Книжный дайджест - 80.

Feb 01, 2021 13:36


Искусство лёгких касаний (Виктор Пелевин). Как обычно, читаю Пелевина с отставанием примерно на полтора года - когда общественность заканчивает обсуждать свежую книгу, я беру предыдущую. В этот раз скорее понравилось, особенно центральная новелла. Забавный, хоть и не свежий приём с изложением в формате рецензии на несуществующую книгу (да, я когда-нибудь возьмусь за Борхеса, обещаю), довольно остроумно сделана полемика "рецензента" с "автором". Сюжетообразующие фантазии про химеры уж слишком близки к реальным концепциям (мемы и т.д.), чтобы поражать воображение, но обыграно живо. 7.
Жизнь после утраты. Психология горевания. (Вамик Волкан, Элизабет Зинкл). За такие книги без повода не берутся. У меня причина была косвенной, чужое переживание, поэтому, надеюсь, получилось воспринять достаточно отстранённо. Не в полной мере, так как, как прямо говорят авторы, с точки зрения нашего восприятия все формы утрат проходятся достаточно сходно, зацепок при чтении было много. Хорошая работа, анализ без нравоучений, который реально может быть полезен и самому переживающему и тем, кто рядом с ним. Пожалуй, даже рискну посоветовать на такой случай иметь её под рукой. 8.
Тамплиеры. Рождение и гибель великого ордена. (Дэн Джонс). Хороший исторический обзор, написанный почти как роман, благо материал позволяет. Без гранд-идеи, но с такими аккуратными наблюдениями, что образ складывается очень ясный и отчётливо встраивающийся в общую картину средневековья. Без сенсационности, но при этом очарованность реальными безумствами и геройствами у автора есть, и это очень оживляет повествование. 7.
Линкольн в бардо (Джон Сондерс). В разгар войны у Линкольна умирает очень любимый 11-летний сын (исторический факт) и попадает в бардо, территориально привязанное к кладбищу, куда отец приходит его оплакивать. Я равнодушен к мистике и довольно активно не люблю поток сознания как форму повествования, но здесь всё это было интересно. Пожалуй, в первую очередь, завораживает сам образ тамбурного промежуточного мирка и несколько очень ярких персонажей из его обитателей, как и стоящий перед ними выбор (тут без спойлеров). Сами Линкольны по ходу действия как раз не притягивают внимания, ни старший, ни младший, но без них было бы не так завлекательно на входе. 8.
Институт (Стивен Кинг). Надо хоть иногда читать его без многолетней задержки от публикации. Правда, тут автор меня немного подвёл - роман выглядит как написанный в 80-е, если не раньше, даже вздрагиваешь, наткнувшись там на злободневные зацепки вроде Трампа, никак не связанные с действием, честно говоря. Добротно, но скорее для юношества, приключенческая проза по сути. С мотивацией злодеев (тут всё сделано так, что даже кавычки на это слово не поставишь) же значительно хуже, чем обычно у Кинга - зачем, например, понадобились массовые убийства родителей, абсолютно непонятно. 7.
Вацлав Гавел. Жизнь в истории (Иван Беляев, он же ivan-bel). Мне давно был абстрактно симпатичен Гавел, при этом осознавал, что знаю о нём очень мало и поверхностно, теперь же представление вполне объёмное. Как мне показалось, тут не было цели сделать очень оригинальное исследование. Иван, кажется, стремился собрать аккуратную многоплановую историю именно с оглядкой на малознакомого с контекстом и персоной российского читателя - весь текст составлен не как удобно автору, а для читателя, везде аккуратные напоминания, отсылки к знакомым реалиям и пояснения для малоизвестных у нас, с примерами и аналогиями. Отдельно конечно впечатляют усилия не обходить острые углы и максимально прямо поговорить о всех ошибках, при очевидной обожании героя. Есть ощущение, что менее любящий Гавела автор сместил бы высказался бы про эти моменты жёстче, но вся фактология есть и здесь, и это очень круто. 9.

Книги

Previous post Next post
Up