Последний ребёнок (Джон Харт). Хороший триллер, интригующий. Заметно похож на вышедший в том же году третий сезон Настоящего детектива, но, скорее всего, это случайно. Для любителей жанра самое то, продолжение тоже купил. 8.
Школа для дураков (Саша Соколов). Полагаемый многими величайшим из живых русскоязычных писателей Саша Соколов, приходится мне родственником, причём даже сравнительно близким - троюродным дядей, если не путаю. Но отношения между ветвями семьи насмерть разорваны ещё до моего рождения, поэтому родство всегда было абстрактным фактом, необходимости приобщиться к творчеству не ощущал, а по всем описаниям ясно было, что это не моё. Так и оказалось, хотя некоторым усилием пробился через совсем непонятную первую часть и дочитал уже с периодическим интересом. Поток сознания мне не близок, преемственность к Набокову вижу, но как раз к той части его творчества, которую тоже не воспринимаю (что говорит обо мне, а не об авторах, конечно). Пожалуй, к середине четвёртого десятка надо спокойно признать, что до этого жанра не дорасту уже никогда. Некоторые куски и образы запомнились, но нет цельного впечатления и понимания, зачем это всё. 6.
Сказать жизни „Да!“: психолог в концлагере (Виктор Франкл). Содержание представлял неплохо по многочисленным упоминаниям и пересказам, поэтому сильного впечатления при прочтении не случилось, но это, конечно, не умаляет значимости книги, просто напоминает, что важно читать первичные источники до того, как засоришь восприятие вторичными. Кажется, заявленная цель абстрагироваться достаточно, чтобы проанализировать самого себя, не достигается, но это и не нужно, да и едва ли возможно было - дан рассказ, есть первичная концептуализация, дальше работа тех, кто в кабинетах. Моё издание было дополнено его же пьесой Синхронизация в Биркенвальде, неожиданно интересной. Понятно, что автор не драматург и пьесы писать не умеет, но сама попытка перенести свой опыт в такую форму, ещё и закрутив нестандартный сюжет, показательна - Франкл очень хотел быть понятым. 8.
Никаких правил. Уникальная культура Netflix (Рид Хастингс и Эрин Мейер). Бизнес-литературу не читаю почти никогда, но тут начальство прямо всучило. Название, конечно, обманчиво - эта история не об отсутствии правил, а об особых нормах, которые можно коротко суммировать в схему "оставляй только самых лучших, давай им максимальную зону ответственности и широкую свободу". Написано довольно приятно, живо, много любопытных примеров из жизни Netflix. С другой стороны, забавно, что люди называют невиданными ранее вольностями Netflix,
вещи, которые мне кажутся совершенно естественными и привычными. 7.
Нормальные люди (Салли Руни). Где-то у Довлатова или Жванецкого было про разговор с американцем - Я рассказал ему самый смешной анекдот, который знал, а он пожал плечами и сказал "Бывает и такое". Вот у меня схожие ощущения: понятно, что очень драматично, хорошие наблюдения, современно, а не цепляет. Буквально хочется сказать "да, так примерно и бывает" и пойти дальше. Видимо, мне не легли на душу герои - за пределами их отношений всё остальное, что должно было бы создать интерес к ним, прописано невнятно, хотя тут может быть культурный барьер, ирландцам наверное всё роднее. Совершенно не понял, зачем оформлять все диалоги как основной текст, в моём восприятии они становятся от этого совершенно безжизненными, хотя вроде необычна только пунктуация. Наверное, я просто ленивый читатель, который привык радоваться диалогам, а тут их не узнаёт. 7.
Машины как я (Иэн Макьюэн). Ещё один именитый автор, которого совсем не читал, а зря. Самый свежий его роман - любовный треугольник из двух людей и андроида в слегка альтернативных 80-х, где Англия проиграла Фолклендскую войну, Леннон, Кеннеди и, главное, Тьюринг живы, а эра интернета уже давно настала. Интересно и небанально написать об этических проблемах искусственного интеллекта в мире людей в 2019-м году весьма непросто, ведь казалось, что всё давно проговорено. И даже просто как история любви двух людей это очень здорово. Пойду назад по творчеству Макьюэна обязательно. 9.