Ночные дороги (Гайто Газданов). Шульман и Юзефович анонсировали разговор об этом романе в
Закладке и подумалось, что этот пробел, в отличие от Гелиодора, действительно стоит закрыть. Полуавтобиографические заметки эмигранта, работающего таксистом в межвоенном Париже. Бессобытийно, но экзистенциально тяжело: не раз вспоминалось, как меня
выворачивал наизнанку Сартр. Тут не так надрывно (да и кожа с годами толстеет), но фоновая актуальность отягощает - в последнее время в некоторых разговорах не раз произносил тезис, заканчивающийся примерно на "...зато хорошо представляю, как спиваются и вешаются от ненужности парижские таксисты.", но вот недостаточно представлял, это ещё более неприятное знание, чем думалось. Хотя небесполезное. А передача у Шульман и Юзефович в этом случае оказалась скучноватой, ничего особо не добавила к восприятию. 7.
Большие надежды (Чарльз Диккенс). Надо иногда и в такой классике пробелы закрывать. Сложно что-то конкретное позитивное выделить: персонажи стереотипны и в основном одномерны, почти никто не меняется, сама история взросления довольно проста, язык изложения статичный, сатира прямолинейна, романтическая линия скучна. Но мне как ни странно понравилось, прямо с удовольствием погрузился на некоторое время в этот лондонский мир недоросля, которому улыбнулась удача. Стряпчий и все, кто его окружает, прекрасны, семья мальчика тоже интересная, и даже диккенсовский юмор местами вполне смешил. Тепло как-то это было. 7.
Чёрный. История цвета (Мишель Пастуро). Продолжаем. Многое конечно повторяет
книгу о синем, автор и не скрывает, что по смыслу это должна быть одна монография, а шесть отдельных книг получились из-за масштабности работы и издательских предпочтений. Но для ленивого читателя с плохой памятью вроде меня даже удобно - каждый раз берёшь небольшую книгу, многое тебе дружелюбно напоминают, так и уляжется, авось. Плюс на полке стоит ряд красивых обложек. 8.
Мифологии (Ролан Барт). Немного утомляет навязчивый марксизм Барта - если бы в тексте втрое реже встречалось слово "мелкобуржуазный" он не потерял бы ни грана смысла и убедительности, ведь именно разбор отдельных мифов прекрасен и без всей идеологии. Когда же в обощающем заключении Барт пытается рассказать, что левые мифы конечно бывают, но они не такие уж мифы, ведь прочно связаны с реальностью и революционными изменениями бытия и вообще ни на что не влияют, а вот правые мифы это п(о)рочный фундамент всей буржуазной системы, за автора становится даже немного неловко - такие манипуляции просто неприличны для его интеллектуального уровня. Если это игнорировать, то можно получить массу удовольствия и какое-то время немного иначе воспринимать мир: уж очень чётко Барт показывает на самых простых примерах, как любая, скажем, новость раскладывается на "что произошло", "как это подано" и "какие предполагаются выводы" и сколь велико может быть расстояние между этими этажами. 8.
Рай (Данте). Сложно что-то добавить к отзывам по
первым двум частям. Здесь тоже много содержательных диалогов, как в Чистилище, поэтому неспособному визуализировать описываемую атмосферу читателю (как я) это заметно интереснее, чем Ад. Концовка скучновата, слишком много бесконечного света и ещё большего света и совсем светлого света (зато понятно, откуда Пелевин брал вдохновение для своих описаний всей степеней нирваны). 7.
Ребекка (Дафна Дюморье). Не смотрел культовую экранизацию Хичкока, а надо бы. Не знаю, почему о романе часто пишут, как о великом детективе - именно детективной интриги минимум, а из нескольких "больших поворотов" хотя сколько-то непредсказуем только один. Многовато "женского романа" (подразумеваю жанр, а не авторство): однообразно утомительные описания того, что чудится или мечтается героине и клишированная одномерность большинства персонажей. Но атмосферно, достаточно увлекательно и ключевая драма запоминающаяся, вполне в удовольствие. 7.