Вокзал Венеция-Санта-Лючия / Stazione di Venezia Santa Lucia

Aug 20, 2020 09:17

Железнодорожный вокзал Венеции интересен не столько как архитектурное сооружение, сколько как пример итальянской бюрократии, волокиты, нерешительности, упрямства и при этом необыкновенной художественной креативности итальянского народа.
Проектирование вокзала напоминает сюжет мыльной оперы, а время, потраченное на это процесс, вовсе превосходит всех телесериальных рекордсменов - более 20 лет.

Вид на церковь Святой Лючии, 18 век:




Тот же ракурс, 21 век:





Святая Лючия - древняя христианская мученица. Девица проживала в Сиракузах, приняла Христианство и, по непонятным для меня причинам, обет безбрачия. Все бы ничего, но у девицы нашелся воздыхатель (естественно, язычник). Насильственный привод к алтарю закончился разнообразными божественными чудесами и смертью Лючии от ранения в шею.
Тело святой упокоили в сиракузских катакомбах. Казалось бы вечный покой, был нарушен в 1040 году, когда Георгий Маниак проломил стену усыпальницы и выкрал тело святой.

Ныне пролом музеефицирован - обожаю такие штуки!
Дыра в церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура в Сиракузах:




Но это не конец посмертного путешествия Святой Лючии!
1204 год. Венеция под видом Четвертого крестового похода, полностью разграбила Константинополь. Среди трофеев в Венецию было вывезено тело Св.Лючии. После кратковременных перемещений внутри Венеции, мощи нашли пристанище в монастыре на берегу Гранд-канала.

1580 год. Закончено строительство церкви Св. Лючии.

1797 год. Наполеон захватывает Северную Италию (обращаю внимание, что это географическое наименование, никакой Италии как страны тогда не было), включая Венецию и Рим (с Римским Папой Пием VI подписан мирный договор, так что Святой престол официально не оккупирован).

1799 год. Для выборов нового Папы в Венеции собрался конклав. Заседали три с половиной месяца, в результате выбрали кардинала Кьярамонти под именем Пий VII.

Пропускаю сложные взаимоотношения Наполеона и Пия VII, по итогу закончившиеся декретом 1805 года о национализации церковной недвижимости. Богомолье в монастыре и церкви Св. Лючии прекращается. В 1809 году французские солдаты вошли в Квиринальский дворец и задержали Папу. Пять лет, вплоть до отречения Наполеона от престола, Пий провел в пленении в Фонтебло. У французов есть такая вредная привычка - брать Папу в плен.

В 1863 году в связи со строительством вокзала постройки недействующего монастыря и церкви были снесены. Несчастное тело Св. Лючии опять отправилось в путешествие, на данный день последнее, сейчас мощи хранятся в церкви Сан-Джеремиа.

Австрийский вокзал:







В 1920-х стало понятно, что здание вокзала физически и, главное, морально устарело. По программе обновления инфраструктуры всей Италии, в 1932 году архитектор (а заодно и управляющий отделом строительства Итальянских жд) Маццони представил в министерство несколько вариантов нового вокзала Венеции.

После скандала с вокзалом Флоренции от того же Маццони, министр путей сообщения собирает специальную комиссию, состоящую из представителей венецианской общественности, депутатов и архитекторов.
1932 год. Комиссия выбирает вариант в "традиционном" стиле.
Традиционный стиль по версии итальянского общества 1932 года выглядит так:




1933 год. Проект представляют Муссолини.
Дуче не понравился традиционный проект. Как на грех в альбоме оказались другие варианты: напрочь отвергнув устаревшие формы из стим-панка прошлого столетия, лидер выбирает футуристический проект с ленточными окнами, круглыми окнами-иллюминаторами, изогутыми стенами и парящим над площадью навесом.
В России это был бы конец рассказа, но мы в Италии.

В 1934 году (обратите внимание, что бюрократия в Италии неспешна) венецианская строительная комиссия отвергает вариант, выбранный Дуче!
В Росии это был бы конец всей венецианской комиссии, их жен и детей, а заодно был бы раскрыт шпионский заговор архитекторов-вредителей. Но мы, к счастью, в Италии.
"Проект здания вокзала выполнен отлично, и такая архитектура вполне подойдет для утилитарного сооружения по типу электростанции, но это чудовищно контрастирует с великолепием венецианской архитектурной среды и поэтому проект должен быть отвергнут".

1935 год. Министерство объявляет открытый конкурс.
Из 48 проектов для финального голосования выбирают 9:




Проект Маццони:



















вот этот мне симпатичен




"Тосканская группа", которая победила в конкурсе на вокзал Санта-Мария-Новелла во Флоренции, предложила такой вариант:




В итоге, до финишной прямой дошли два проекта.
Архитектор Валлот (Vallot)







Группа Кастеллацци-Пасколетти-Вителлоцци (Castellazzi-Pascoletti-Vitellozzi)




С перевесом в один голос (4:3) победил Валлот.
Среди интересных идей отмечалось: кирпичный узор на фасаде вокзала, перекликающийся с оформлением фасада дворца Дожей, создание акватории внтури вокзала для причаливания речного транспорта, разделение пассажиропотока на вход и выход, удачное расположение служебного входа, ресторана и королевского зала (это такой старинный аналог VIP-зала в современных аэропортах).

В результате минимального перевеса голосов, начинается взаимная травля и обвинения двух архитектурно-бюрократических групп. Одни утверждали, что разорвана набережная и вообще внутри вокзала все заплесневеет (кстати, это верно), другие обвнияли - зачем дорогущий мост через лужу для гондол?
Министр путей сообщения Пуппини не находит лучшего решения, чем объявить новый конкурс... Господя, "Санта-Барбара" отдыхает.

1936. В министрестве меняется глава. Новый министр принимает волевое, но опрометчивое решение: новый вокзал проектирует Валлот, но под руководством Маццони (!!!) Как вам такой сюжетный твист?! Маццони мало того что сам учавствовал в конкурсе, но еще был начальником Строительного управления Итальянских железных дорог.
Вообще идея доверить проектирование двум сильным амбициозным архитекторам обречена на провал. Собственно, мне известен единственный случай удачного финала - Палаццо Барберини в Риме. Как там ужились два величайших архитектра - загадка, впрочем это тема для обжигающей драмы, у нас сегодня мыльная опера.

1938. Несмотря на разногласия между Маццони и Валлотом, в течении 1937 года разработано 6 архитектурных решений. Из них для двух проектов построены масштабные модели, одна из которых представлена в 938 году на суд Комиссии.

Вариант:




Макет (красота неземная! вот итальянцы всегда так: годами мучают, а потом получается очень хорошо):




Проект подвергается критике за использования каваны (cavana - в Венеции крытое укрытие для лодок).
"Дорогущие гондолы используют единицы путешественников, а причал для популярных дешевых вапоретто находятся далеко от выхода из вокзала".
Ок, убираем cavana







1939. Начинается строительство вокзала.
Тут внезапно вмешивается новый пропагандистский орган Высший совет изящных искусств - идея с крытой гаванью для лодок возвращается.
Понятно, что кризис жанра наростал в геометрической прогресии.
И не забывайте, что случилось в 1939 году. Вторая мировая отодвинула все гражданские проекты на далекий план. В разгар войны даже возникла идея переоборудовать стройплощадку в бомбоубужище. И бомбоубежище в 1943 году реально запроектировали.

1945. По понятным причинам строительство вокзала остановлено.
Маццони скрывается в Колумбии от преследования пособников фашизма. Валлот безуспешно подает несколько вариантов вокзала на рассмотрение в министерство.
Начальником строительного управления итальянских железных дорог назначается архитектор Паоло Перилли.

1952. Заканчивается строительство вокзала Венеция-Санта-Лючия по проекту Перилли (Paolo Perilli).
Ну что здесь я могу сказать...
Перилли - отличный архитектор, крепкий мастер своего дела. Вокзал хороший, удобный, качественный, и даже приятный глазу, но невыдающийся.







20 лет проектирования...
В любом случае, вокзал уже "врос" в архитектурную среду Венеции. Не знаю, объявили ли его памятником архитектуры (вроде бы нет, не объявили), но Итальянские жд в рамках реконструкции Grandi Stazioni не только не обшили его серым сайдингом, как это делают Российские жд, но бережно восстановили интерьеры и даже построила новый мост через Гранд-канал с целью связи двух крупнейших и единственных транспортных узлов Венеции (и проект моста заказали не у тухлого Ленгипротранса, а у великого Калатравы).

На этом сериал заканчиваю и перехожу к фоткам.

Интерьеры







При выходе на привокзальную площадь тебя сразу накрывает две волны:
1. Божественная красота, ради чего в Венецию и едут миллионы туристов.
2. Запах моря.




Третья волна накрывает при выходе из тени навеса - жара




Монумент Святой Лючии




Общественный транспорт




"Железнодорожникам Венето, павшим за Отечество"




Комплекс зданий, прилегающих к вокзалу: торговый центр, управления жд, муниципалитет




Мост Конституции от Сантьяго Калатрава.
Насколько понял, конструкция справа - лифт для инвалидов, который никогда не работал.




Вид жд и автомобильного моста на въезде в Венецию




Типичный уголок Италии: красота, ресторан, бомжевальня, Моника Белуччи, электрощит, сортир, жара




На другом берегу находится самая неприятная площадь Венеции - Piazzale Roma.
Автомобильный транспортно-пересадочный узел + автовокзал.







Конечная остановка трамвая




Продолжение следует...

Библиография:
Конкурсные проекты вокзала Венеции: http://www.casadellarchitettura.eu/fascicolo/data/2011-02-04_348_1267.pdf
Сериал проектирования вокзала: http://www.bassavelocita.it/storia-stazione-venezia-santa-lucia-atto/
Изображения: https://it.wikipedia.org

интерьеры, градостроительство, архитектура, набережная, жд, транспорт, Венеция, трамвай, Италия

Previous post Next post
Up