Книжный дайджест - 81.

Apr 07, 2021 12:20


Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда. (Дэвид Грэбер). Закончил, пребывая в уверенности, что Грэбер молодой, хотя и влиятельный профессор, у которого мысли уже интересные, а писать пока не научился, но всё впереди (как Харари, только пишет пока намного хуже), а автору, оказывается в 2018, когда вышла книга, было уже 57, а в прошлом году он умер (наверняка, тогда я и купил эту книгу, но успел об этом забыть). Печаль. Идеи осмысленные, взгляд на мир полезный, хотя спорить можно очень много с чем (что тоже хорошо), но растянуто и плохо структурировано. Мне показалось, что тут была попытка решить две задачи: сделать увлекательно и при этом научно - и обе не решены. Для увлекательности слишком длинно и много повторов, утомляет, несмотря на удачные эпизоды. А для научности явно не хватает исследовательской глубины и доказательств, получается всё равно не трактат, а очень большое эссе - вольное и удалое, но лишь зачин для серьёзного разговора, который, увы, пройдёт уже без Грэбера. 7.
Клок-данс (Энн Тайлер). Когда-нибудь я перестану восхищаться каждой следующей прочитанной её книгой, но не сегодня: на шестом для себя романе всё ещё в восторге и пора перестать делать вид, что могу это рационально объяснить. Мне очень уютно в её таких простых по устройству мирах, захватывает взгляд на жизнь через призму эпизодов, бытовая сентиментальность автобиографических героев, акцент на нужности и осмысленности как ключевых вопросах самоощущения. Ещё бы названия ей хоть как-то связанные с содержанием, чтобы романы в памяти не спутывались между собой - совсем идеально было бы. 8.
Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (Мишель Фуко). До сих пор знал Фуко лишь по пересказам и нескольким видео, а надо было давно взять тексты. Силён, конечно, что скажешь. Наблюдательно, остро, местами беспощадно, бескомпромиссная работа прекрасного ума - за этим приятно просто следить, даже если какие-то аспекты не так интересны сами по себе. Мне показалось, что перевод можно было сделать проще для чтения; думаю, оригинал яснее просто из-за структуры языка. Из смутившего - показалось, что слишком лихо Фуко сливает все формы "несвободы": больницу, тюрьму, армию, школу и прочие - анализирует их как почти аналогичные элементы единой системы, о различиях говорит слишком вскользь. 8.
Прощание с Матёрой (Валентин Распутин). Глядя с Асуанской плотины на залитые после её постройки земли, логично было задаться вопросом, а нашёлся ли тут свой Распутин, чтобы воспеть прежний быт. Использовал это как повод закрыть очередной пробел в образовании, наличие которого, впрочем, никогда всерьёз не смущало. В целом, оказалось, лучше, чем боялся, - достаточно проникновенно даже для категорически не деревенского меня, вычурность слога тоже не раздражала. Совсем не представлял, что там не только общий плач по деревне, но и весьма нелинейные рассуждения о жизни в целом. 8.
Пожар (Валентин Распутин). Взял заодно более позднюю повесть, она уже существенно слабее: описательная сила есть, но умные рассуждения о жизни сменились скучным бездумным морализаторством в стиле "воровать плохо, а чой-то люди воруют - наверное, стали плохие". 6.
Ясно, понятно (Максим Ильяхов). У меня нет рабочей задачи писать продающие тексты, но коммуникаций много, а Пиши, Сокращай очень понравилась в своё время. Тут всё не так однозначно, вопросы более спорные, поэтому рекомендации всё чаще получаются "с одной стороны, с другой стороны", и даже так с ними хочется спорить. И структура не всегда была понятна, что нестрашно для книги, которую вообще лучше читать не подряд, а отдельными параграфами. Но общий подход и приоритеты мне нравятся, а методичное повторение на куче примеров помогает запоминать. 8.

Книги

Previous post Next post
Up