира Муратова, Лукас Мудиссон, австралийский режиссер Майкл Роу, чей дебют «Високосный год» (2010) получил «Золотую камеру» в Канне, а возглавляла его актриса из Новой Зеландии Кэрри Фокс («Неглубокая могила», «Интим», «Яркая звезда»). Отвечая, почему каждый дал согласие участвовать в жюри фестиваля, название которого для всех ново, Майкл Роу сказал, что мечтал увидеть Москву и Россию, Кэрри Фокс - что хотела увидеть Москву спустя 13 лет после того как побывала в ней впервые, Кира Муратова - что, во-первых, сняла фильм с таким же названием («Два в одном», 2007), а во-вторых, слишком долго отказывалась от приглашений такого рода и «наверно, захотелось напомнить, что я еще не умерла»; Лукас Мудиссон признался, что в последнее время в основном писал и подумывал оставить режиссуру совсем, однако, может быть, картины, которые он увидит, вернут ему веру в кино.
Конкурсная программа включала 9 фильмов режиссеров из Венгрии, Дании, Испании, России, Румынии, Сербии, Тайваня и Швейцарии, представляющие разные формы кино - игровое, документальное, анимационное и музыкальное. Во внеконкурсных программах можно было увидеть лауреатов Канна, Венеции, Берлина, Локарно, Сандэнса, «Кинотавра», работы с пермского фестиваля «Текстура», документальные фильмы и картины, снятые с минималистским бюджетом (программа «Три копейки»). Были показаны ретроспективы Дэвида Кроненберга и 27-летней француженки - актрисы и режиссера Изильд Ле Беско.
25 октября жюри вынесло свои вердикты. Призы за лучшее ИЗОБРАЖЕНИЕ и ЗВУК получил документальный фильм датчанина Януса Метца «Армадилло», в течение полугода снимавшего датский взвод миротворцев на базе НАТО в Афганистане. Будни казармы, попытки контакта с чужой средой, военная операция против горстки талибов показаны с очень близкой дистанции, без героизации, обличения и художественных домыслов.
В номинации ГЕРОИ победила непрофессиональная венгерская исполнительница Эва Габор, сыгравшая роль толстухи-медсестры Пирошки в фильме Агнеш Кочиш «Пал Адриен». Героиня начинает разыскивать следы своей давней подруги, а в итоге находит саму себя.
ГРАН-ПРИ получил дебютный фильм серба Николы Лежаича «Красный холм» про двух подростков-скейбордистов, в которых трудно, но неотвратимо пробуждается социальное сознание. Исполнитель главной роли Марко Тодорович вышел на сцену со скейбордом на спине, чтобы получить приз из рук Кэрри Фокс и великго голландского режиссера Йоса Стеллинга (он был первым председателем жюри фестиваля «2morrow/3автра», из которого вырос «2 в 1»).
ПРИЗ ЖЮРИ БЛОГГЕРОВ, в которое входили звезды молодежного интернета Геннадий Авраменко, Александр Фолин, Алеся Казанцева и Веро4ка Полозкова, получила испанская комедия «Сетка от комаров» Аугусти Вилы, продолжающая традиции антибуржуазной сатиры Бунюэля и Карлоса Сауры.
«2 в 1» открывался фильмом француженки Жюли Бертучелли «Дерево», который закрывал Каннский кинофестиваль этого года, а на церемонии закрытия был показан фильм «Турне» другого француза - Матье Амальрика, получившего в Канне приз за режиссуру и приз ФИПРЕССИ. Знаменитый актер и режиссер сам представил свою картину, вспомнив, что несколько лет своего отрочества он прожил в Москве, а в кино попал благодаря дружбе своей семьи с Отаром Иоселиани - в его «Фаворитах Луны» он дебютировал как актер, а наблюдение за работой Иоселиани на съемочной площадке зародило в нем желание стать режиссером.