Книжный дайджест - 71.

Jul 30, 2019 11:52

Золото бунта (Алексей Иванов). Как мистический реализм - хорошо, прямо на уровне образцов жанра, особенно простые природные символы удачно поданы. Как колоритное бытописание интересно, пусть и не до конца понятно, насколько исторически точно. Как детективно-приключенческая история - невероятно затянуто и очень много штампов и даже повторов внутри действия. Как история духовного становления и противостояния разных подходов к жизни - мимо, хотя тут вероятно я сам виноват - не смог пробиться в суть идейных позиций героев. Сами персонажи многие отличные, но смертность, которой позавидовал бы Мартин, мешает - не успеваешь к ним привыкнуть, поэтому с какого-то момента новые герои уже не цепляют, как и многочисленные описания всяких ужасов, особенно в кульминационной по идее финальной четверти. На фоне этого всеобщего истребления бессмертие протагониста и его прочие чудесные свойства смотрятся просто комично - какая Мэри Сью, тут даже Джон Макклейн из четвёртого-пятого фильмов уже успел бы пару раз погибнуть. В целом, если бы автор позволил редакторам срезать примерно половину объёма, на мой взгляд, было бы сильно лучше. Хотя понятно, что это умышленный приём, не от непрофессионализма. Но еле дочитал, честно говоря. 7.
Вторая Академия (Айзек Азимов). Понравилось больше, чем первые две части, возможно потому, что показалось менее предсказуемым. Также в плюс работает то, что здесь меньше не очень правдоподобных предсказаний и обобщений, а всё внимание приковано к конкретной истории. 8.
Гарри Поттер и методы рационального мышления (Элиезер Юдковский). Не зацепило. Я понимаю, почему она столь любима многими, но было очень тяжело это читать, многократно порывался бросить и добил на чистом упрямстве, зато теперь понимаю, что именно было не так. Популяризаторская часть хороша, поэтому начало, где в основном как раз она идёт, было интересно. А вот дальше начинается всё-таки экшен и тут случилось главное расхождение: в приключенческой литературе обязательно должно быть сопереживание, без него ничего не выйдет. Мне же в этой версии вселенной никто из персонажей не был интересен или симпатичен. Поэтому вышло как с поздней "Игрой Престолов" - было просто пофиг, кто умрёт, а кто окажется Волдемортом, всё это воспринималось лишь как детективная эквилибристика - если бы все роли перевернулись, я бы, возможно, восхитился игрой ума автора, но не испытал бы никаких эмоций. Учитывая колоссальные размеры книги, это делает чтение крайне утомительным. В общем, Юдковский умный и хороший, но конкретно на меня не хватило чисто писательского навыка увлекать своими персонажами (что прекрасно получается у далеко не столь цельных персонажей Роулинг). И ещё одно замечание - очень однообразные эмоции, главной из которых является постоянное всеобщее удивление. Если это экранизировать, то каждому актёру придётся немало постараться, чтобы передать все эти "остолбенел", "изумлённо покачал головой" и ещё сотни синонимов, на которые автор и переводчики (сочувствую им) были крайне изобретательны. А играющие Малфоя и особенно МакГонагалл рискуют после съёмок остаться с удивлённым выражением на лице навсегда. 6.
Лев Кертман: творческая палитра (Любовь Фадеева, Марина Оболонкова). В прошлом году я уже писал о книге моей тёти про деда, вышедшей вскоре после отмечания столетия со дня его рождения, теперь вот добрался и до коллегиального сборника, выпущенного по тому же поводу (и даже наткнулся в книге на собственную фотографию с юбилейной конференции). Как любой такой сборник неоднородно, куски разные как по занимательности, так и по мысли, но в целом всё равно представление даёт хорошее. По сравнению с книгой Лины, здесь ожидаемо больше про профессиональную жизнь, про вклад в науку и взаимодействие с коллегами и учениками. В общем, для своих или интересующихся, но интересно. Оценки не будет.
Язык кино (Данила Кузнецов). Лекции Данилы в Синхронизации - одна из моих любимых форм досуга, они невероятно хороши. Книга логично продолжает их линию - очень кратко (всего 100 небольших страниц крупным шрифтом) и абсолютно конкретно Данила объясняет, как устроено кино, на что в нём стоит обращать внимание, чтобы лучше понимать происходящее. Наглядно, понятно, с широким кругозором, но без капли снобизма, без всего этого "вы конечно помните, как на 12-й минуте тайваньской авторской ленты 65-го года герой смотрит вниз" - книгу можно читать при любом собственном уровне знания кино. Но лекции она не заменяет, там больше, в прекрасном живом изложении и с видео-примерами. В общем. советую и читать, и ходить к Даниле. Оценка тоже суммарная - для меня в книге после лекций было мало нового, но это точно не её недостаток. 9.
Осень в Петербурге (Джон Максвелл Кутзее). Роман о Достоевском в городе собственных персонажей и историй. На мой взгляд, получилось не так изящно, как с Дефо, но всё равно занимательно. Удивительно, насколько точно угадывается атмосфера романов Достоевского через тройной фильтр (перевод Достоевского для Кутзее, его переработка, перевод самого романа на русский). 7.

Книги, Ссылки

Previous post Next post
Up