О чем тоскует философия

Jan 31, 2018 11:50

Перед тем, как перечитать с нами платоновский миф о пещере (а именно этому посвящен ближайший кусок), Хайдеггер возвращается к тому, с чего начинал этот лекционный курс - к смыслу философствования, к тому, о чем философия. Философия, как и в античные времена, ищет начало, исток всего сущего. "Философия в своем кардинальном вопросе не продвинулась дальше по сравнению с тем, какой она была у Платона, и... в конце ее глубинная тоска - не столько о том, чтобы продвинуться дальше, т.е. прочь от себя, сколько о том, чтобы прийти к самой себе".

Ключевая фигура пройденного философией пути - Гегель. "У Гегеля философия, т.е. античная философия, в определенном смысле продумана до конца. ... Гегель увидел все, что только возможно". Но, двигаясь в кругу философских проблем (а все они были поставлены уже греками), он не делает главного, не приходит в центр круга, в "радикальный центр философии", чтобы пересмотреть все, начиная от основания. Потому, утверждает Х., задача продолжающего философствовать - не в том, чтобы расширять круг, искать проблемы за его пределами, а прояснять все ту же основную проблему Платона, "фундаментально-онтологическую проблему: вопрос о возможности понимания бытия вообще".

"Перед нами стоит задача не просто продвинуться вперед (или назад) от сущего к его бытию, но, если мы спрашиваем об условии возможности понимания бытия как такового, мы должны задавать вопрос так, что он метит по ту сторону бытия, в том направлении, в каком оно само как бытие себя набрасывает".

Вот об этом "по ту сторону бытия" - миф о пещере. О нем - следующий пост.

Платон, Гегель, Хайдеггер, философия

Previous post Next post
Up