26 октября в московской гостинице «Мариотт Роял Аврора» прошла пресс-конференция организаторов фестиваля, в которой участвовали посол Франции в России Жан де Глиниасти, президент компании «UniFrance», занимающейся поддержкой и продвижением французского кино в мире, Антуан де Клермон Тоннер, руководитель восточно-европейского отделения «UniFrance» Жоэль Шапрон и представитель соорганизатора и спонсора фестиваля Социально-культурного фонда «Хеннесси» Жоэль Ламбер.
Фестиваль этого года проходит в Новосибирске (11-14 ноября в кинотеатре «Победа») и в Красноярске (15-17 ноября в развлекательном 3D-кинокомплексе «Луч»). Будет показано 11 фильмов: «Артур и война двух миров» Люка Бессонна, «Давние любовники» Седрика Канна, «Злодей» Альбера Дюпонтеля, «Лурд» Джессики Хауснер, «Фильм социализм» Жана-Люка Годара, «Жигола» Лауры Шарпантье, «Я счастлив, что моя мать жива» Клода и Натана Миллера, «Сутенер» Паскаля Бордо и «Последний полет» Карима Дриди - все эти фильмы приобретены для проката, а их российские премьеры пройдут в рамках «Французского кино сегодня». Кроме того, компания «UniFrance» приняла решение расширить основную программу, включив в нее специальные кинопоказы двух фильмов, пока не приобретенных отечественными прокатчиками, но которые могут привлечь внимание российских зрителей и дистрибьюторов. Отбор этих фильмов осуществил известный актер, сценарист и режиссер Натан Миллер, это «Шахматистка» Каролин Боттаро и «Обыкновенная казнь» Марка Дюгена. (Хочу обратить внимание на последнюю картину - ее действие происходит в Москве в 1952 году, а героиня - практикантка-врач, попадающая к агонизирующему Сталину).
В Москве визитной карточкой фестиваля стало «Турне» Матье Амальрика, закрывавшее международный кинофестиваль «2 в 1».
«Вот уже 11 лет фестиваль “Сегодня”, созданный кампанией “UniFrance” и посольством Франции, организует показ французского кино по всей России - сказал по-русски посол Франции Жан де Глиниасти. - Фестиваль отличается тем, что фильмы отбираются российскими профессионалами. Для кино, как и для других видов искусства, этот год - год Франции в России - был совершенно исключительным. Более 150 фильмов Франции были представлены по всей России на фестивалях. Но фестивальный процесс не должен позволять нам забыть о постоянной работе, выполняемой прокатчиками. Благодаря им фильмы путешествуют по всему пространству России и СНГ, благодаря им широкий зритель может увидеть уникальные художественные миры, созданные кинематографистами. Они способствуют и славе шедевров и ознакомлению публики со всеми современными формами киноискусства… Фестиваль стремится отобразить все жанры - от драмы до комедии, от молодежного кино до авторских произведений. В последние годы фестиваль делает упор на регионы, отдавая приоритет крупным центрам, где интерес к французскому кино не уступает столице, но фильмы остаются менее доступными. В этом году фестиваль пройдет в Сибири - в Новосибирске и Красноярске, куда европейские звезды редко отправляются сами по себе. Мы хотим изменить такой порядок вещей и довести до каждого россиянина великие моменты наслаждения французским кино».
Антуан де Клермон Тоннер охарактеризовал французское кинопроизводство и распространение в мире его продукции. Ежегодно Франция производит более 200 фильмов, в том числе около 140 художественных. Среди европейских стран во Франции лучше всего организована поддержка национального кино, благодаря соединению государственных и частных ресурсов - несмотря на огромную конкуренцию со стороны Америки, французы удерживают около 35% внутреннего рынка. «UniFrance» поддерживает экспорт французского кино и фестивали, где идут французские фильмы. В январе 2011 года в Париже пройдет четырехдневных показ всех фильмов, которые будут выпущены к тому моменту, для 400 закупщиков со всего мира, включая Россию, а во второй половине января компания организует первый фестиваль французского кино по интернету - это совершенно новая инициатива и будет интересно увидеть ее результаты.
Основные проблемы, по словам г-на Клермон Тонера, с которыми сталкивются национальные кинопроизводства и прокат - это пиратство (французский парламент собирается принять первый в мире закон против скачивания фильмов, незаконно выложенных в интернете), конкуренция с голливудской и другой промышленной кинопродукцией, появление 3D и цифровых технологий. Перед лицом этих проблем важно сотрудничество национальных кинематографий по защите авторских прав и серьезного авторского кино.
Представитель Социо-культурного фонда «Хеннесси» Жоэль Ламбер отметил, что знаменитая фирма, производящая одну из лучших марок коньяка, контактирует с Россией с 1819 года, когда императрица Мария Федоровна сделала первый заказ для своего сына Александра I, и поддерживает многие франко-российские культурные проекты, в том числе сезоны Большого театра, выставку Пикассо в Москве и Санкт-Петербурге, турне «Комедии Франсез» и т. д., но особенно важными считает продвижение французской культуры в регионы. Здесь можно выделить акцию Ночь пожирателей рекламы, которая проходит в 30 городах, включая Новосибирск, и фестиваль «Французское кино сегодня».
Французское кино с первых шагов было связано с Россией, сказал Жоэль Шапрон. Но за последние 60 лет ХХ века в прокате прошло около 400 французских картин, а за первое десятилетие XXI - более 400! Россия выступает важнейшим клиентом французского киноэкспорта. В этом году в прокате находилось 48 фильмов - за всю историю кино такого количества в один год еще не было. «Но здесь есть небольшая ложь, - оговорился руководитель «UniFrance» в Восточной Европе, - потому что речь идет главным образом о Москве, а для нас крайне важно двигаться за пределы “третьего кольца”». 48 фильмов куплены 16 разными прокатчиками - это обеспечивает широкий спектр вкусов и ориентаций на разную аудиторию. Фестиваль «Французское кино сегодня» уже в третий раз побывает в Новосибирске (Шапрон особо отметил демонстрационные достоинства кинотеатра «Победа»), в Красноярске он пройдет впервые. Все фильмы, показанные в программе, станут региональными премьерами, но среди них будут и мировые. Фильм «Сутенер» выйдет в один день с французской премьерой, «Артура и войну двух миров» Люка Бессонна сибиряки увидят за неделю до парижан, а «Последний полет» и «Жигола» выйдут во Франции еще существенно позже.
Отвечая на вопросы, Жоэль Шапрон рассказал, что продажа каждого билета в кинотеатр во Франции строго контролируется; с 10 евро - средней цены за билет - 1 евро идет в налог, поступающий в развитие национального кинематографа. Около 20 фирм-прокатчиков ежегодно показывают около 500 иностранных фильмов.
Г-н Клермон Тоннер перечислил имена российских режиссеров, наиболее популярных во Франции - это Александр Сокуров («Я сам был сопродюсером “Солнца” Сокурова», - отметил он), Алексей Герман, Павел Лунгин, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Сергей Бодров.
После встречи с организаторами фестиваля состоялась пресс-конференция Матье Амальрика по фильму «Турне», а затем все участники и журналисты были приглашены на фуршет с дегустацией «Хеннесси».