Безмолвие девушек (Пэт Баркер). Илиада от лица Брисеиды - той царевны-наложницы, из-за отъёма которой Ахилл обиделся на Агамемнона. Ад глазами женщины, которая проходит через убийство всех родных, насилие, плен, ожидание ещё худшего падения (насытившись пленными наложницами, их часто отдавали солдатам) и стокгольмский синдром. Идеально показано, что такое война, если очистить её от духа героики и помнить, что люди, которых она касается, - это не только молодые сильные мужчины. Я Илиаду
читал недавно и сейчас подглядывал - удивительно, насколько чисто физически иначе воспринимаются описания того же боя, если лишены возвышенности Гнедича (уж не знаю, настолько ли силён стилистеский слом в оригинале относительно английского перевода Гомера), читается почти как тяжёлая фронтовая журналистика. Мне показались лишними эпизоды, которые даны авторским взглядом, не от лица Брисеиды. Лучше было обойтесь тем, что она могла видеть, не ломать цельность впечатления, да и мистики было бы меньше. 8.
Философия, порно и котики (Джессика Стоядинович aka Стоя). Сборник эссе известной деятельницы порноиндустрии: актрисы, режиссёра, блогера, спикера. В основном, размышления вокруг профессии и её связи с остальным миром - неглупые, местами забавные, не слишком оригинальные, иногда действительно с отсылками на современных философов. Собственно описания порно немного, но это бы ладно, а вот котиков вообще минимум - такой кликбейт мы осуждаем. 7.
Исторические корни волшебной сказки (Владимир Пропп). Об этой книге
написал отдельно. Кроме сказанного там, отмечу, что брать всё-таки рекомендовал бы строго после
Морфологии волшебной сказки и только если она понравилась. Тут и объём раза в три больше, и содержание более спорное. 8.
Кошкина пижама (Рэй Брэдбери). Уже читал недавно
другой поздний сборник Брэдбери и, увы, столь же разочарован. В этом собраны не только рассказы из XXI века, но и не изданные ранее старые, вплоть до 50-х. Некоторые из них показывают автора как хорошего человека, например, пара антирасистских зарисовок из молодости, но очень малоувлекательно написанных. Лучшие: Как-то перед рассветом (кажется наброском для повести Стивена Кинга) и Дело вкуса (парафраз одного из лучших эпизодов написанных двумя годами ранее Марсианских хроник). Остальное ругать не за что, но просто слабовато и скучновато. 6.
Одиссея (Гомер, перевод Жуковского). После плавания по Греции мне подарили обе классические поэмы в прекрасном издании, и
первую прочёл почти сразу, а вот до второй дошёл только через три года. Бодрее, конечно, вполне можно даже и не по одной песне за вечер читать, сюжета опять же побольше. И за счёт большей плотности событий на единицу текста не так размывается этическая сомнительность происходящего (см. первую книгу в выпуске). 7.
Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды (Константин Михайлов). Я фанат Константина, странно даже, что его книга так долго ждала в очереди. В основном на примерах экзотических обществ (Австралия, Калахари, Полинезия, Великие равнины) показано, как окружающая среда и мифы с религией взаимно определяют друг друга. Забавно, что остроте восприятия немного мешает умеренность автора. Скажем, Джаред Даймонд очевидно пишет односторонне и фанатично, но так убеждённо, что его доводы и примеры отлично помнятся
и через восемь лет, то же можно сказать про Пинкера, например. Михайлов аккуратно обобщает мейнстрим и делает выводы в стиле "влияние тут взаимное, информация неполная, однозначных выводов сделать нельзя", что конечно честнее, но не настолько врезается в память. Истории, впрочем, замечательные и небанальные, логика везде стройная, читать это определённо стоит. 8.